Характеристика принципов государственного управления.

Государственное управление - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность

людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся

на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть

целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность

- наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием

людей.

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на

государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,

даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой

государством международной политики. Объективно, системно, организовано.

Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-

правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей

страны. ГУ- это управление в масштабе общества, призванное создавать и

закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов),

поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию

определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения

любых видов человеческой деятельности.

ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ

субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,

наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет

объективно целесообразные формы (структура и процесс).

ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых

объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их

практическому удовлетворению.

Цепь социального механизма формирования и реализации ГУ:

ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТЫ.

8. Понятие, основные характеристики государственного органа. Классификация государственных органов.

Важнейшим элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Основным элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Государственный орган - это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан) наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций.

Государственный орган представляет собой разновидность организации (коллектива людей, объединенных в своей деятельности общими целями и задачами) и часть организационной структуры государственного аппарата. Он обеспечивает определенный вид государственной деятельности, выполняет определенные функции и задачи, имеет свои структурные особенности.

Существенным признаком государственного органа является наличие государственно-властных полномочий, которые выражаются в компетенции государственных органов и реализуются в их практической деятельности через принимаемые ими управленческие решения. Опираясь на силу государства, они осуществляют свою деятельность, которая облекается в различные формы. В соответствии с видами деятельности государственные органы выполняют функции различного характера: нормотворческую, исполнительную и распорядительную, что обусловливает их специализацию.

Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:

· орган государства - это элемент организационной структуры государства, наделенный властью;

· орган осуществляет от имени государства выполнение определенных задач и функций;

· государственный орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;

· несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Каждый государственный орган имеет свою внутреннюю структуру - внутреннее устройство, которое зависит от положения органа в иерархической системе управления.

Систему государственных органов можно представить через две основные подсистемы (условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях Подсистема А, национального уровня образуется на основе конституции страны. Фактически - это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития.

Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А

К государственным органам подсистемы А относятся:

· глава государства;

· представительные и законодательные органы;

· правительство;

· судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд;

· органы специального назначения.

К государственным органам подсистемы В относятся:

· администрация главы государства;

· институт полномочных представителей президента (в некоторых странах);

· аппарат парламента;

· аппарат правительства;

· министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;

· аппарат судов, Генеральной прокуратуры.

Наши рекомендации