Характеристика принципов государственного управления.
Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть
целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность
- наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием
людей.
Свойства государственного управления:
В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на
государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,
даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой
государством международной политики. Объективно, системно, организовано.
Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-
правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей
страны. ГУ- это управление в масштабе общества, призванное создавать и
закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов),
поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию
определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения
любых видов человеческой деятельности.
ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ
субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,
наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет
объективно целесообразные формы (структура и процесс).
ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых
объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их
практическому удовлетворению.
Цепь социального механизма формирования и реализации ГУ:
ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТЫ.
8. Понятие, основные характеристики государственного органа. Классификация государственных органов.
Важнейшим элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Основным элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Государственный орган - это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан) наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций.
Государственный орган представляет собой разновидность организации (коллектива людей, объединенных в своей деятельности общими целями и задачами) и часть организационной структуры государственного аппарата. Он обеспечивает определенный вид государственной деятельности, выполняет определенные функции и задачи, имеет свои структурные особенности.
Существенным признаком государственного органа является наличие государственно-властных полномочий, которые выражаются в компетенции государственных органов и реализуются в их практической деятельности через принимаемые ими управленческие решения. Опираясь на силу государства, они осуществляют свою деятельность, которая облекается в различные формы. В соответствии с видами деятельности государственные органы выполняют функции различного характера: нормотворческую, исполнительную и распорядительную, что обусловливает их специализацию.
Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:
· орган государства - это элемент организационной структуры государства, наделенный властью;
· орган осуществляет от имени государства выполнение определенных задач и функций;
· государственный орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;
· несет ответственность перед государством за свою деятельность.
Каждый государственный орган имеет свою внутреннюю структуру - внутреннее устройство, которое зависит от положения органа в иерархической системе управления.
Систему государственных органов можно представить через две основные подсистемы (условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях Подсистема А, национального уровня образуется на основе конституции страны. Фактически - это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития.
Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А
К государственным органам подсистемы А относятся:
· глава государства;
· представительные и законодательные органы;
· правительство;
· судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд;
· органы специального назначения.
К государственным органам подсистемы В относятся:
· администрация главы государства;
· институт полномочных представителей президента (в некоторых странах);
· аппарат парламента;
· аппарат правительства;
· министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;
· аппарат судов, Генеральной прокуратуры.