Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

Общий порядок деятельности Правительства Российской Федерации.Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации» и регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации»[58].

Основополагающим принципом деятельности Правительства Российской Федерации является коллегиальность его деятельности. Позитивные черты коллегиальности находят свое выражение в том, что она:

а) формирует в рамках соответствующей структуры информационное поле, подпитывающее разнообразной и профессионально обработанной информацией каждого ее участника;

б) создает в организации социально-психологический микроклимат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми её участниками, даже при наличии естественных противоречий во взглядах и интересах;

в) позволяет проводить «мозговые атаки», сосредоточивая возможности объединенного интеллекта организации на поиски оптимальных вариантов решений;

г) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку заранее согласовывает интересы и цели участников данной организации;

д) укрепляет авторитет соответствующей организации в обществе за счет солидарности и общих ценностей её участников[59].

Деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он систематически проводит совещания со своими заместителями, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает проведение членами Правительства мероприятий на текущий период. Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов. В подготовке решений Правительства активно принимают участие федеральные министры, которые обеспечивают их исполнение, руководят работой федеральных министерств. Федеральные министры не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства.

Очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану в определенный день недели, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Руководители органов и организаций, на которые возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Материалы по вопросам, включенным в план заседаний Правительства, представляются не позднее чем за 15 дней до даты, определенной планом. Контроль за подготовкой и представлением материалов для рассмотрения на заседаниях Правительства осуществляется Аппаратом Правительства.

По каждому из рассматриваемых на заседании Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отношение. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.

Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства. Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится соответствующий вопрос, а при невозможности его участия—лица, его замещающего.

Заседания Правительства проводятся его Председателя, а в его отсутствие—одним из его заместителей. Заседания Правительства и его Президиума могут проходить под председательством Президента Российской Федерации.

Решения на заседаниях Правительства принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства. На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут. Лица, приглашенные на заседание, могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов.

Аппарат Правительства в установленном порядке:

—представляет средствам массовой информации официальную информацию о повестке дня заседаний Правительства;

—по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Правительства по рассмотренным на заседаниях вопросам. Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Поручения Правительства, содержащиеся в протоколах заседаний Правительства, доводятся путем направления исполнителям выписки из протокола заседания.

Законопроектная работа Правительства Российской Федерации. Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ, программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов. Планы законопроектной деятельности формируются Правительством на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций.

Правительство, реализуя право законодательной инициативы, рассматривает и вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов, участвует в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания, Президента Российской Федерации.

Планами законопроектной деятельности и иными актами Правительства предусматриваются поручения федеральным органам исполнительной власти по разработке законопроектов. При этом определяются федеральный орган исполнительной власти—головной исполнитель, состав соисполнителей и срок представления документов. Ход исполнения поручений контролируется Аппаратом Правительства.

Для организации разработки законопроектов комплексного межотраслевого характера, требующей привлечения большого количества заинтересованных организаций, по предложению головного исполнителя могут образовываться комиссии, состав которых утверждается Правительством. Порядок подготовки и представления на рассмотрение в Правительство законопроектов устанавливается актами Правительства об организации законопроектной деятельности. Решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседании Правительства.

Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов в палаты Федерального Собрания, минуя Правительство, и передача подготовленных ими законопроектов иным субъектам права законодательной инициативы не допускаются. Председатель Правительства может согласиться с предложением о совместном внесении в Государственную Думу законопроекта, в разработке которого вместе с Правительством участвовали другие субъекты права законодательной инициативы, либо о внесении совместно разработанного законопроекта этими субъектами права законодательной инициативы без участия Правительства.

По законопроекту, вносимому в Государственную Думу Правительством, официальным представителем Правительства назначается, как правило, руководитель или заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти-головного исполнителя. Федеральные органы исполнительной власти, совместно его разработавшие, осуществляют сопровождение законопроекта до его принятия и своевременно представляют в Правительство согласованные предложения по обеспечению реализации его положений.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации с учетом предложений федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, а также других организаций, определяемых Правительством. Проект федерального бюджета и другие документы, подлежащие внесению одновременно с ним в Государственную Думу в соответствии с бюджетным законодательством, представляются в Правительство, как правило, за 30 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта в Государственную Думу.

Внесенный в Правительство проект федерального бюджета предварительно рассматривается заместителями Председателя Правительства, после чего по решению Председателя Правительства представляется на заседание Правительства. Одобренный Правительством проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу с приложением документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством. Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год, подготовленный Министерством финансов Российской Федерации.

Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.

Его структура включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата—департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов и управлений создаются отделы. В Аппарате Правительства могут образовываться также отделы, не входящие в состав департаментов и управлений (далее именуются самостоятельные отделы), полномочия которых и рассматриваемые ими вопросы устанавливаются Руководителем Аппарата Правительства. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Руководитель Аппарата Правительства имеет заместителей, которые в соответствии с утвержденным распределением обязанностей координируют и контролируют работу подразделений Аппарата Правительства, организуют подготовку решений Правительства, а также материалов к заседаниям Правительства и его Президиума.

Аппарат Правительства имеет необходимые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие печати, штампы и бланки установленного образца.

В своей работе Аппарат Правительства руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, Регламентом Правительства, Положением «Об Аппарате Правительства Российской Федерации». Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства Заместителем Председателя Правительства или федеральным министром. К функциям Аппарата Правительства относится:

а) осуществление подготовки для рассмотрения в Правительстве внесенных в установленном порядке проектов постановлений и распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также проектов федеральных законов, международных договоров Российской Федерации и других актов, требующих рассмотрения в Правительстве;

б) прорабатывание поступающих в Правительство документы и обращения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, палат Федерального Собрания, готовит по этим документам необходимые материалы, а также проекты поручений Председателя Правительства и его заместителей;

в) организация контроля за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и его заместителей, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства и его заместителям предложения о принятии дополнительных мер по обеспечению выполнения этих решений и поручений;

г) обеспечение подготовки необходимых аналитических и справочных материалов по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Правительства и его Президиума, осуществляет организационное обеспечение этих заседаний, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и его заместителей, оформляет принятые решения;

д) обеспечение взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального Собрания;

е) организация проработки поступивших в Правительство парламентских запросов, запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, подготовка по ним проектов поручений Председателя Правительства и его заместителей, направление обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в соответствующие органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа;

ж) организация подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства на проекты федеральных законов, поступающих от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы Федерального Собрания;

з) организация в установленном порядке проработки поступивших из судов в Правительство документов и подготовка проектов поручений Председателя Правительства и его заместителей о представлении в суде интересов Правительства;

и) рассматривание обращений граждан и письма организаций, адресованных в Правительство, и подготовка предложения по решению поставленных в них вопросов, направляет эти обращения и письма в соответствующие органы исполнительной власти для рассмотрения и принятия мер, проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями и письмами;

к) организация приема граждан заместителями Председателя Правительства, руководителями федеральных органов исполнительной власти, Руководителем Аппарата Правительства и его заместителями, руководителями структурных подразделений Аппарата Правительства;

л) обеспечение организации проведения протокольных мероприятий Правительства;

м) обеспечение ведения делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации;

н) выполнение других функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства.

Наши рекомендации