Председатели ведущих комитетов обычно являются известные в общественной жизни люди, имеющие особые заслуги в своей профессиональной деятельности. Так, председателем комитета по

Комиссии являются чаще всего временными рабочими органы палат. Они создаются на определённый срок для решения конкретной задачи. Решение о создании временной комиссии оформляется постановлением палаты, в котором указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия, ее полномочия, срок деятельности и состав. В состав временной комиссии могут входить Председатель палаты, первый заместитель Председателя, заместители Председателя палаты. Палаты Федерального Собрания принимают решение о прекращении деятельности временной комиссии по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.

Согласно статье 30 Регламента Совета Федерации в верхней палате российского парламента образуются следующие комитеты и постоянные комиссии:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по бюджету;

Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям;

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

Комиссию Совета Федерации по информационной политике;

Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Состав комитетов и постоянных комиссий утверждается большинством голосов от общего числа членов палаты. В состав комитета Совета Федерации должно входить не менее семи человек. Если составе комитета становится менее семи человек, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить соответствующие предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации.

Председатели комитетов и постоянных комиссий, их первые заместители избираются на заседании комитета и утверждаются на общем заседании палат на срок полномочий избранных членов Совета Федерации—представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Комитет, комиссия Совета Федерации численностью менее 10 членов избирает не более трех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью от 10 до 15 членов - не более четырех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью свыше 15 членов - не более пяти заместителей председателя комитета, комиссии.

К компетенции комитетов и комиссий Совета Федерации относятся следующие вопросы:

а) разработка и предварительное рассмотрение законопроектов и поправок к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

б) подготовка предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

в) осуществление подготовки заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

г) предварительное рассмотрение внесенных в Государственную Думу законопроектов, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы могут направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

д) могут предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

е) рассматривают федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

ж) принимают участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

з) могут готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств;

и) организуют проведение парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий по вопросам своего ведения;

к) участвуют в подготовке и проведении "правительственного часа" на заседании Совета Федерации;

л) решают вопросы организации своей деятельности;

м) вносят в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

н) вносят в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации;

о) рассматривают иные вопросы, отнесенные к его (ее) ведению Советом Федерации.

Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц, с уведомлением членов комитета (комиссии) не менее чем за 72 часа. Для извещения других членов Совета Федерации необходимая информация помещается на доске объявлений палаты. По согласованию с Советом палаты в субъектах Российской Федерации могут проводиться выездные заседания комитета, комиссии Совета Федерации. Место проведения выездного заседания определяется соответствующим комитетом (комиссией) Совета Федерации самостоятельно. Заседания комитетов (комиссий) проводятся на принципах гласности, открытости, свободного обсуждения вопросов. Ежегодно комитеты (комиссии) Совета Федерации представляют палате отчет о проделанной работе.

Согласно статье 20 Регламента Государственной Думы в нижней палате российского парламента образуются следующие комитеты:

Комитет Государственной Думы по законодательству;

Комитет Государственной Думы по государственному строительству;

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;

Комитет Государственной Думы по собственности;

Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

Комитет Государственной Думы по обороне;

Комитет Государственной Думы по безопасности;

Комитет Государственной Думы по международным делам;

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет Государственной Думы по информационной политике;

Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту;

Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

Комитет Государственной Думы по экологии;

Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

Комитет Государственной Думы по культуре и туризму;

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Также в Государственной Думе действуют ряд постоянных комиссий. К их числу относятся следующие комиссии мандатная, по этике, для дачи заключения по вопросу отрешения Президента Российской Федерации. Могут быть образованы и иные постоянно действующие комиссии.

Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы. При определении персонального состава комиссии соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. В состав комитетов и Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. О заседании комитета, комиссии председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.

Заседание комитета, комиссии Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации. Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

в) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

г) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

ж) решают вопросы организации своей деятельности.

Наши рекомендации