Чеченская кампания 1994 – 1996 гг.

Генерал Д. Дудаев, разогнав осенью 1991 г. местный парламент, взял под контроль Чеченскую республику и утвердил в ней исламские порядки. Постепенно республика стала очагом организованной преступности. Только за 1993 г. в Чеченской республике и соседних с ней областях нападению подверглось 559 поездов с полным или частичным разграблением около 4000 вагонов и контейнеров на сумму 11,5 млрд. руб. За 8 месяцев 1994 г. было совершено 120 подобных нападений, сумма ущерба составила более 11 млрд. руб. Количество беженцев из республики стремительно росло и составляло в это время до 200 тыс. человек (около 20% населения Чечни). Прямую ответственность за подобное развитие событий нес режим Д. Дудаева.

После неудачного осеннего наступления антидудаевской чеченской оппозиции на г. Грозный Б. Ельцин 9 декабря 1994 г. подписал указ о вводе войск в Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. С помощью военной операции, начавшейся 11 декабря, российское руководство пыталось предотвратить выход Чечни из состава России, вернуть контроль над проходящими через республику стратегическими нефтепроводами и железными дорогами, обуздать преступность в регионе.

Военные действия в Чеченской республике (самопровозглашенное название – Ичкерия) велись на протяжении двух лет. Грозный был взят лишь 11 марта 1995 г., Аргун – 23 марта, Гудермес – 30 марта и Шали – 31 марта. Уничтожение незаконно созданных армейских подразделений Чеченской республики не привело к прекращению военных действий, которые теперь велись между российской армией и партизанскими чеченскими формированиями. В апреле 1995 г. подразделения МВД России и российской армии, проведя серию операций, взяли под контроль южную Чечню. При этом порой не делалось принципиальных различий между мирным населением и боевиками.

14 июня 1995 г. чеченский террористический отряд Ш. Басаева совершил рейд в Ставропольскую область и захватил больницу в г. Буденновске. После неудачного штурма, проведенного 17 июня, начались переговоры, в результате которых Правительство РФ вынуждено было отпустить террористов.

Теракт в Буденновске показал необходимость изменения российского подхода к чеченской войне. Был инициирован процесс пророссийских выборов в Чечне. 17 декабря 1995 г. руководителем Чеченской республики был избран Д. Завгаев, провозгласивший курс на установление мира в республике, восстановление чеченской экономики и сотрудничество с российскими властями.

Хрупкость достигнутого равновесия показали события в г. Кизляре (Республика Дагестан) и с. Первомайском. 9 января 1996 г. еще одна группа террористов под руководством С. Радуева и X. Испарилова в составе около 500 человек захватила роддом и несколько зданий в Кизляре. В заложниках оказались около 3 тыс. человек. Штурм подразделениями МВД и ФСБ села Первомайского, где бандиты были блокированы, привел к гибели более 40 заложников и мирных жителей, а также около 30 военнослужащих.

Избрание Б. Ельцина на второй президентский срок привело к активизации чеченского сопротивления, максимально использовавшего мирную передышку. В результате боев 6 – 10 августа 1996 г. Грозный вновь перешел под контроль чеченских боевиков. В этих условиях Б. Ельцин, не решаясь на возобновление военных действий, начал процесс мирных переговоров. 31 августа 1996 г. в Хасав-Юрте был подписан договор о прекращении военных действий (с российской стороны – Секретарь Совета безопасности генерал А. Лебедь, с чеченской стороны – начальник штаба войск Ичкерии А. Масхадов). 23 ноября 1996 г. последний солдат российской армии покинул территорию Чечни. Де-факто Ичкерия стала независимой. 27 января 1997 г. президентом республики был избран А. Масхадов.

Вместе с тем прекращение военной фазы противостояния между центральной российской властью и чеченскими террористами, подписание хасавюртских соглашений и мирного договора с Чеченской республикой Ичкерия (май 1997 г.) не решили основной причины военных действий – ликвидации террористического режима в этой республике.

В ноябре 1996 г. чеченские террористы взорвали жилой дом в Каспийске; в декабре 1996 г. в чеченском селении Новые Атаги были расстреляны шесть сотрудников госпиталя Международного комитета Красного Креста; в апреле 1997 г. произведены взрывы на железнодорожных вокзалах Армавира и Пятигорска; в декабре 1998 г. зверски убиты четверо сотрудников британской компании «Грейнджер телеком». В 1999 г. прогремел взрыв на Центральном рынке во Владикавказе, унесший жизни 50 человек. В 1997 – 1998 гг. свыше 60 чеченских бандитских группировок похитили 1094 человека, в 1999 г. – 270.

В первых числах августа произошло массовое вторжение вооруженных чеченских отрядов под командованием Ш. Басаева и Хаттаба в Цумадинский район Дагестана. Чеченские боевики захватили нескольких селений в Ботлихском и других районах Дагестана. Численность вторгшихся, вооруженных сил сепаратистов достигала по различным оценкам от 3 до 8 тыс. человек. Лишь после неожиданного удара боевиков в августе 1999 г. с запозданием началась переброска в горные районы Дагестана дополнительных войск МВД и МО.

Критика российской общественностью неубедительных действий Правительства на Северном Кавказе привела к отставке 9 августа с поста главы Правительства С. Степашина. Исполняющим обязанности главы Кабинета был назначен В.В. Путин. На посту директора ФСБ его заменил Н. Патрушев. 16 августа кандидатура В.В. Путина была утверждена Государственной Думой. Основные министерские посты остались за прежними руководителями.

В конце сентября, после освобождении дагестанских селений части российской армии перешли административную границу с Чечней. Ликвидация баз террористов в Чеченской республике, возобновление контроля над ее территорией стали одними из основных вопросов предвыборной президентской кампании В.В. Путина. Глава Правительства продемонстрировал готовность к решительным действиям по укреплению российской государственности.

К 12 октября под контроль федеральных войск были взяты Наурский, Шелковской и Надтеречный районы. 12 ноября 1999 г. от террористов был освобожден Гудермес, второй по значению город Чеченской республики. Решительными действиями был заложен фундамент для окончательного разгрома сил боевиков в 2000 г. Рейтинг популярности нового премьера-государственника осенью 1999 г. стремительно возрос.

19 декабря 1999 г. прошли выборы в Государственную Думу. Радикальной левой оппозиции (КПРФ), региональной центристской оппозиции (блок «Отечество – Вся Россия» во главе с Е. Примаковым, Ю. Лужковым и В. Яковлевым) был противопоставлен проправительственный избирательный блок «Единство». Финансовые и информационные ресурсы, наряду с явным ассоциированием блока «Единство» с именем В.В. Путина, значительно расширили его электорат. Объединив свои силы и заявив о поддержке В. Путина, вступил в борьбу и праволиберальный блок «Союз правых сил» во главе с С. Кириенко, Б. Немцовым, И. Хакамадой. В ходе выборов КПРФ получила 24,3% голосов избирателей, «Единство» – 23,3%, «Отечество – Вся Россия» – 13,3%, «Союз правых сил» – 8,5%, ЛДПР и «Яблоко» – по 6%. «Единство» и КПРФ в дальнейшем взяли под контроль ключевые думские комитеты. Спикером Государственной Думы был вновь избран представитель КПРФ Г.Н. Селезнев. Состав верхней палаты российского парламента – Совета Федерации – в ходе выборов 1999 – 2000 гг. не претерпел существенных изменений. Обязанности его главы по-прежнему исполнял Е.С. Строев.

Успех блока «Единство» на выборах увеличивал шансы на избрание В.В. Путина Президентом. Этому способствовали и удачно разворачивающиеся действия российских войск в Чечне. Учитывая эти обстоятельства и желая максимально обеспечить победу на выборах своему объявленному преемнику, Президент РФ Б. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил стране о сложении с себя президентских полномочий. Согласно Конституции РФ 1993 г., к их исполнению приступил глава российского Правительства В.В. Путин.

(Ходякова Новейшая история России [Текст]. – М., . – С. 431 – 434).

Ельцин и история

Восемь с половиной лет – вплоть до добровольного ухода в отставку в декабре 1999 г. – находился на посту Президента России Б.Н. Ельцин. За этот период многое было сделано, не обошлось без ошибок и промахов, которые, на наш взгляд, имели как объективные, так и субъективные причины.

К первым можно отнести то, что к концу 1991 г. Россия оказалась в очень сложной геополитической, социально-экономической, идеологической ситуации, требовавшей сильной политической воли, четко продуманной программы действий ее руководителей, прежде всего Президента. Кроме того, следует учесть то наследие, которое досталось от более чем 70-летнего коммунистического прошлого: менталитет нескольких поколений населения России, выросших и сформировавшихся в советское время; командно-административную систему хозяйствования, не сломленную «партийно-номенклатурной» перестройкой Горбачева; до предела милитаризованную экономику; крайне узкий круг подлинных сторонников демократических реформ, на кого мог бы опереться Президент; сложность перехода от тоталитаризма к демократическому, правовому государству с рыночной экономикой.

Что касается личных черт характера Ельцина, то, как отмечал бывший пресс-секретарь Президента В. Костиков, «в Ельцине уживались как бы три человека: аппаратчик советского покроя; популист, знающий достоинства и слабости своего народа и умеющий, когда нужно, козырнуть этими знаниями; и, наконец, реформатор. Все эти типы причудливо переплелись в нем и нередко вступали друг с другом в противоборство».

В любом случае, какими бы красками мы его ни рисовали, но именно ему поручила история поставить последнюю точку в величайшей драме нашей страны, именуемой «коммунизмом». Его фигура вошла в историю России, как вошли в нее все великие лидеры Кремля, правившие этой крепостью на крутых переломах эпох... Иван Грозный... Петр Великий... Ленин... Сталин... Рискованные сравнения, скажете Вы?! Ну, что поделаешь, это наша история и другой – не дано. Такова она... Исправлять надо не историю, а будущее...

(История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Путина [Текст]. – Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2005. – С. 639 – 640).

Татьяна

Владимировна

Константинова

ИСТОРИЯ РОССИИ

Пособие для самостоятельной работы

Редактор Л. Ковалева

Корректор Н. Клюева

Обложка К. Стародуб

Наши рекомендации