Главные черты социально-экономической политики правительств западных стран после Второй мировой войны
США в 1945— 1960 гг.
1. Влияние 2-й мировой войны на США.
2. Политика администрации Г. Трумэна.
3. Маккартизм и его влияние на жизнь страны.
4. Внутренняя и внешняя политика администрации Д. Эйзенхауэра.
После окончания 2-й мировой войны позиции США в мире еще более окрепли. США укрепили свою роль мирового экономического лидера (в 1945 г.производили 2/3 промышленной продукции капиталистического мира). Страна стала мощной военной державой (вторая по численности армия, самые мощные в мире авиацию и военный флот, до 1949 г. монополия на ядерное оружие). На международной арене США превратились в политического лидера западного мира, чего им не удалось добиться после 1-й мировой войны.
После окончания войны главным вопросом внутренней политики стал вопрос о государственном регулировании. Деловые круги, часть экономистов, политики Республиканской партии требовали положить конец государственному вмешательству в социально-экономические процессы. Но демократ Г. Трумэн, ставший президентом после смерти Ф. Рузвельта в апреле 1945 г., продолжил политику регулирования, выдвинув в сентябре 1945 г. программу реформ, получившую название «справедливый курс». Принятые в 1945-1946 гг. «солдатский билль» и закон о занятости в сочетании с отложенным спросом позволили быстро (за 1945-1946 гг.) решить проблему реконверсии экономики.
Несмотря на достигнутые успехи, борьба по вопросу о госрегулировании продолжалась. Республиканцы, завоевавшие в 1946 г. большинство в обеих палатах Конгресса, в 1946-1947 гг. приняли решения о сокращении налогов и социальных расходов, провели закон Тафта-Хартли, ограничивший права профсоюзов. Трумэн пытался бороться с этими решениями при помощи права вето, но потерпел неудачу.
Но эта борьба с Конгрессом в сочетании с выдвинутой в ходе избирательной кампании программой широких реформ позволили Трумэну победить на президентских выборах 1948 г. Президент вернулся к проведению активных социальных программ, а после начала войны в Корее усилил госконтроль над экономикой. За время его правления минимальная зарплата выросла с 40 до 75 центов за час, число получателей пособий увеличилось на 10 млн. человек, было построено 810 тыс. дешевых квартир, понизилась безработица. Война в Корее позволила преодолеть экономический спад 1948-1949 гг. и сократить уровень безработицы.
Однако все эти достижения были отодвинуты на второй план проблемами внешней политики. После колебаний 1945-1946 гг. Трумэн в 1947 г. сделал выбор в пользу противодействия усилиям СССР по расширению сферы влияния и положил в основу своей внешней политики «доктрину сдерживания». На практике она выразилась в «доктрине Трумэна», плане Маршалла, расколе Германии, пакте Рио-де-Жанейро, создании НАТО. В 1950 г. США ввязались в войну в Корее, ход которой с 1951 г. стал восприниматься американцами как поражение.
Неудачи в противодействии СССР привели к резкому подъему антисоветских и антикоммунистических настроений, получившему название маккартизм по имени сенатора Дж. Маккарти, который требовал от правительства решительной борьбы с «агентами СССР» в стране. Под давлением консерваторов Трумэн издал указ о проверке лояльности, а в 1950 -1952 гг. Конгресс принял два закона, направленных против коммунистов. Попытки Трумэна сдержать деятельность маккартистов были расценены, как нежелание президента бороться с советской агентурой. Популярность президента упала до 24 %, что стало самым низким результатом с момента проведения опросов.
На президентских выборах 1952 г. победил республиканец Д.Эйзенхауэр, который хоть и не был профессиональным политиком, но оказался умелым и вдумчивым управленцем. Сначала старался подстроиться под настроения американцев и создал в1953 г. несколько Комиссий по расследованию антиамериканской деятельности под общим руководством Маккарти. Но когда их деятельность вызвала недовольство общественности, распустил комиссии и отправил Маккарти в отставку, что позволило вернуть внутреннюю жизнь страны в нормальное русло.
Свой внутриполитический курс президент называл «динамичным консерватизмом». Считая, что американское общество устало от глобальных программ демократов и нуждается в передышке, он отказался от выдвижения крупных проектов и ослабил прямое государственное регулирование экономики. Но, будучи реалистом, сохранил косвенные методы воздействия на экономику. Он также продолжил развитие социальных программ, и увеличил социальные расходы на 4 млрд. долл. по сравнению с президентством Трумэна.
Такой курс был поддержан политической элитой страны. В середине 50-х гг. подходы двух главных партий к социально-экономической политике заметно сблизились («консервативный консенсус»).
Во время правления Эйзенхауэра экономика США развивалась средними темпами (рост на 3,6% в год), но в ней началось внедрение достижений НТР и структурная перестройка. Повысился уровень жизни населения и начал формироваться массовый средний класс. Уровень социальных конфликтов заметно снизился. Диссонанс в картину внутреннего спокойствия внесла активизация движения чернокожего населения, вызванная дискриминацией афроамериканцев. В 1957 гг. был принят закон о гражданских правах негров, который хоть и не остановил движения протеста, но стал первым шагом по решению проблемы.
Во внешней политике Эйзенхауэр также показал себя реалистом. В 1953 г. он завершил войну в Корее, но под влиянием антисоветских настроений в стране первоначально выстраивал отношения с СССР на основе доктрины «массированного возмездия», разработанную Д.Ф. Даллесом. Затем под влиянием советских успехов в разработке ракетно-ядерного оружия вернулся к «доктрине сдерживания» и начал нормализацию отношений с СССР, приняв принципы «мирного сосуществования». В то же время предпринял действия по укреплению позиций США в мире. Это проявилось в создании СЕАТО, свержении режима Гватемалы, принятии Формозской резолюции и «доктрины Эйзенхауэра» в отношении стран Ближнего Востока. При этом президент воздерживался от силовых акций с сомнительным исходом. США отказались послать войска во Вьетнам, не поддержали операцию Великобритании, Франции и Израиля против Египта, отказались от поддержки антикоммунистического восстания в Венгрии.
Взвешенная политика позволила Эйзенхауэру в 1956 г вновь победить на выборах. Но в конце 50-х гг. эта политика стала раздражать американцев, т.к. стало очевидно, что главные конкуренты США развиваются более динамично. Президента стали упрекать в том, что его осторожная политика затормозила развитие страны, а самому Эйзенхауэру не хватает решительности и динамизма. Стало очевидно, что политика Эйзенхауэра достигла своего предела. Тем не менее, президент выполнил свою миссию: успокоил общество и обеспечил ему движение вперед. Не случайно стал одним из немногих президентов США, который ушел с поста столь же популярным, что и во время прихода в Белый дом.
США в 1976 — 1992 гг.
1. Внутренняя и внешняя политика администрации Дж. Картера.
2. США в годы правления Р. Рейгана.
3. Политика администрации Дж. Буша.
В момент прихода Дж. Картера в Белый дом в экономике страны наблюдался период стагфляции. В 1976-1978 гг. президент пытался решить экономические проблемы при помощи кейнсианских методов. Власти заморозили цены на горючее, увеличили зарплаты и социальные расходы, рассчитывая оживить экономику при помощи увеличения потребительского спроса. Но из-за сохранения высоких налогов и сильного регулирования такая политика привела лишь к росту инфляции, сокращению инвестиций, застою в экономике и росту безработицы. В 1979 г. Картер сделал поворот во внутренней политике: были разработаны программы сокращения налогов и предприняты попытки сдержать рост зарплат и социальных расходов. Но противодействие профсоюзов сорвало планы администрации по активизации экономического роста. Начавшийся в 1980 г. структурный кризис вызвал новое ухудшение экономической ситуации и стал одной из причин падения популярности президента.
Вторым источником проблем для Дж. Картера стала внешняя политика. Достижениями его администрации в деле укрепления позиций США стало установление дипломатических отношений с КНР и подписание мирного договора между Египтом и Израилем. Картер продолжил политику разрядки, подписав договор ОСВ-2. В то же время он не сумел эффективно воспрепятствовать действиям СССР по расширению сферы влияния в Африке и Азии. Сильным ударом по престижу США стало свержение режима Сомосы в Никарагуа, а также иранская революция и неудачная попытка освобождения американских заложников в этой стране. Общественность США расценила внешнюю политику президента как мягкотелую.
На выборах 1980 г. Картер проиграл республиканцу Р. Рейгану, причинами победы которого стали недовольство населения политикой Картера, «консервативный поворот» в массовом сознании страны, обещание восстановить пошатнувшийся авторитет США на международной арене.
Правление Р. Рейгана стало кардинальным поворотом во внутренней политике. Его администрация начала проведение глубоких реформ, нацеленных на создание новой экономической и социальной модели. Этот курс получил название «рейганомика» и включал в себя следующие основные направления: снижение налогов на предпринимателей, сокращение государственных расходов (кроме военных расходов), ликвидация ограничений предпринимательской деятельности, проведение рестриктивной финансовой политики.
Планировалось, что уже в 1981 г. в стране возобновится экономический рост, а в 1982-1986 гг. ВВП будет ежегодно увеличиваться на 4,5 %. Но в реальности начало реформ привело к ухудшению экономической ситуации в 1981-1982 гг., росту безработицы и падению доходов населения. Профсоюзы постарались путем забастовок вынудить Рейгана изменить курс. Но президент отказался пойти на уступки и заставил профсоюзы отказаться от требований повышения зарплаты, рост которой до конца 80-х гг. был ниже, чем рост производительности труда. Более серьезной проблемой для Рейгана стало противодействие демократов, имевших большинство в Палате представителей и проваливших ряд программ по сокращению госрасходов. Президенту пришлось сохранить финансирование главных социальных программ и искать самые разные способы экономии средств. Но от сокращения налогов и общей направленности внутреннего курса Рейган не отступил, считая, что альтернативы нет.
Жизнь показала правоту президента. В 1983 г. возобновился экономический рост, в 1984-1989 гг. ВВП ежегодно увеличивался на 4,2 %. Число безработных сократилось, инфляция снизилась более чем в 2 раза, вырос уровень жизни большинства американцев. Но «рейганомика» породила и ряд проблем: резко вырос дефицит госбюджета, низкая инфляция привела к высокому курсу доллара, что создало проблемы с экспортом, усилилось социальное неравенство.
Во внешней политике Рейган в первой половине 80-х гг. при помощи жестких действий старался восстановить авторитет США. В отношении СССР проводилась политика «мира с позиции силы», выразившаяся в усиление идеологического противостояния, увеличении военных расходов и создании новых видов вооружений. Одновременно США увеличили помощь своим союзникам и оппозиционным силам в странах советской сферы влияния. Рейган также вернулся к проведению силовых акций: свержение прокубинского режима Гренады, бомбардировки Триполи и Бенгази, неудачная попытка укрепить прозападный режим в Ливане. После начала перестройки в СССР Рейган пошел на нормализацию отношений с СССР, в 1987 г. подписал с Горбачевым договор РСМД, координировал с Москвой подходы к решению главных международных проблем.
Политика Рейгана была позитивно воспринята американцами, считавшими, что президент вернул стране ее достоинство. В 1984 г. Рейган без труда победил на президентских выборах, а на выборах 1988 г. уверенную победу одержал вице-президент Дж. Буш, пообещавший продолжить политику Рейгана.
В первый год пребывания у власти новый президент выполнял это обещание. Но кризис страховой системы 1989 г. и начавшийся в 1991 г. экономический спад потребовали увеличения госрасходов. В результате была сорвана реализация программ администрации по снижению налогов и поддержке мелкого бизнеса, поскольку это означало увеличение бюджетного дефицита. Бушу пришлось пойти на увеличение налогов и новое сокращение социальных расходов для укрепления финансовой системы, переложить на частные компании финансирование ряда государственных мероприятий. Тем самым президент отступил от политики Рейгана, но не сумел предложить собственный эффективный курс преодоления экономических проблем.
Более успешной была внешняя политика администрации Дж. Буша, благодаря ослаблению СССР и краху социализма в странах Европы. Совместными усилиями США и СССР урегулировали локальные конфликты в Никарагуа и на юге Африки, подтолкнули Израиль и арабские страны к началу переговоров. В 1990-1991 гг. были подписаны договоры об объединении Германии, об обычных вооружениях в Европе, договор СНВ-1. США предоставили СССР экономическую помощь и подтолкнули своих союзников к аналогичным шагам. На Американском континенте США свергли режим Норьеги в Панаме, с 1990 г. начали переговоры с Канадой и Мексикой о создании зоны свободной торговли. Противодействие агрессии Ирака против Кувейта показало, что США стали лидером мира.
Но успехи во внешней политике не могли заслонить внутренних проблем: спад в экономике, высокий дефицит бюджета, увеличение безработицы, сохранение значительных разрывов в уровне доходов населения. Население страны воспринимало Буша как политика, не имевшего ясной программы действий. На президентских выборах 1992 г. он проиграл демократу Б. Клинтону, выдвинувшему обновленный вариант программы Демократической партии, основанный на принципах неокейнсианства и воспринятый американцами как реальная программа нового политического курса.
Франция в 1958 — 1981 гг.
1. Особенности режима V Республики.
2. Франция в годы доминирования голлизма.
3. Изменения в расстановке политических сил в 70-е годы.
В октябре 1958 г. во Франции была принята новая конституция, установившая в стране 5-ю Республику. Конституция 1958 г. резко расширила полномочия президента. Он полностью контролировал внешнюю политику страны, формировал правительство и определял его внутреннюю политику. Президент мог распустить парламент, если тот будет блокировать политику правительства. Конституция 1958 г. хорошо учитывала политические особенности Франции и дала стране необходимую политическую стабильность.
В 1958 г. президентом Франции был избран Ш. де Голль. Его внешняя и внутренняя политика базировались на идее «величия» Франции, что предполагало ее превращение в одну из великих держав мира. Во внешней политике де Голль перестал ориентироваться на США и проводил самостоятельный курс. В 1960 г. Франция создала свое ядерное оружие, что повысило ее роль в мире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, но сохранила участие в политической организации блока. При де Голле Франция стала политическим лидером ЕЭС, заметно улучшила отношения с СССР и по целому ряду международных проблем занимала особую позицию, отличавшуюся от позиции США и НАТО. Де Голль также окончательно решил колониальную проблему. В 1960 г. Франция предоставила независимость своим колониям в Черной Африке, а в 1962 г. – Алжиру.
Во внутренней политике де Голль еще больше усилил госрегулирование и сделал государство двигателем экономики. В сельском хозяйстве государство оказало крупную финансовую поддержку крупным хозяйствам, видя в них главных производителей сельхозпродукции. В финансовой сфере государство затормозило рост социальных расходов, что позволило снизить инфляцию, В промышленности государство выделило крупные кредиты новейшим отраслям и с помощью различных методов заставило частные фирмы внедрять новую технику.
В 60-е годы развитие экономики ускорилось, и по темпам экономического роста Франция уступала только Японии. В начале 70-х Франция вышла на 4-е место по уровню развития, стала вторым после США экспортером продовольствия и вышла на 3-е место по экспорту оружия.
Благодаря всем этим успехам де Голль в 60-е годы пользовался высоким авторитетом в стране, а голлистская партия ЮНР в союзе с правоцентристской организацией НФНР доминировала в парламенте. Еще одной причиной сильных позиций голлизма стала идеология голлистского движения, выстроенная на идеях «национального величия», сильного государства-арбитра и сотрудничества труда и капитала (идея «участия»). Доминированию голлистов содействовала также слабость противников ЮНР, которым не удавалось объединиться.
Но в мае-июне 1968 г. неожиданно для властей страну поразил политический кризис. 3 мая 1968 г. студенты Парижского университета начали забастовку, требуя отставки правительства. Они были недовольны системой высшего образования и выступали против традиционных ценностей западного общества. Забастовка студентов переросла в столкновения с полицией и строительство баррикад. Студентов поддержали рабочие, недовольные медленным ростом социальных расходов. Рабочие начали всеобщую забастовку с участием 10 млн. человек. Одновременно выступили фермеры, недовольные политикой поддержки крупных хозяйств.
Правительство в мае 1968 г. заключило соглашение с профсоюзами о повышении зарплаты и расширении их прав, что позволило сбить забастовочное движение. Затем де Голль, заручившись поддержкой армии, запретил радикальные студенческие организации и распустил парламент. На выборах в июне 1968 г. голлистская партия одержала полную победу, так как французы, напуганные потрясениями, стремились к стабильности. В июне 1968 г. забастовки и студенческие выступления прекратились, и кризис был преодолен.
Однако авторитет де Голля был подорван. В 1969 г. он ушел с поста президента, так как не получил поддержки населения на референдуме по вопросу о реформе системы самоуправления и расценил это как недоверие народа. В 1969 г. новым президентом Франции был избран голлист Ж. Помпиду.
В 70-е годы политическая борьба во Франции обострилась. Во многом это было вызвано экономическими проблемами. В 1974-1975 гг. страну поразил экономический кризис, сменившийся затяжной депрессией. Производство топталось на месте, безработица выросла в 8 раз, инфляция была одной из самых высоких на Западе. Власти страны первоначально недооценили глубины кризиса и старались справиться с ним методами госрегулирования. Затем правительство Р. Барра (1976-1981) начало снижение налогов на предприятия и проведение политики «жесткой экономии». Но этим правильным действиям не хватило глубины и последовательности, чтобы преодолеть застой в экономике.
Экономические проблемы 70-х годов привели к резкому падению авторитета голлитского движения. В 1974 г. голлисты утратили пост президента, который занял лидер Республиканской партии В. Жискар д’Эстен, победивший на досрочных президентских выборах после внезапной смерти Ж. Помпиду. В 1976 г. голлисты утратили и пост премьер-министра. В этих условиях новый лидер голлистов Ж. Ширак реорганизовал голлистское движение и создал партию Объединение в поддержку Республики (ОПР), которая развернула критику президента и правительства. В ответ Жискар д’Эстен в 1978 г. создал Союз за французскую демократию (СФД) – объединение трех правоцентристских партий. Между ОПР и СФД развернулась борьба за власть, еще больше ослабившая правые партии.
Левые партии в 1972 г., наоборот, объединились и создали свой блок – Союз левых сил – в составе ФСП (создана в 1971 г. на базе СФИО), ФКП и Движения левых радикалов. На выборах 70-х годов этот блок постоянно усиливал свои позиции, так как правые правительства не могли справиться с кризисом. Одновременно внутри Союза левых сил постоянно рос авторитет ФСП, которая в конце 70-х годов впервые за послевоенное время опередила ФКП по уровню влияния в стране. Это привело к усилению противоречий между ФСП и ФКП, и в 1978 г. Союз левых сил распался, что позволило правым партиям совершенно неожиданно для них победить на парламентских выборах 1978 г.
Однако левые партии быстро извлекли урок и на президентских выборах 1981 г. во 2-м туре поддержали лидера ФСП Ф. Миттерана, который одержал победу. Он сразу же провел досрочные парламентские выборы, на которых победили левые партии. В 1981 г. впервые в истории Франции вся власть оказалась в руках левых сил.
ФРГ в 1949 — 1982 гг.
1. Образование ФРГ.
2. ФРГ в правление К. Адунауэра и Л. Эрхардта. «Экономическое чудо».
3. Деятельность правительств «большой» и «малой» коалиций.
На Потсдамской конференции страны-победительницы разделили Германию на 4 зоны оккупации, но решили, что после проведения демократических реформ страна будет объединена. В реальности же объединение Германии не произошло. Это было связано с началом “холодной войны” и борьбой сверхдержав за сферы влияния.
Осенью 1945 года оккупационные власти разрешили деятельность в Германии политических партий. Сразу же возобновили свою деятельность левые партии — КПГ и СДПГ. Из правых партий наиболее влиятельной стала партия Христианско-демократический союз (ХДС), окончательно оформившаяся в 1950 г. ХДС выступал за реформирование капиталистического общества, признавал необходимость социальных программ, допускал возможность национализации частной собственности. В 1945 г. в Баварии была создана партия Христианско-социального союза (ХСС). Ее лозунги совпадали с лозунгами ХДС, но ХСС свою деятельность ограничивал только территорией Баварии. В 1948 г. была создана Свободная демократическая партия (СвДП) — партия либеральной интеллигенции. Она выступала за свободную рыночную экономику и за демократизацию страны.
В первые послевоенные годы левые партии по уровню влияния опережали правые силы. Это встревожило западные страны, которые опасались, что в случае объединения Германия окажется под властью левого правительства и войдет в советскую сферу влияния. Именно поэтому западные страны стали на путь раскола Германии.
В 1946 году произошло объединение американской и британской зон оккупации, в 1948 году к ним присоединилась французская зона. В 1948 году в западных зонах была проведена сепаратная денежная реформа и создан Конституционный совет для разработки конституции Германии. В мае 1949 года Конституционный совет принял конституцию ФРГ, в августе 1949 года прошли парламентские выборы и было создано правительство во главе с лидером ХДС К. Аденауэром. СССР все эти действия не признал и в ответ в октябре 1949 г. создал в своей оккупации Германскую демократическую республику (ГДР). Раскол Германии стал фактом.
Экономическое положение западных земель Германии в первые послевоенные годы было очень тяжелым, т. к. экономика была парализована. Но уже в 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня, в 1956 году превзошла его в 2 раза, а в 1962 году — в 3 раза. Этот экономический рывок получил название “экономического чуда”. Его причины: крупная помощь по плану Маршалла; денежная реформа 1948 года, давшая предпринимателям стартовые капиталы; отсутствие крупных военных расходов; трудолюбие немцев и высокая культура труда; удачная экономическая модель, получившая название “социальное рыночное хозяйство”. Ее автором стал экономист и политик Л. Эрхардт. Для этой модели было характерно небольшое государственное вмешательство в экономику и социальное развитие. В экономике государство контролировало только цены, оставив широкий простор для деятельности частных компаний. В социальной сфере правительство ФРГ отказалось от проведения широких социальных программ и следило за тем, чтобы рост социальных расходов не превышал темпов экономического роста.
В 1949-1966 гг. страной бессменно правила коалиция ХДС/ХСС — СвДП. Канцлером ФРГ в 1949-1963 гг. был Аденауэр, в 1963-1966 гг. — Л. Эрхардт (ХДС). Столь длительное правление правых партий объяснялось успешным развитием экономики, низкой безработицей, постоянным ростом уровня жизни
Во внешней политике главной задачей власти ФРГ считали восстановление равноправия ФРГ с другими странами. Для этого они взяли курс на тесное сотрудничество с западными странами и участие в интеграционных процессах. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, получила право иметь свою армию и проводить самостоятельную политику. Власти ФРГ пытались использовать членство в НАТО для решения вопроса об объединении Германии. ФРГ не признавала послевоенных границ Германии и считала ГДР частью своей территории. Нерешенность германского вопроса стала источником напряженности в Европе. Это показал Берлинский кризис 1961 г. Он был вызван постройкой властями ГДР стены между Восточным и Западным Берлином, чтобы помешать бегству на Запад граждан ГДР. Постройка стены нарушала Потсдамские соглашения, поэтому США придвинули к стене свои войска и собирались ее разрушить. СССР поступил аналогично. Вопреки призывам Аденауэра проявить твердость, Кеннеди не решился пойти на военный конфликт с СССР и приказал отвести войска от стены.
В середине 60-х годов в ФРГ впервые за послевоенные годы появились признаки экономического спада. Это встревожило все политические партии ФРГ, которые решили объединить свои усилия для преодоления спада. В 1966 году была создана “большая коалиция” в составе ХДС/ХСС и СДПГ. Канцлером стал К. Кизингер (ХДС), вице-канцлером и министром иностранных дел — В. Брандт (СДПГ). Правительство “большой коалиции усилило государственный контроль над экономикой, начало повышать зарплаты и расширять социальные программы. Такая политика позволила повысить покупательную способность населения и улучшить экономическую ситуацию.
Постепенно внутри “большой коалиции” усилились разногласия. ХДС/ХСС выступала за сокращение госрегулирования, СДПГ за его расширение. В 1969 годы “большая коалиция” распалась. Ее сменила “малая коалиция” в составе СДПГ и СвДП. Канцлером ФРГ в 1969-1974 гг. был В. Брандт, в 1974-1982 гг. — Г. Шмидт (СДПГ).
Ведущей силой “малой коалиции” стала СДПГ, которая определяла политику правительства. Во внешней политике правительство В. Брандта изменило отношения с социалистическими странами, что получило название “новой восточной политики”. В 1970-1973 гг. ФРГ подписала договоры с СССР, Польшей и Чехословакией о признании послевоенных границ, в 1971 г. признала существование ГДР. Эти договоры позволили ослабить напряжённость в Европе.
Во внутренней политике правительство “малой коалиции” повысило зарплаты, пенсии и пособия, расширило права профсоюзов. С целью дальнейшего развития демократии оно снизило избирательный возраст для молодежи с 21 года до 18 лет. Для борьбы с ультралевыми группировками, появившимися в ФРГ в конце 60-годов, правительство в 1972 году приняло закон, который разрешил увольнять тех государственных служащих, чьи взгляды казались подозрительными. Этот закон получил название “запрет на профессии” и вызвал недовольство демократических сил.
Довольно скоро выяснилось, что политика сильного регулирования тормозит экономическое развитие. В 1974-1975 гг. экономику ФРГ поразил кризис. Он затронул ФРГ меньше, чем другие западные страны, и не вызвал значительного сокращения производства. Однако с середины 70-х годов стали расти инфляции и безработица, началось снижение частных инвестиций в производство. Для преодоления кризиса правительство Г. Шмидта сократило социальные расходы, увеличило кредиты мелким и средним фирмам, снизило налоги на частные компании, ограничило влияние профсоюзов на политику руководства предприятий. Однако кризис 1980-1982 гг. показал недостаточность такой политики. В “малой коалиции” обострились противоречия. В 1982 году СвДП вышла из коалиции с СДПГ и создала политический блок с ХДС/ХСС. Новым канцлером ФРГ стал лидер ХДС Г. Коль.
Главные черты социально-экономической политики правительств западных стран после Второй мировой войны
1. Социал-реформистская политика и ее влияние на развитие западных стран.
2. Структурный кризис 70-х годов.
3. Неолиберальные реформы, их достижения и противоречия.
Вторая мировая война нанесла сильный удар по экономике ведущих стран мира. Исключением стали США, где за годы войны экономическое развитие ускорилось. В других странах в первые послевоенные годы наблюдались дезорганизация экономики, нехватка промышленных товаров и продовольствия, высокая инфляция и безработица. Для решения экономических трудностей правительства абсолютного большинства западных стран перешли к использованию методов государственного регулирования экономики и социальных отношений, взяв на вооружение ее социал-реформистский вариант этатизма.
Во второй половине 40-х – 70-е годы государственное регулирование постоянно расширялось. Оно проявилось в следующем:
1) были созданы государственные секторы экономики, включавшие в себя жизненно важные отрасли: металлургию, угледобычу, энергетику, транспорт, автомобиле- и авиастроение. В 70-е годы госсекторы производили 15-20 % промышленной продукции. Исключением стали США, где в госсектор входили объекты инфраструктуры, а не промышленные предприятия;
2) вводилось индикативное планирование, при котором государство устанавливало общие параметры развития экономики, но не вмешивалось в развитие отдельных предприятий, как это было в социалистических странах;
3) государство использовало множество прямых и косвенных методов регулирования деятельности частных компаний (налоги и кредиты, контроль над ценами, курсами валют, торговыми операциями и т.д.).
В социальной сфере правительства индустриально развитых стран в 50-70-е годы проводили политику «выравнивания доходов». Её цель заключалось в том, чтобы сократить разрывы в уровне доходов населения и снизить социальные противоречия в обществе. Политика «выравнивания доходов» проявилась в постоянном повышении зарплат рабочих и служащих, в строительстве дешёвого жилья, в специальных государственных программах развития образования и здравоохранения. Одновременно государство постоянно расширяло систему социальной защиты, увеличивая число пособий и количество их получателей.
В 50-60-е годы политика госрегулирования содействовала ускорению экономического развития ведущих индустриальных стран. В это время их экономика увеличивала производство в среднем на 5 % в год. В 50-60-е годы особенно быстро развивались Япония и ФРГ. В 60-е годы резко ускорилось развитие Франции и Италии. США в 50-е годы развивались средними темпами и ускорились в 60-е годы. Медленнее всего развивалась Великобритания, за которой закрепилось прозвище «больного человека Европы». Одновременно политика «выравнивания доходов» привела к повышению жизненного уровня населения и к укреплению политической стабильности.
В начале 70-х годов темпы развития ведущих стран мира замедлились, а в 1973 – 1975 гг. их поразил экономический кризис, который стал самым сильным со времени кризиса 1929 – 1933 гг. Только в 1978 – 1979 гг. главные западные страны сумели достичь докризисного уровня, но в 1980 – 1982 гг. последовал новый кризис.
Главной причиной кризисов стала политика госрегулирования. В 70-е годы резко повысились мировые цены на нефть и сырьё, что остро поставило вопрос о переходе к энерго- и ресурсосберегающим технологиям. Такие технологии уже были разработаны, причём количество новых технологий постоянно росло. Однако частные компании не спешили внедрять их и даже начали массово сокращать инвестиции в производство. Это объясняется тем, что государство своим регулированием не позволяло предприятиям приспособиться к новой ситуации. Во-первых, предпринимателям для проведения изменений на предприятиях необходимо было получить разрешение от государства, что ограничивало свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, постоянное расширение социальных расходов в 50—70-х гг. привело к росту инфляции и налогов, что вызвало сокращение прибылей частных компаний. Кроме того, политика «выравнивания доходов» привела к росту социального иждивенчества, когда многие безработные предпочитали жить на пособие, а не искать работу. К концу 70-х годов стало ясно, что госрегулирование тормозит экономическое развитие и экономический прогресс.
В 80-е годы в ведущих индустриальных странах стала проводиться неолиберальная социально-экономическая политика, направленная на сокращение госрегулирования и предоставление большей экономической свободы частному сектору. В экономической сфере ее главными компонентами стали:
1) приватизация большинства государственных предприятий;
2) сокращение государственных расходов для снижения инфляции;
3) снижение налогов на частные предприятия;
4) ликвидация многих ограничений свободы предпринимательской деятельности;
5) поддержка государством мелкого и среднего бизнеса.
В социальной сфере одним из направлений неолиберальной политики стало сокращение социальные расходы, в которых правительства видели причину инфляции, высоких налогов, сокращения деловой активности и социального иждивенчества. Сокращение социальных расходов проявилось в «замораживании» зарплат, сокращении числа пособий и уменьшении числа их получателей. Вторым направлением стало проведение политики «народного капитализма». Её суть заключалась в том, чтобы превратить лиц наёмного труда в частных собственников. Для этого государство начало продавать часть акций приватизируемых компаний их сотрудникам и лицам со средними доходами, а также помогало рабочим и служащим открывать свой бизнес.
Неолиберальная политика привела к росту частных производственных инвестиций, позволила провести технологическое обновление предприятий и наладить производство тысяч новых товаров. В 1983-1990 гг. наблюдался экономический подъем, который содействовал сокращению безработицы и, в сочетании с действиями по укреплению финансовой стабильности, содействовал росту реальных доходов населения. Но в 90-е годы проявились и недостатки неолиберального курса. Одним из них стало усиление стихийности экономического развития и увеличение вероятности кризисов. В 1990 – 1992 гг. произошёл экономический спад, в 1993-2000 гг. — экономический подъём, но с более низкими темпами развития. В 2001-2003 гг. последовал новый спад, который сменился периодом неуверенного подъема, а в 2008 г. разразился сильный кризис, который окончательно не преодолен по сегодняшний день. Еще одним недостатком неолиберальной политики стала низкая эффективность ее рецептов борьбы с безработицей. Третьим противоречием является неспособность правительств западных стран противостоять негативным последствиям глобализационных процессов. В социальной сфере неолиберальная политика стала причиной усиления социального неравенства и появления категории «новых бедных».
Начиная с 90-х годов, правительства западных стран подкорректировали неолиберальную политику, увеличив социальные расходы и предприняв шаги по борьбе с неравенством. Но главные направления неолиберального курса сохранились, так как он отвечает объективным требованиям современного этапа развития западного общества.