Конспекты по истории России XVII века

Усиление самодержавной власти при первых Романовых

1613-1645 гг. частый созыв Земских соборов при царе Михаиле Федоровиче т.к. были:

1. Слабость верховной власти

2. Необходимость привлечение всех ресурсов на подавление внутренних мятежей

3. Необходимость введения чрезвычайных налогов

С 1653 г. практически не собираются Земские Соборы, т.к. наступило внутреннее спокойствие => царь перестал нуждаться в их поддержке.

Курс на усиление самодержавной власти с середины XVII века:

  1. титул «Божьей милостью Великий государь и самодержец» (вместо титула «государь, царь и великий князь всея Руси»);
  2. отмена выборности в органах местной власти (назначение наместников-воевод с административными, судебными, таможенными вопросами, надзором за сбором налогов);
  3. изменяется состав Боярской думы в пользу дворянства (оно более предано царю);
  4. уменьшается роль Боярской думы, она собирается для решения наиболее важных вопросов;
  5. сопротивление церкви подавлено при Алексее Михайловиче (8 лет борьбы, низложение патриарха Никона)

Но до абсолютизма ещё далеко, т.к.:

  1. отсутствовала регулярная армия;
  2. отсутствовала развитая финансовая система;
  3. сохранилось экономическое могущество церкви (церковное землевладение);
  4. несовершенная система государственного управления (приходилось считаться с Боярской думой)

Организация вооруженных сил

1. Дворянское ополчение – малоэффективно (уклонение от службы, слабая подготовка); в 1681 г. -16 тыс.

2. Стрелецкие полки – в основном в Москве, занимались ремеслом, торговлей и активно участвовали в политической борьбе (восстания 1682 и 1698 гг.); 1681 – 50 000

3. Полки «нового строя»: солдатские, драгунские, рейтарские. Набор по найму и принудительный (1 человек от 100 дворов). В мирное время часть из них распускалась по домам (имели земельные наделы). Офицеры – иностранцы.

В 1681 г. – солдат-60 000, рейтар-30000, 30000 конных «служилых инородцев»;

4. Донское казачество защищало южные рубежи (правительство посылало им хлеб, оружие, порох)

5. В 60-е гг. XVII в.- попытка создания флота для плавания по Волге в Каспийское море

Вывод: в вооруженных силах наметилась тенденция к централизации

Внутренняя политика в 30-70 гг. XVII в. Правление Алексея Михайловича (1645-1676)

30-40 гг. XVII в. – рост налогов, т.к. увеличились военные расходы =>массовое бегство крестьян и посадских

1646 – повышение соляного налога (косвенный вместо прямого) => падение потребления соли => оскудение казны

1647 г.

  1. отказ правительства от соляного налога
  2. решение о взыскания прямых налогов за 1646-1647
  3. введение новых налогов
  4. сокращение расходов на управление => многие служилые лишились жалования
  5. введение бессрочного розыска беглых крестьян

Гг.- крестьянская война под предводительством Степана Разина

Причины войны:

  1. закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей
  2. увеличение налогов из-за постоянных войн
  3. попытки ограничения казачьей вольности, нехватка средств на содержание казаков на пограничной службе
  4. церковный раскол и расправы над старообрядцами

Причины поражения:

1. слабая военная подготовка большинства восставших;

2. недостаточное вооружение;

3. неорганизованность, разрозненность действий отрядов восставших;

4. местный характер действий крестьянских отрядов, т.к. крестьяне, как правило, боролись только со своим угнетателем-помещиком => непостоянный состав войска, нехватка опытных бойцов, низкая боеспособность

Гг. правление Фёдора Алексеевича

1676 г. перепись населения

1677 г. переход к подворному налогообложению (раньше налог взимался от площади владений)

1682 г. отмена местничества (занимания государственных должностей по степени знатности рода)

Вывод: требовалось ускорение развития страны в короткие сроки, иначе экономическое отставание России от передовых стран могло привести к потере независимости

Реформы Петра I

Сельское хозяйство:

  1. распашка новых земель в Поволжье, в Сибири, на Урале;
  2. расширение посевов льна по указу 1715;
  3. меры по развитию овцеводства;
  4. повышение товарности сельского хозяйства из-за роста армии, флота, строительства Петербурга

Промышленность:

I-й этап (до 1717 г.) преобладание строительства казенных (государственных) мануфактур и производства военной продукции, но частный капитал нехотя занимался этим

II-й этап (с 1717 г.) преобладание частных мануфактур и мирной продукции, т.к. государство:



  1. отказалось от монополии внешней торговли;
  2. освобождение от служб владельцев мануфактур;
  3. разрешение покупать к мануфактурам крепостных крестьян (посессионные);
  4. вспомогательные работы выполняли приписные крестьяне, отрабатывавшие подушную подать;
  5. основную массу товаров производили ремесленники, с 1722 г. организованные государством в цехи (на Западе цехи были созданы ремесленниками для защиты своих интересов и для препятствия обогащению кого-либо)

Первые мероприятия

  1. отмена наиболее одиозных распоряжений Павла I;
  2. амнистия осужденным (12 000 дворянских семей);
  3. восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам;
  4. разрешение крестьянам вывозить лес из казенных (государственных) угодий;
  5. освобождение священников от телесных наказаний;
  6. ограничение полицейского произвола;
  7. ликвидация запрета на ввоз иностранных книг и выезда за границу;
  8. запрет объявлений о продаже крестьян без земли;
  9. указ о вольных хлебопашцах 1803 г.(освобождение крестьян с землёй за выкуп (в среднем, за 400 рублей), 47 000 человек за 25 лет);
  10. министерская реформа 1802 г. (министерства в отличие от коллегий лишались судебных функций + единовластие министра);
  11. Сенат становится высшим судебным органом, в который на первом этапе вошли «старики-сановники», выступавшие против политики Павла I и за «просвещенный абсолютизм» времен Екатерины II;
  12. реформы просвещения 1803-1804;
  13. создание Государственного совета (законосовещательного органа при царе) 1810 г. «Огрызок» реформаторских предложений Сперанского М.М., цель которых – разделение властей – не была достигнута;

Реформы просвещения

В Швеции в середине XVIII века достигнута всеобщая грамотность (с 1686 г. неграмотным запрещалось вступать в брак), с 1842 г. – всеобщее начальное образование.

Во Франции в 1796 г. на 27 млн человек населения существовало 8 тысяч школ.

В начале XIX века в России на 36 млн человек существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся: 150 2-х и 4-х классных училищ, 3 гимназии (Петербург, Москва, Казань), солдатские школы, кадетские корпуса, шляхетские корпуса, частные пансионы духовные училища, 66 семинарий, Московский университет (в Европе университеты существовали с XII века).

Внутренняя политика

Просвещение

1828 – школьный устав

1. ликвидирована преемственность между ступенями образования;

2. строгое соответствие уровня образования сословному положению:

· приходские училища – 1 год – дети низших сословий (Закон Божий, грамота, арифметика);

· уездные училища – 3 года – дети мещан и купцов (российский язык, арифметика, геометрия, история, география);

· гимназии – 7 классов – дети дворян (основные предметы + языки, словесность)

Социальная политика

· стремление законсервировать сословную пирамиду;

· расширение социальной опоры режима – создание новых сословий

1832 г. – создание сословия почетных граждан:

1. потомственные почетные граждане – дети личных дворян и священнослужителей с образованием, крупные капиталисты, купцы 1-й гильдии, ученые и художники;

2. личные почетные граждане – низшие чиновники и лица, окончившие ВУЗы, дети священнослужителей без образования

Крестьянский вопрос

Крепостные крестьяне

Николай I стремился поставить все население под контроль государства, в том числе и помещичьих крестьян. Отсюда – попытки ослабить некоторые вопиющие проявления крепостнойзависимости крестьян от помещиков. Всего было издано более 100 указов о крепостных, работало 9 секретных комитетов по крестьянскому вопросу

1827 – запрещение отдавать крепостных в аренду;

1828 – ограничение права помещиков ссылатьсвоих крепостных в Сибирь;

1833 – запрещено продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими долги;

1841 – запрещено беспоместным дворянам покупать крестьян без земли;

1842 – указ об обязанных крестьянах (получение личной свободы и земли в обмен наобязанность отработать барщину или заплатить оброк). За 16 лет 27,1 тыс. крестьян мужского пола переведено в разряд обязанных => этот указ шаг вперёд по сравнению с указом 1803 г. о вольных хлебопашцах;

1845 –предоставление помещикам права отпускать крестьян на волю без земли;

1845 -1846 – введение юридических норм наказания крепостных

1847 – крестьянам поместий, продававшихся с молотка, разрешалось выкупаться на волю. Земля становилась общинной, крестьяне становились государственными. Эта мера была сведена на нет;

1847 – крестьянам с разрешения помещиков разрешалось приобретать недвижимость

Государственные крестьяне

1837 – создание министерства государственных имуществ (министр П.Д. Киселёв), руководившего государственными деревнями на всех уровнях

Мероприятия:

  1. замена подушной подати на поземельный налог, с учетом доходности земель и промыслов;
  2. переселение малоземельных крестьян на новые земли;
  3. мелкий крестьянский кредит;
  4. создание школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агрономических знаний

Но содержание разросшегося бюрократического аппарата за счет крестьян, т.е. увеличение налогов

Просвещение

  • надзор за преподавателями университетов;
  • закрытие «вредных» (гуманитарных) кафедр;
  • сокращение приема в университеты (до 300 человек на каждом факультете, кроме медицинского);
  • Окончательная ликвидация университетской автономии;
  • Повышение платы за обучение

1849 г. – министр просвещения Уваров С.С. (охранительная позиция «православие, самодержавие народность», президент РАН) заменен откровенным реакционером П.А. Ширинкиным-Шихматовым

На 69 млн населения студентов 4,5 тысячи, учащихся 120 тысяч, учителей 20 тысяч

Историческое значение

  • созданы условия для развития капитализма;
  • большое нравственное значение – покончено с рабством (чуть раньше США и Бразилии);
  • реформа открыла путь либеральным преобразованиям в земстве, суде, армии и т.п.;
  • не до конца искоренены феодальные пережитки в деревне: помещичье землевладение, общинное устройство (коллективная собственность на землю, круговая порука сковывали инициативу предприимчивых крестьян)

Судебная реформа 1864 г.

Разработчики – видные юристы Н.А. Буцковский, С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский.

Суд, основанный на принципах буржуазного права:

1. бессословный(для всех);

2. гласный(присутствие публики на судебном процессе);

3. состязательный (обвинение и защита);

4. институт судебных следователей (предварительное следствие);

5. несменяемость судей и судебных следователей;

6. независимый от администрации (судьи назначались правительством, увольнялись только по суду);

7. присяжные определяли виновность или невиновность (их решение не обжаловалось, считалось окончательным), меру наказания определяли судья и два члена суда, к смертной казни приговаривали или военный суд, или Сенат;

Учреждены две системы судов: мировые(мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей) и общие (окружные – в губернии (сложные уголовные и гражданские дела), судебные палаты – несколько округов (апелляции, должностные и политические преступления)).

Военная реформа 1874 г.

Руководил Д.А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель.

  1. введениевсеобщейвоинской повинности (сокращение численности армии в мирное время, увеличение во время войны за счет обученного запаса);
  2. призыву не подлежали духовенство, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера;
  3. реформирование военно-учебных заведений (доступ в них представителей всех сословий, созданы Военная и Морская академии);
  4. изменена система военного управления (15 военных округов с подчинением военному министру);
  5. перевооружение армии и флота;
  6. изменение уставов отмена телесных наказаний, улучшение питания, переоборудование казарм, обучение грамоте солдат

Историческое значение

· очень много трудностей, т.к. разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы, => Александр II постоянно корректировал реформы;

· слабый командный состав от командира корпуса и выше (назначение по знатности рода, протекции – «блату» и т.п.)

· отставание от Запада (Германии, например) в вопросах стратегии современной войны, тактики современного боя

Контрреформы Александра III

Отказ от проекта либеральных реформ министра МВД Лорис-Меликова (конституция и т.п.), одобренных отцом. Главные идеологи реакционного курса обер-прокурор Победоносцев, глава МВД Толстой Д.А., министр просвещения Делянов И.И.

  1. положение о режиме чрезвычайного положения (высылка неугодных, военные суды, закрытие газет, ВУЗов);
  2. возникновение охранных отделений (охранок) с задачей слежки за противниками власти;
  3. высылка местными властями без суда «неблагонадежных»,
  4. передача дел в военные суды,
  5. запрет некоторых газет,
  6. закрытие ряда учебных заведений

Меры по облегчению положения крестьян:

    • отмена временнообязанного состояния в 1883 г.,
    • понижена сумма выкупных платежей,
    • учреждение Крестьянского банка в 1882 г.,
    • разрешено переселяться на другие земли (льготы на 3 года, освобождение от армии, денежные пособия);

Поддерживал крестьянскую общину, т.к. считал, что она предотвращает разорение крестьян, сохраняет устойчивость общества:

· ограничил выход крестьян из общины;

· закрепил наделы за крестьянами;

· ограничил права общины на передел земли (необходимо для передела набрать 2/3 голосов общинников, срок между переделами составлял не менее 12 лет);

Укреплял помещичье хозяйство, власть дворян над крестьянами;

Начало рабочего законодательства (впервые в мировой практике контроль государства за условиями труда рабочих):

запрет труда детей до 12-летнего возраста; ограничение рабочего дня для 12-15-ти летних до 8 часов;

создание фабричной инспекции для надзора за соблюдением рабочего законодательства;

запрет ночного труда для женщин и несовершеннолетних;

ограничение размера штрафов; суммы от штрафов шли на выплату пособий рабочим;

запрет оплаты труда товарами из заводских лавок (магазинов);

условия найма вносились в специальную расчетную книжку;

суровые, вплоть до уголовных, меры наказания за участие в стачках;

Конспекты по истории России XVII века

Итоги “Смуты”:
— экономика страны подорвана;
— падение авторитета верховной власти;
— потеря ключевых земель на западе и северо-западе;
— крестьянство и посадские люди становятся значительной политической силой. Одно из следствий этого- ослабление крепостнического режима и самовольное восстановление в ряде мест крестьянского “выхода”, т.е. перехода в Юрьев день. Новый виток крепостнической политики завершается лишь к середине ХУII в.


Социально экономическое развитие России в 20-70 гг. ХVII в.
Ликвидация последствий Смуты
1. Запустение земель в отдельных районах достигло 60 % Восстановление хозяйства шло медленно в центре, быстрее - на юге, где было высокое качество земли (следствие - лучшая урожайность).
2. Развитие земледелия в Сибири.Там при отсутствии частного землевладения формируется система государственного феодализма. Крестьяне обрабатывали десятинную пашню - определенное количество десятин земли в пользу государства; или платили денежныйоброк. Основная форма эксплуатации коренного населения - ясак (подати, взимаемые пушниной).
3. Подъем земледелия за счет простого расширения площадей обрабатываемой земли (экстенсивные методы ведения сельского хозяйства).
4.В сфере финансов реальные источники доходов - таможенные пошлины и кабацкие деньги (государственная монополия на производство спиртного и реализация его через сеть царских кабаков; незаконное “винное курение” жестоко преследовалось). Усиление налогового гнёта (за “недоимки” - задолженности по налогам - т.н. “Правеж”, публичное наказание палками).
5. Помимо прямого поземельного налога - чрезвычайные денежные сборы (“пятинные деньги”) и принудительные займы у купцов и монастырей.
Окончательное восстановление хозяйства - лишь к 70-м гг. ХVII в.
Новые черты в хозяйственной жизни страны:
1. превращение ремесленного производства в мелкотоварное (характерные черты ремесленного производства: ручной труд, отсутствие разделения труда; определение товарного производства: производство товара, т.е. продукта, предназначенного для продажи);
2. появление мануфактур (капиталистических предприятий, на которых существовало разделение ручного труда и использовался труд наёмных рабочих). Русская мануфактура отличалась от европейской: на мануфактурах Европы применялся труд свободных, вольнонаемных работников; на русских мануфактурах - труд крепостных крестьян. Оброчные крестьяне уходили в свободное от полевых работ время на мануфактуры, где находились для того, чтобы выплатить денежный оброк феодалу;
3. специализация районов на производстве определенных товаров:
• центральные области и Среднее Поволжье - хлеб;
• Поморье - лен, конопля;
• Сибирь - меха;
• Ярославль, Кострома - холст, кожа;
• Калуга - деревянная посуда;
• Казань- кожа, сало;
• Вологда - деревянные и железные изделия и т.д.;
4. формирование всероссийского рынка, т.е. тесных хозяйственных связей и товарообмена между отдельными частями страны.

Условия формирования всероссийского рынка:
— дальнейшее развитие хозяйства страны;
— специализация районов, развитие торговли внутри страны, рост крупных городов.
Процесс формирования всероссийского рынка - длительный; он завершился во 2-й половине ХIХ в.

Социальная структура русского общества в ХVII в.
По официальной терминологии того времени общество делилось на:
— служилых людей;
— тяглых людей;
— холопов.
Служилые люди:
— служилые “по отечеству” (т.е. по наследству - как представители княжеско-боярской аристократии, так и проеинцаальные дети боярские);
— служилые “по прибору” (стрельцы, казенные мастера, драгуны, пушкари, городовые казаки и т.д.; они “верстались в службу” из социальных низов и были близки к эксплуатируемой массе).
Тяглые люди- выполняли комплекс натуральных и денежных повинностей (“тягло”) в пользу государства; в состав тяглых людей входили горожане и крестьяне (как зависимые, так и лично свободные), среди них выделялись богатые (“большие люди”); бедноту называли “меньшими” людьми.
Холопы
- по своему положению все более сближались с массой крепостных крестьян.

В ХVII в. происходит замыкание общественных групп в сословно-корпоративные рамки (нашло закрепление в Соборном Уложении 1649 г.):
1. Права и привилегии феодалов по-прежнему преобладают; при этом намечается сближение вотчинного и, поместного права, что ведет к объединению класса - сословия дворян, хотя дистанция между могущественной аристократией и рядовой служилой дворянской массой остается значительной.
2. Крестьяне все более прикрепляется к земле. Бессрочный сыск беглых распространяется как на владельческих, так и на черносошных и дворцовых крестьян, но крестьянин вместе с тем остается субъектом права (жизнь и имущество крестьян защищается от произвола феодалов законом; крестьяне участвуют в судопроизводстве и т.д.).
3. Посадские люди также прикрепляется к посаду и тяглу (государственным налогам); это распространяется даже на служилых “по прибору и торговых людей). Помимо черных (т.е. государственных) слобод существуют белые посадские слободы (частновладельческие, преимущественно церковно-монастырские), жители которых освобождались от тягла. К середине ХVII в. белые слободы были ликвидированы (одна из основных причин - требование чернослободчиков, видевших в белослободчиках, находившихся в более благоприятны условиях, опасных конкурентов). Зажиточная часть посада, купечество, принудительно организуется в особые корпорации - сотни (гостиную и суконную). В отношении купеческих капиталов государство ведет себя как хозяин (распоряжение ими во внешнеторговых операциях; принудительные займы и т.п.).
4. В сословии холопов все большую роль играет добровольное (кабальное) холопство как важнейшее средство привлечения феодальной системой свободных элементов общества.
Следовательно, в России в ХVII века на базе сословной замкнутости складывается общегосударственная система крепостного права.

Наши рекомендации