Взаимосвязь права и государства. Правовое государство и его признаки.

Единство:

+ возникают и развиваются совместно.

+ имеют одинаковые подходы к сущности и типологии.

+ выступают средством управления, инструменты власти.

+ сочетают личные и групповые, общественные интересы.

+ основаны на едином базисе.

Различия:

- право – социальный регулятор, государство – организация политической власти;

- государство выражает силу, право – волю;

- не совпадают по формам и функциям.

Взаимодействия:

- государство может изменять, отменять право, а так же охраняет его;

- право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

2 вида взаимоотношений между государством и правом:

1. Государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (для антидемократического государства).

2. Право над государством, выступая его ограничителем (для правовых государств).

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Понятие формы(источника) права.

Формы права – это способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения. Под ФП понимают лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права.

ФП должны быть объективны, выражены во вне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

Основные формы права:

1. Нормативный акт.

2. Правовой обычай.

3. Юридический прецедент.

4. Нормативный договор.

Правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина и нормативный договор как источники.

Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. НА – одна из основ, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права.

Судебный прецедент (не только законодательные, но и судебные органы) – решение определенного суда по конкретному делу, имеющий силу источника права.

Юридическая доктрина – выражается в виде теории, концепции, идеи. Разрабатывает юридические термины, конструкции, оказывая влияние на сознание законодательства. Определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права (договоры между федеральной властью и субъектами федерации).

Нормативно-правовые акты как источник права.

НПА – это такой правовой акт, принятый полномочным на то правотворческим органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НА издаются органами. Это официальный документ, носитель юридически значимой информации.

Все НА подразделяют на:

1. Законы.

- конституция;

- законы, связанные с конституцией;

- федеральные законы;

- законы субъектов федерации.

2. Подзаконные акты.

- указы президента РФ;

- постановление Правительства РФ;

- приказы, инструкции, положения;

- решения, постановления.

НА подразделяются на:

- нормативные акты государственных органов;

- НА иных социальных структур;

- НА совместного характера;

- НА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы деятельности:

1. Общественные.

2. НА субъектов федерации.

3. НА органов местного самоуправления.

4. Локальные НА.

Срок действия НА:

- НА неопределенно-длительного действия;

- временные НА.

Наши рекомендации