Название стиля, направления | Время возникновения | Основные идеи, духовное содержание | Наиболее характерные художественные приемы |
1. Барокко (от итал. "странный, вычурный") | Конец XVI-начало XVII вв. | В центре - конфликт "Бог-Человек-Природа", контрастность, напряженность, динамичность образов, сильные аффекты, стремление к величию и пышности. Неоднозначность и противоречивость мира. | Сложная уравновешенность открытых динамических композиций. Криволинейность, контрастность. Синтез искусств (садово-парковые ансамбли). |
2. Классицизм (от лат. "образцовый" | XVII в. | Образец - античная культура. Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические и нравственные идеалы, конфликт долга и чувства. Гармония общественного строя, порядок, пафосность, ясность. | Строгая иерархия "высоких" и "низких" жанров. Регламентация художественных форм и приемов. Пропорциональность, симметрия, ритм, четкость и геометризм, сдержанный декор, схематизм образов. |
3. Рококо (от фр. -раковина, завиток) | I половина XVIII в. | Гедонизм, уход от жизни в мир фантазий (пасторальные сюжеты, галантные празднества). Легкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту. "После нас - хоть потоп". | Грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм, изысканность асимметричных композиций. |
4. Сентиментализм (от фр.-чувство) | вторая половина XVIII в. | Культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация обыденной жизни, морализирование | Интерес к бытовому жанру, натюрморты. |
5. Ампир (от фр. -империя) | начало XIX в. | Вершина развития классицизма, идеал -императорский Рим. | В основном отразился в архитектуре. Массивные, монументальные формы, богатый декор (военные эмблемы, орнамент), парадное великолепие. |
6. Романтизм | конец XVIII-начало XIX в. | Мучительный разлад идеала и социальной действительности. Стремление к свободе и независимости. Индивидуализм творческой личности. Герой - одиночка, бунтарь. Героика протеста и мировая скорбь. Интерес к национальному прошлому. Идеализация средневековья. | Обращение к фольклору. В живописи - нечеткость рисунка, пейзаж, динамические композиции. В архитектуре -псевдоготический, псевдовизантийский стиль и др. В литературе - расцвет лирики. |
7. Реализм | середина XIX в. | Критическое отношение к буржуазной действительности. Акцент на противоречиях жизни. Утверждение трезвого взгляда на вещи. | В архитектуре - рационализм, конструктивизм. В литературе -критика нравов, натура- лизм. В живописи -пленэрная живопись, создаваемая на природе, I пейзаж. |
8. Импрессионизм | Посл. треть XIX в. | Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолетных впечатлений, тонких настроений. | Создание ощущения сверкающего солнечного света. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы | |
9. Кубизм | I четв. XX в. | Модернистское течение. Искусство призвано отражать не реальность, а наше восприятие ее. Деформация образов реального мира. | Конструирование объемной формы на плоскости, разложение сложных форм на простые геометрические фигуры. | |
10. Фовизм (от фр. -дикий) | начало XX в. | Модернистское течение. Стремление к эмоциональной силе художественного выражения. | Эксперименты с цветом. Резкое обобщение объемов, пространства, рисунка, стихийная динамика письма. | |
11. Футуризм (от лат. -будущее) | перв. четв. XX в. | Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики. | В литературе - эксперименты со словами. В живописи - пересечения, сдвиги, повторение мотивов - для передачи движения. | |
12. Абстракционизм (от лат. -отвлечение) | перв. четв. XX в. первая половина XX в. | Отказ от изображения реальных предметов. Художественное творчество - свободные ассоциации, не несущие определенного содержания. Стихийность бессознательного творчества. | Беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции. | |
13. Сюрреализм (от фр. сверхреализм) | | Источник искусства - сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. | Пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность. |
Наши рекомендации