Формирование правового государства в современной России.
Очевидна длительность, постепенность процесса формирования предпосылок правового государства (частной собственности, гражданского общества и гражданского сознания), в ходе которого приобретается столь необходимая для него способность саморегуляции социальных отношений, как и необходимость его соответствия национальной, культурной среде, в которой он разворачивается. В зависимости от нее предпосылки правового государства могут пополняться разным содержанием. Если связующим звеном гражданского общества Д.Локка служит интерес, то основанием соборности у В.Соловьева и П.Флоренского выступает любовь, центром гражданского сознания оказывается независимость (Ф.Хайек) или служение (С.Франк), а исходным началом частной собственности может быть как успех, так и трудолюбие.
По мнению А.И.Бобылева, анализ Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что «в ней недостаточно полно закрепляются основные идеи гражданского общества, не защищаются социальные институты общества, а в большей степени она отражает государственное устройство Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а поэтому должна отражать проблемы и гражданского общества, а не только государства».
Так, принцип разделения властей получил свое закрепление в ст.10,11 Конституции РФ (1993г.). При этом следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст.10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст.11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора», в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст.125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера, как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине либо совершения иного тяжкого преступления) (ст.102).
В современной России принцип верховенства права означает, прежде всего, верховенство Конституции РФ и принятых на ее основе федеральных конституционных и федеральных законов. Часть 2 статьи 4 Конституции РФ гласит: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Более того, российское законодательство фактически устанавливает приоритет над международными договорами.
Вмешательство государства в сферу частных интересов допускается в случаях, предусмотренных законом, и в четком соответствии с установленной законом процедурой. В частности, реализация мер уголовно-правовой ответственности, связанных с пресечением преступных деяний и преследованием правонарушителей, зачастую требует от компетентных государственных органов совершения действий, ограничивающих субъективные права и свободы лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного процесса, в том числе: права на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность жилища и собственности, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Однако такие ограничения возможны только при соблюдении юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.
В качестве отрицательной предпосылки, блокирующей становление правового государства в российском обществе на адекватной ему основе, следует назвать традиционный анархизм, служащий как раз естественной реакцией на пренебрежительное отношение государства к человеку. Поэтому русские не любят государство, зло и грех всякой власти чувствуют глубже, чем другие народы. Попытки политических преобразований в такой культурной среде всегда характеризуются мощной тягой ко всякого рода радикальным преобразованиям, жестким средствам. Это сопровождается идеализацией всякого рода смутьянов и преобразователей, стремящихся Россию «на дыбы поставить», стойко держащихся отношения к праву как к средству, но не как цели социального переустройства. Оборотной стороной всего этого оказывается глубокое укоренение в российской политической культуре и практике правового нигилизма, пренебрежения к закону, праву, рассмотрение его как «могилы правды».
Очевидна необходимость следующих мероприятий, позволящих построить правовое государство в России:
1. Установление на теоретическом и практическом уровнях равновесия между частными и публичными интересами.
2. Приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией.
3. Качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.
Раздел 3. Общая теория права Тема 3.1.Норма права