Тема 7. Понятие и характерные черты основ конституционного строя

Лекция 7.10.Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы основ конституционного строя. Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества. Конституционный принцип законности. Государственные языки Республики Беларусь. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя общества.

Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Под Конституционным строем понимается определенная форма или способ организаций государства, основанный на его Конституции. Структурные элементы Конституционного строя:

Политические отношения

Экономические отношения

Социальные отношения

Духовно-культурные отношения

Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д.

Конституционные характеристики белорусского государства.

Ст. 1 Конституции РБ «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика.

Основные признаки правового государства:

Верховенство права

Незыблемость прав и свобод личности, наличие эффективного контроля за их соблюдением

Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие разделения властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию.

Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц.

Политический режим – совокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством.

Политический режим может быть:

Демократическим

Недемократическим

В соответствии со ст. 4 Конституции РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Политический плюрализм

Свобода СМИ

Уважительное отношение к мнению большинства

Свобода веровоззрения (в пределах закона)

Социальное государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью.

Гражданское общество как атрибут конституционного государства

Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель.

Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Сформированное гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества.

Признаки гражданского общества:

1. общество социально-рыночного хозяйства

2. общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь

3. общество подлинной свободы и демократии

4. общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования

Важнейшие элементы гражданского общества:

1. добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей

2. совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений

3. производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции

4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства государственной власти

Конституционные основы политических отношений.

Политические отношения—отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей.

Политическая или государственная власть характеризуется использованием в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. В осуществлении политической или государственной власти принимает участие не только государство, но и элементы политической системы.

Политическая система включает:

1. политические партии

2. трудовые коллективы

3. общественные организации

4. органы управления и самоуправления

Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»).

Политическая система—организационно-правовой механизм, включающий в государство политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику государства.

Важнейшим элементом политической системы является государство. Это объясняется специфичностью государственной власти, т.е.:

Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое.

Ее единстве, т.е. она концентрирована в едином субъекте, коим является народ.

Ее суверенности (ее верховенство, самостоятельность и независимость).

Политический процесс—деятельность элементов политической системы.

Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии.

Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие:

1. избирательный процесс—отношения возникающие во время выборов

2. бюджетный

3. законодательный

Конституционные основы экономических отношений.

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

1. государственная

2. частная

Права собственника:

распоряжаться

пользоваться

владеть

В современных конституциях говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:

§ государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом

§ государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности

§ государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества

§ наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг;

производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха;

работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому;

Конституционные основы социальных отношений

Социальная система—система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.

Основные направления социальной политики государства:

охрана труда и здоровья людей;

установление гарантированной минимальной заработной платы;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;

установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты;

развитие системы социальных служб.

Конституционные основы духовно-культурных отношений.

Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.

Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).

В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49).

Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15).

В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры.

Закон «О языках РБ»

Закон «Об охране историко-культурного наследия»

Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия.

Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов.

Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.

Конституционно-правовой статус внешней политики РБ.

В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».

В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:

никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории;

не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем.

Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе».

Принципы конституционного строя РБ:

1. народовластие—основа государства

2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений

3. разделение властей

4. верховенство закона

5. приоритет общепризнанных принципов международного права

6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры

Наши рекомендации