Тема 1. Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси.
Лекция 1.1.Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
Место конституционного права в системе права.
Соотношение конституционного права с другими отраслями права.
Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения.
Многие отношения регулируются нормами права, другая группа отношения регулируется нормами морали и нравственности. В зависимости от содержания, то есть предмета правового регулирования право делится на отдельные отрасти: конституционное, административное, финансовое и др. права. Таким образом, создана определяющая научно обоснованная система права, которая состоит из отраслей. Каждая отрасль делится на правовые институты, то есть группы норм регулирующие однородные общественные отношения.
Пример: организация проведения выборов; регулирование положений о гражданстве.
Это облегчает пользование нормами права, так как их много.
Ведущая отрасль права – конституционное право. Это наименование условно. В ряде государств мира (ФРГ) эта отрасль права называется «Государственное право». «Государственное право» понятие более широко чем «Конституционное право».
Конституционное право отличается от других отраслей права содержанием регулируемых им общественных отношений.
Нормы Конституционного права закрепляют и регулируют наиболее важные основополагающие отношения, касающиеся принципиальных основ общественного строя, государства, народовластия и правового положения личности.
Предмет Конституционного права – как отрасли права включает закрепление и правовое регулирование основ общественного строя и политики РБ, взаимоотношения государства и личности, государственного устройства, принципа порядка обжалования, структуры и компетенции всех органов государства, их взаимоотношения между собой, а так же с общественными объединениями и гражданами. Следовательно, нормы Конституционного права закрепляют и регулируют основные устои белорусского общества и политики РБ. Какова по существу власть. Каковы роли политических и других партий, государство, общественные организации, трудовые коллективов и граждан в обществе, каково устройство органов государства, их принципы деятельности, суверенитет государства, правовой статус человека и гражданина, принципы хозяйственной политики.
Место конституционного права в системе права.
С одной стороны Конституционное право как бы интегрирует, то есть концентрирует основы всех отраслей права, с другой стороны оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие наиболее важные положения.
Конституционное право РБ возглавляет всю систему белорусского права, являясь ее логическим центром вокруг которого расположены другие отрасли права.
Для раскрытия сущности Конституционного права и его эффективности нужен анализ политических, социально-экономических процессов, в обществе и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только этим путем можно давать оценку этой отрасли права все это вызывает необходимость постоянно совершенствования норм Конституционного права. От его научного совершенства зависит содержание всех отраслей права.
Соотношение Конституционного права с другими отраслями права Республики Беларусь.
Конституционное право устанавливает исходные положения всех других отраслей права. КП закрепляет лишь основные принципы белорусского права и порядок установления правовых норм, какой бы отрасли они не относились. Более подробная регламентация общественных отношений правовое регулирование составляет предметы других отраслей права, которые развивают более общие принципиальные положения, закрепленные КП и как бы обогащают его.
Пример: нормы КП относятся к центральным и местным органам управления, а ток же права свободы и обязанности граждан составляют основу Административного права регулирующего деятельность исполнительно – распорядительных органов, взаимоотношения между отдельными нормами государственного управления, а также их взаимоотношения с гражданами в области управления.
Конституция составляет исходные положения для прудового права и иных отраслей права, таково соотношение КП с другими отраслями белорусского права.
Необходимо иметь в виду следующие теоретические положения, чем полнее и точнее выражают требования объективного закона развития общества нормы КП, тем больше их значение и эффективность в практике государственного и социально – экономического строительства.
Лекция 1.2.Значение и задачи конституционного права в развитии государства, общества, личности.
Источники конституционного права, их понятие и виды.
Значение и задачи конституционного права в развитии государства, общества, личности.
Конституционное право служит задаче, развитию, материально-технической базы нашего общества, совершенствования демократии и общественных отношений с целью их обновления, воспитании. Высокосознательного, гуманного человека, повышению материального и культурного уровня жизни людей, его нормы направлены на обеспечение безопасности страны, укреплению мира и развития международного сотрудничества, оно служит укреплению законности и правопорядка в нашем обществе и государстве, обеспечивает формирование политической системы общества и сложению взаимодействию ее элементов, становлению правового государства, четком разграничении взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной власти.
Достижение приоритетности правового статуса человека перед всеми формированиями общества является задачей №1. Именно люди и организованное ими самоуправление должно быть реальными творцами всех процессов общественного развития, в чем велика роль и КП.
При помощи норм КП определяется, и регулируются основные функции государства, а так же их изменение и совершенствование. Решение важных задач развития общества и государства требует особого творчества ученых конституционистов в разработке более эффективных концепций норм и институтов.
Источники Конституционного права Республики Беларусь
В учебной литературе под источником КП понимают формы его проявления. Право проявляется в различных правовых формах (источниках): Конституция, законы, декреты и указы Президента, решения местных советов и исполнительных комитенов, постановления правительства.
В учебной литературе эти акты называются источниками Конституционного права:
· Конституция;
· Международные договора РБ действующие на территории РБ;
· Законы;
· Декреты и указы президента;
· Постановления правительства;
· Нормативные акты министерств и ведомств;
· Решения местных советов и исполнительных комитетов.
Конституция – основной источник КП, так как она содержит его важнейшие институты и нормы. Конституция является основным законом государства имеющим высшую юридическую силу. Это значит, что обычные законы и иные нормативные акты находятся с Конституцией в соподчинении. Они издаются на основе и в соответствии с Конституцией и не могут быть в противоречии с ней. Если они не соответствуют Конституции, то считаются незаконными и отменяются. Обычными законами нельзя отменить или изменить нормы Конституции. Следовательно, Конституция задает тон всему текущему законодательству, данное теоретическое положение позволяет объяснить такой вопрос как соотношение КП с другими отраслями права.
Лекция 1.3.Основы построения системы конституционного права.
Демократизм конституционного права.
Конституционно-правовые институты в системе конституционного права.
Общие и особенные черты норм конституционного права.
Основы построения системы конституционного права.
Система действующего КП во многом определена самой конституцией РБ. Система КП как науки не совпадает с системой права ток как предмет науки имеет особенности, кроме того, в учебной практике учитывается рациональная последовательность и взаимосвязь изучаемого материала. КП как наука обобщает такие вопросы, которые не могут трактоваться самой конституцией. Пример: о понятии и формах власти, о принципах госаппарата и др.
В силу этого разделы науки КП и порядок глав конституции не могут полностью совпадать. Пример: вопросы о порядке действия конституции выделяются в одной из последних глав, в учебнике этот вопрос трактуется в первых главах. Такое рассмотрение диктуется учебно-методическими соображениями.
Наука КП представлена в определенной системе, то есть в совокупности близких по содержанию элементов находятся во взаимодействии и расположены в последовательности от общих понятий к конкретным.
Эта система делится:
1 общая – введение в конституционное право.
2 особенная.
Эти разделы состоят из правовых институтов регулирующих разнообразные общественные отношения.
Общие и особенные черты норм КП.
Нормам КП присущи общие черты всех правовых норм (выражение воли народа, гуманизм, демократизм, общие правила поведения и их исполнение) поэтому с одной стороны мы не должны их противопоставлять другим нормам права, но и нельзя не видеть, что нормы КП обладают и особенностями, прежде всего они отличаются и особым юридическим содержанием закрепляя и регулируя основные устои общества.
Во- вторых- многие нормы КП, особенно Конституции регулируют общественные отношения своеобразным методом, в меньшей путем прямого воздействия и в большей степени через другие отрасли права.
В - третьих правила поведения установленные нормами КП адресуются особому кругу субъектов (белорусскому народу как суверенный, административно-территориальные устройства, органы государства, общественные организации, собрания граждан, лица без гражданства, иностранцам).
В четвертых значительное количество норм КП не содержит трех традиционных элементов правовой нормы: гипотезы условий, при которых она применяется; диспозиции – четкое определение прав и обязанностей участников правоотношений; санкций – то есть указаний на правовые последствия несоблюдения или нарушения нормы.
В пятых нормы КП могут быть общими, специальными, исключительными.
Общие распространяются на все общественные отношения регулируемые нормамиКП. Пример: нормы конституции.
Специальные регулируются определенный вид отношений. Пример: комптенция райсовета закрепленная в регламенте.
Исключительная устанавливают изъятие из правил содержащихся в общих и специальных нормах. Пример: возраст депутата.
В шестых по степени определенности правил поведения нормы КП бывают: дифинитивные, регулятивные.
Дефинитивные – закрепляют какие-то принципы, понятия, имеющие важное значение. Пример: определение власти народа, политической основы государства и т.д.
Регулятивные – содержат конкретные правила поведения. Пример: обязанность депутата отчитываться перед избирателями о проделанной работе.
В седьмых они могут быть конституционными и неконституционными.
В восьмых императивными, то есть не допускающими отступлений и диспозитивными, то есть применяемыми тогда когда участники конституционных правоотношений не выработали иного условия по вопросу, регулируемому данной нормой.
В девятых, как и другие нормы права, конституционные нормы права делятся по действию во времени, в пространстве, по кругу лиц.