Квалифицированное большинство.

Оно явилось в ходе работы Конвента и Межправительственной конференции узловым пунктом дискуссий, касалось ли это его определения или областей его применения.

Что касается его определения, окончательно выработанная Межправительственной конференцией формула базируется на принципе двойного большинства, определенного Конвентом. Но границы его увеличены: 55% от Государств-членов (Конвент предлагал большинство Государств-членов), включая по меньшей мере 15 Государств-членов (требование, которое, начиная от 27 Государств-членов не имеет особого значения); и 65% от населения (Конвент предлагал 60%). В то же время Межправительственная конференция добавила дополнительную оговорку, согласно которой блокирующее меньшинство (35% населения априори) должно включать, по меньшей мере, 4 Государства-члена, при отсутствии этого условия решение в любом случае считается принятым[14]. Эта система будет применена, начиная с 1 ноября 2009 г. Чтобы преодолеть затянувшееся молчание некоторых Государств-членов, Конференция дополнительно приняла решение, содержащее вариант пересмотренного компромисса «Ioannina»[15].

Если инициатива Комиссии не удовлетворена или если решение не принято по инициативе Министра иностранных дел, квалифицированное большинство увеличивается: 72% Государств-членов (2/3 согласно Конвенту), объединяя, по меньшей мере, 65% населения (60%, согласно Конвенту).

Квалифицированное большинство становится основным требованием для принятия решений в Совете министров. Единодушие остается правилом в вопросах по налогам и частично в области внешней политики, общественной безопасности и социальной политики. В остальных случаях (в то же время) оно может применяться касательно системы собственных ресурсов и долголетних финансовых планов. Наконец, напомним, что в случаях, когда Конвент не достиг консенсуса при переходе к квалифицированному большинству, предусматривается основное действие «мостика» (по которому Совет Европы может решить единогласно, после одобрения Европейским парламентом, переход в будущем к квалифицированному большинству и, в случае надобности, согласно обычной законодательной процедуре, без того, чтобы были необходимыми конституционный контроль и a fortiori (для усиления) ратификация каждым Государством-членом). В то же время формальная оппозиция одного национального парламента достаточна, чтобы блокировать применение «мостика».

Европейский министр иностранных дел

Большое институциональное обновление, предложенное Конвентом, Министр, назначаемый Европейским советом при помощи квалифицированного большинства и с согласия Президента Комиссии проводит внешнюю политику и политику общественной безопасности Союза, возглавляет Совет иностранных дел и является в то же время вице-президентом Комиссии (в этой должности он подчинен вотуму коллективного доверия Европейского парламента, как в случае необходимости, цензуры). Сквозь эту «двойную каскетку» Комиссии-Совета он отвечает за выполнение внешней политики Союза в целом. Он имеет право инициативы, представляет, один или с Комиссией, Союз и опирается на европейскую службу по внешней политике[16].

Европейская комиссия

Ее право законодательной инициативы вновь полностью подтверждено. Напротив, Межправительственная конференция не последовала за предложением Конвента, касающимся ее структуры: в окончательно достигнутом соглашении предусматривается, что Комиссия будет состоять из уполномоченных, по одному от каждого Государства-члена, до 2014 г.; начиная с этого времени, она будет состоять из числа членов, соответствующего 2/3 от числа Государств-членов, выбранных на основе равной ротации между Государствами-членами.

Политическая роль Председателя Комиссии, избранного Европейским парламентом, усилена (назначение уполномоченных, распределение портфелей, право требовать отставки уполномоченного

Суд.

Его полномочия расширены в частности в том, что касается сферы свободы, безопасности и справедливости, а также некоторых аспектов заграничной политики. Предусмотрен некоторый доступ в Суд частных лиц[17].

II. Полномочия и их исполнение институтами

Система полномочий

Проект Конституции вначале фиксирует основные принципы в этой области:

  • Принцип предоставления полномочий Союза
  • Регулирование при помощи принципов вспомогательности и пропорциональности исполнения полномочий
  • Первичность права Союза, недвусмысленно утвержденную
  • Обязанность Государств-членов обеспечить выполнение прав Союза.


Различаются три категории полномочий Союза: полномочия исключительные, полномочия разделяемые и области, в которых Союз полномочен проводить акцию поддержки, уточняя что они будут выполняться в соответствии с установлениями части III относительно каждой области действия. Частности признаны касательно координации экономической политики занятости (статья 14), иностранной политики и политики общественной безопасности (статья 15), которые не выходят за пределы основной классификации.

Необходимая гибкость системы обеспечивается оговоркой, которая позволяет принятие необходимых распоряжений для достижения целей, обозначенных проектом Конституции, если там не предусмотрено право действий в этом случае. Ее поле применения является, следовательно, более широким, чем в действующей статье 308 Договора о Европейском Сообществе, ограниченной внутренним рынком, но условия ее применения более жесткие, поскольку, помимо требования единогласия в Совете, необходимо еще согласие Парламента.

Этот механизм дополнен Протоколом о применении принципов вспомогательности и пропорциональности, который вводит собственно «механизм ранней готовности», объединяющий национальные парламенты для контроля применения принципа вспомогательности[18].

Наши рекомендации