Джордж Уокер Буш - младший. Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.

В сентябре 2002 г. Белый дом опубликовал документ "Стратегия США в области национальной безопасности", содержащий военно-политическую программу и получивший название "доктрина Буша". В этом документе главными противниками США были названы международный терроризм, а также поддерживающие его иностранные государства и их лидеры. Обнародование этого документа ознаменовало, по сути дела, отказ США от основ доктрины периода "холодной войны" - принципа сдерживания и утверждение абсолютного военного доминирования США в современном мире. В противовес принципу сдерживания новая доктрина провозгласила принцип предотвращения, или превентивности.

Белый дом,

17 сентября 2002 г.

Великие битвы ХХ века между свободой и тоталитаризмом завершились убедительной победой сил свободы и единственно жизнеспособной модели национального успеха—свободы, демократии и свободного предпринимательства. В XXI веке лишь государства, взявшие на себя обязательство защищать основные права человека и гарантирующие политическую и экономическую свободу, будут в состоянии высвободить потенциал своего народа и обеспечить его будущее процветание. Люди повсюду хотят иметь возможность свободно выражать свои мысли, избирать тех, кто будет ими управлять, поклоняться тем богам, которых они предпочитают, давать образование своим детям — мальчикам и девочкам, владеть собственностью и наслаждаться результатами своего труда. Эти ценности свободы верны и справедливы для всех людей во всех обществах. И oбязанность защиты этих ценностей от врагов является долгом свободолюбивых людей по всему земному шару и во все времена.

Сегодня Соединенные Штаты обладают уникальной военной мощью и огромным экономическим и политическим влиянием. В полном cooтветствии с нашим наследием и принципами мы не используем нaшу мощь для получения односторонних выгод. Напротив, мы стремимся создать баланс сил, благоприятствующий свободе человека, создать условия, в которых все государства и все общества смогут выбрать для себя блага политической и экономической свободы. В мире, не представляющем опасности, люди смогут сделать свою жизнь еще лучше. Мы будем защищать мир, сражаясь с террористами и тиранами. Мы сохраним мир, выстраивая дружественные отношения между великими державами. Мы будем способствовать расширению сферы мирных отношений, поощряя свободные и открытые общества на всех континентах.

Защита нашего государства от его врагов является первейшей и важнейшей задачей федерального правительства. Сегодня эта задача существенно изменилась. В прошлом врагам нужны были большие армии и oгромные промышленные возможности для того, чтобы угрожать Америке. Сегодня темные силы могут привести к колоссальному хаосу и страданиям на наших берегах, и на это им потребуется меньше средств, чем стоит один танк. Террористы организованы таким образом, чтобы они могли проникнуть в свободные общества и обратить против нас мощь современных технологий.

Чтобы, одолеть эту угрозу, мы должны воспользоваться любым имеющимся в нашем распоряжении инструментом: военной силой, лучшей национальной обороной, правоохранительными мерами, разведкой и энергичными усилиями, направленными на ликвидацию источников финансирования террористов. Война против террористов, действующих в мировом масштабе, является глобальной задачей на неопределенно продолжительное время. Америка будет помогать всем государствам, нуждающимся в нашей помощи в борьбе с террором. И Америка призовет к ответу государства, скомпрометировавшие себя террором, включая те страны, которые укрывают террористов, поскольку союзники террора являются врагами цивилизации. Соединенные Штаты и страны, сотрудничающие с нами, не должны позволить террористам создавать новые базы. Вместе мы будем стремиться к тому, чтобы им повсюду было отказано в убежище.

Перед нашим государством стоит исключительно серьезная задача, находящаяся на стыке радикализма и технологии. Наши враги открыто объявили, что они стремятся заполучить в свои руки оружие массового поражения, и имеющаяся информация свидетельствует, что они действуют в этом направлении весьма решительно. Соединенные Штаты не позволят, чтобы эти усилия увенчались успехом. Мы создадим системы обороны против баллистических ракет и всех средств их доставки. Мы будем сотрудничать с другими государствами в вопросах сдерживания наших врагов и лишения их возможностей приобретения опасных технологий. И в соответствии со здравым смыслом и необходимостью самообороны Америка будет принимать меры против возникающих угроз прежде, чем они смогут полностью материализоваться. Мы не можем защитить Америку и наших друзей надеждой на наступление лучших времен. Следовательно, мы должны быть готовы нанести поражение планам наших врагов, используя наш разум и осмотрительность. История сурово осудит тех, кто осознал грядущую опасность, но не предпринял никаких действий. В новом мире, в который мы вступили, единственным путем к миру и безопасности является путь действий.

Защищая мир, мы воспользуемся также исторической возможностью сохранить мир. Сегодня перед международным сообществом существует наилучшая возможность со времени возникновения первого национального государства в XVII веке создать мир, в котором крупные государства смогут соревноваться в мирных условиях, вместо того чтобы постоянно готовиться к войне. Сегодня крупные державы мира находятся на одной стороне, объединенные общими опасностями террористического насилия и хаоса. Соединенные Штаты будут основываться на этих общих интересах во имя содействия глобальной безопасности. И нас все чаще объединяют общие ценности. Россия находится в многообещающем переходном периоде, стремясь к своему демократическому будущему и став нашим партнером в войне с террором. Китайские лидеры открывают для себя, что экономическая свобода является единственным источником национального богатства. Со временем они обнаружат, что социальная и политическая свобода является единственным источником национального величия. Америка будет поощрять развитие демократии и экономической открытости в обоих государствах, поскольку это является наилучшей основой их внутренней стабильности и поддержания международного порядка. Мы будем решительно сопротивляться агрессии со стороны других крупных государств, но готовы приветствовать их мирные попытки добиться процветания, развития торговли и культуры.

И наконец, Соединенные Штаты воспользуются создавшейся возможностью для распространения благ свободы по всему миру. Мы будем активно работать, чтобы донести идеалы демократии, прогресса, свободного рынка и свободной торговли до каждого уголка мира. События 11 сентября 2001 года научили нас, что слабые государства, подобные Афганистану, могут представлять столь же большую угрозу нашим национальным интересам, как и сильные. Нищета не превращает бедняков в террористов и убийц. Но нищета, слабые политические институты и коррупция могут сделать слабые государства уязвимыми для террористических сетей и наркокартелей.

Соединенные Штаты будут стоять бок о бок с любым государством, решительно настроенным построить лучшее будущее путем использования благ свободы для своего народа. Свободная торговля и свободные рынки доказали свою способность вывести общество из состояния нищеты. И Соединенные Штаты будут сотрудничать с отдельными государствами, целыми регионами и со всем мировым торговым сообществом во имя строительства мира, который занят мирной торговлей и поэтому, развиваясь, процветает. Соединенные Штаты будут оказывать через каналы «Счета вызовов тысячелетия»[9] еще большую помощь в развитии государств, которые отличаются справедливым правлением, капиталовложениями в свой народ и поощрением экономической свободы. Mы будем также помогать миру в реализации усилий по сокращению ужасных последствий ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.

В процессе создания благоприятствующего свободе баланса сил Соединенные Штаты руководствуются убеждением, что у всех государств имеются важные обязательства. Государства, проповедующие свободу, должны активно бороться с террором. Государства, зависящие от международной стабильности, должны помогать в предотвращении распространения оружия массового поражения. Государства, желающие получать международную помощь, должны иметь разумное руководство, с тем чтобы эта помощь правильно использовалась. Для процветания свободы требуется неукоснительная подотчетность.

Мы также руководствуемся убеждением, что ни одно государство не может добиться безопасного и справедливого мира, действуя в одиночку. Альянсы и многосторонние институты могут умножить мощь свободолюбивых государств. Соединенные Штаты взяли на себя обязательства в отношении таких прочных альянсов, как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Организация американских государств, НАТО, а также других давно существующих союзов. Добровольно объединяющиеся государства могут усилить эти постоянно существующие коалиции. В любом случае международные обязательства следует выполнять со все серьезностью. Их не следует принимать символически, поддерживать какой-то идеал, не добиваясь его претворения в жизнь. Свобода является обязательным требованием человеческого достоинства, это первородное право каждой личности во всех цивилизованных обществах. На протяжении всей истории война и террор угрожали свободе, ей бросали вызов противоречивые интересы могущественных держав и злые замыслы тиранов; она подвергалась испытаниям со стороны таких широко распространенных явлений, как бедность и болезни. Сегодня человечество имеет возможность обеспечить победу свободы над всеми её врагами. Соединенные Штаты готовы со всей ответственностью возглавить эту великую миссию.

Джордж Буш

The National Security Strategy of the United States of America

// Executive Office of the President, National Security Council. Washington, D.C., 2002.

Цит.по: История США. Хрестоматия. Сост. Э.А.Иванян. М., 2005. С.392-397.

КОНСТИТУЦИЯ ЕС

Европейская конституция является важным этапом на пути «европейского строительства».

Резюме Конституции, принятой Европейским советом в Брюсселе 17-18 июня 2004 г.

Уведомление.

Настоящее примечание предусматривает, с целью информации, представить по возможности в самой сжатой форме проект Конституции, окончательно принятый Европейским советом 17/18 июня 2004 г. по итогам заседания Межправительственной комиссии. Необходимы некоторые уточнения:

  • Это резюме неизбежно неполно: проект Конституции содержит многие сотни страниц. Для более детальной информации по частным вопросам просьба контактировать с Task force[10].
  • Оно ни в коем случае не содержит политической оценки принятого текста, которая следует из компетенции в первую очередь комиссии, вначале конституционной, а затем пленарной.
  • Для упрощения мы ссылаемся в настоящей записке на «Конституцию» (и предпочитаем изъявительное наклонение); однако читатель должен быть уверен, что обсуждаемые постановления не являются действующими, и пока Конституция не будет ратифицирована, нет гарантии, что они действительно заменят существующие договоры.

ВВЕДЕНИЕ

  1. ИНСТИТУТЫ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

СОВЕТ ЕВРОПЫ

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА

КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

СУД

  1. ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ ИНСТИТУТАМИ

СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ

ПОЛНОМОЧИЯ И ПРОЦЕДУРА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Полномочия законодательные и касающиеся регламента

Бюджетные и финансовые постановления

Собственные ресурсы

Многолетний финансовый план

Годовой бюджет

УГЛУБЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

  1. ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Внешняя деятельность

Внешняя политика и политика общественной безопасности

Общая торговая политика

Сотрудничество по развитию

Гуманитарная помощь

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Пространство свободы, защищенности и справедливости

Другие изменения внутренней политики (последующие весьма избирательные обозначения представлены по порядку их следования в тексте)

Отказ от дискриминации и гражданство:

Внутренний рынок /Налоговая система

Экономическая и валютная политика

Социальная политика

Единая аграрная политика

Исследования, технологическое развитие и космос

Энергия

Общественное здоровье

  1. КОНТРОЛЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Межправительственная конференция[11] приняла 18 июня текущего года «проект Договора, устанавливающего конституцию для Европы», утвержденный Конвентом[12]. О его конституционном статусе свидетельствуют:

- изложение в его начале базовых ценностей, на которых основан Союз (статья 2);

- полное воспроизведение Декларации основных прав (часть II)[13];

- определения условий принадлежности к Союзу (включая условие добровольного из него выхода);

-а также символы Союза (флаг, гимн и т.д. статья I-6 bis).

Конституция явно положила конец структуре «опор», которая превалировала до настоящего времени, и решительно наделила Союз правом юридического лица. Упрощение как первоначальная цель немного затронуто в части I, которая содержит основные постановления чисто конституционной природы, в то время как часть II воспроизводит Декларацию. В то же время Конституция остается сложным текстом, с модернизированными постановлениями, извлеченными из действующих Договоров, относящихся к политике, а также подробными постановлениями, относящимися к функционированию институтов в части III и, в части IV, общими и завершающими постановлениями. Более того, она снабжена преамбулой (которая отсылает к «культурному, религиозному и гуманитарному наследию Европы»), и дополнена многочисленными протоколами (конституционного уровня) и приложенными декларациями.

В основных положениях Межправительственная конференция немного исправила текст, вышедший из Конвента. Можно упомянуть следующие пункты:

- вопреки оживленным дебатам, которые приводили к полному отрицанию, компромиссный текст относительно Преамбулы, принятый Конвентом, в основном сохранен;

- перечисление ценностей Союза дополнено отсылкой к правам меньшинств, а также к равенству мужчин и женщин (что первоначально присутствовало только среди целей);

- финансовая стабильность, безусловно, фигурирует среди целей Союза, в противовес «рыночной экономике, в высокой степени конкурентной, которая стремится к полной занятости и к социальному прогрессу».

I. Учреждения.

Проект Конституции дает разъяснение взаимодействия учреждений и органов

Союза.

Европейский Парламент

Он исполняет, совместно с Советом министров, законодательные и бюджетные функции, а также функции политического и консультативного контроля. Он избирает Председателя Европейской Комиссии по предложению Европейского Совета (принятому квалифицированным большинством), который должен ориентироваться на результат выборов; Европейский парламент утверждает также из своего состава Комиссию. Число ее членов не должно превышать 750. Конституция не предусматривает назначения на должности Государством, как это происходит сегодня. Напротив, статья I-19 содержит юридическое основание, которое уполномочивает Европейский Совет, по инициативе Парламента и после утверждения им, определять, вплоть до планируемых в 2009 г. выборов, распределение должностей на основе принципа представительства «нисходяще- пропорционального», с минимальным порогом 6 мест и максимальным - 96 от Государства-члена (Конвент предлагал в качестве минимума 4, без максимального порога).

Европейский совет

Он становится совершенно особым учреждением. Сменяемое президентство упразднено, в Европейском совете установлено постоянное президентство с ограниченными полномочиями. Президент избирается квалифицированным большинством из членов Европейского совета, с мандатом на два с половиной года, который может быть возобновлен. Основным принципом принятия решений является консенсус.

Европейский совет дает импульсы и определяет политические приоритеты, он не должен выполнять законодательные функции. Уважение этого принципа удалось сохранить в ходе обсуждений в Межправительственной конференции, вопреки тяжелым дебатам о роли Европейского совета в области юридического сотрудничества по уголовному законодательству (см. ниже описание компромисса найденного в определении механизма «ускоренного торможения»).

Совет министров Союза

Конституция предусматривает внедрение Совета по иностранным делам, под председательством Европейского министра иностранных дел (см. ниже), отличного от Совета по общим делам.

Он продолжает обеспечивать взаимосвязь работ Совета, опираясь на COREPER.

Что касается специализированных подразделений Совета, их собрания должны быть разделены на две части, посвященные: одна – проблемам общественным и законодательным, другая – не законодательным, таким образом, чтобы удовлетворять требованиям прозрачности.

Организация работ Совета дала повод для острых дискуссий, вплоть до выдвинутой на уровень Межправительственной конференции. Большинство Государств-членов объединились в поддержку ротации президентства Совета (кроме Совета по иностранным делам). Конституция окончательно утверждает принцип равной ротации, введенный в рамках системы «командного» президентства, установленной решением Европейского совета.

Наши рекомендации