Исторические условия возникновения и особенности общественного строя и права древневосточных государств.
1. Происхождение государств
Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…
Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.
Государство выступает неотъемлемым элементом цивилизации, так как ей присущи черты:
- цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);
- цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой плотностью населения. В отличии от первобытной общины, в цивилизации людей объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали несколько десятков тысяч человек;
- цивилизация характеризуется возникновением города как центра управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму нома, то есть города-государства;
- цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.
Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По мнению российского историка Васильева Л.С. первоначально люди брали на себя функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к обогащению.
Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых налогов. Поэтому государственная власть монополизировалась наиболее богатой частью общества – родоплеменная знать, жречество, военная аристократия.
Но почему возникла сама цивилизация? Историки установили, что около 12-10 тыс. лет назад вся суша земли, пригодная для жизни, была заселена людьми. Ученые объясняют это двумя кризисами, которые пережило человечество » 10 тыс. лет назад:
- кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение привычных объектов охоты и собирательства).
- кризис демографический – около 10 тыс. лет назад население всей планеты составляло » 5-7 млн. и при этом планета страдала от перенаселения.
Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали снижение численности человечества.
Английский историк Тойнби А. Выдвинул концепцию возникновения цивилизации «как результата принятия вызова природы» (то есть люди, поставленные на грань выживания, были вынуждены изобрести новый способ производства и социальной организации).
2. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства
Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.
Древний Египет – Нил
Междуречье – Тигр и Евфрат
Древняя Индия – Инд и Ганг
Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ
Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.
Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:
1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.
2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.
3) Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.
4) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.
Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.
Наука зарождалась на Древнем Востоке.
Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.