Ж. Боден о формах государства.
Ж. Боден отвергает ставшее классическим разделение форм государства на правильные и неправильные. Главой государства (сувереном) является тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия), либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, т.е. тому случаю, когда суверенная власть принадлежит одному человеку - королю. В республике, полагает Ж. Боден, народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Также радужных настроений не вызывает у Ж. Бодена и аристократия, уничтожающая народные массы. Только в монархии государственная власть - действительно единая и нераздельная, по-настоящему сильная.
Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии:
1. Законная (королевская) +
2. Сеньориальная (основанная на праве завоевания) +
3. Тирания (-), обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, не имея на престол никаких законных прав, поэтому тирана, в свою очередь, можно низложить и убить.
Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным государствам.
Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору.
Справедливые войны вели к созданию господских (вотчинных) государств, которые, по мнению Ж. Бодена, в его время существовали на патерналистском Востоке. А в Европе они преобразовались в законные монархии, в которых народ повинуется монарху, а монарх повинуется божественным и естественным законам, оставляя подданным естественные свободы и неприкосновенную частную собственность.
Ж. Боден не поддерживал тезис о необходимости выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами, а выборный монарх не будет заботиться об общем благе, т.к. сразу же начнет сводить политические счеты. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма - королевская монархия, где верховным сувереном является король, а правительственная власть может делегироваться королем другим государственным органам и должностным лицам. Высокие должностные лица должны быть аристократами.
Ж. Боден выделяет два вида государственных объединений:
1. Основанные на неравенстве, т.е. вассальной зависимости частей государства от суверенного сюзерена, т.е. федерация, где суверенитетом обладают только федеральные власти. Пример: Священная Римская Империя Германской Нации.
2. Основанные на равенстве, т.е. конфедерация, где суверенитетом обладают субъекты конфедерации. Пример: Швейцарская конфедерация, состоявшая в то время из суверенных кантонов.
Причиной восстаний Ж. Боден называл резкое имущественное неравенство разлчиных социальных слоев, жестокости и притеснения со стороны сильных мира сего, изменение закона, неудачные войны. Но менее всего подвержены государственным переворотам монархии, продолжал гнуть свое убежденный монархист-роялист Ж. Боден. Однако настоящий политик должен уметь предвидеть и предотвращать перевороты, поэтому иногда королю нужно идти на определенные уступки (например, созвать Генеральные штаты).
Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи.. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).