Резолюция общего собрания моряков кронштадта. 1921 г.
Заслушав доклад команд, посылаемых общим собранием команды кораблей в гор. Петроград для выяснения дел в Петрограде, постановили:
1) Ввиду того, что настоящие советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.
2) Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов, левых социалистических партий.
3) Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений.
4) Собрать не позднее 10 марта 1921 г. Беспартийную конференцию рабочих, красноармейцев и матросов гор. Петрограда, Кронштадта и Петроградской губернии.
5) Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями.
6) Выбрать комиссию для пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях.
7) Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства для этой цели. Вместо них должны быть учреждены с мест выбранные культурно-просветительные комиссии, для которых средства должны отпускаться государством.
8) Немедленно снять все заградительные отряды.
9) Уравнять паек для всех трудящихся, за исключением вредных цехов.
10) Упразднить коммунистические боевые отряды во всех воинских частях, а также на фабриках и заводах разные дежурства со стороны коммунистов, а если таковые дежурства или отряды понадобятся, то можно назначать в воинских частях с рот, а на фабриках и заводах по усмотрению рабочих.
11) Дать полное право действия крестьянам над своей землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом.
12) Просим все воинские части, а также товарищей военных курсантов присоединиться к нашей резолюции.
13) Требуем, чтобы все резолюции были широко оглашены печатью.
14) Назначить разъездное бюро для контроля.
15) Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.
Резолюция принята бригадным собранием при двух воздержавшихся.
Там же. С. 447-448.
О ЗАМЕНЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И СЫРЬЕВОЙ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ.
ДЕКРЕТ ВЦИК. 1921 г.
1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.
2. Этот налог должен быть меньше налагающегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично заводские и кустарные продукты.
3. Налог взымается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.
4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, малоимущих хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видлв натурального налога. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льгоьы по выполнению натурального налога.
5. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется. Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.
6. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, оставшиеся у землевладельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.
7. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.
8. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.
Там же. С.448-449.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЕ В. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА). 1921 г.
Только к весне 1921 года мы вплотную поставили эту задачу, и это случилось тогда, когда неурожай 1920 года ухудшил положение крестьян до невероятности, когда мы в первый раз до известной степени переживали внутренние политические колебания, связанные не с внешним натиском врагов, а с отношением между рабочим классом и крестьянством. Если бы 1920 год дал нам очень хороший урожай, или, по крайней мере, только хороший, если бы мы из 420-миллионной развёрстки собрали 400 миллионов пудов, мы могли бы нашу промышленную программу выполнить большей частью, тогда у нас был бы известный фонд для обмена городских промышленных продуктов на земледельческие. У нас получилось обратное.
Наша основная задача – восстановление крупной промышленности. А для того, чтобы нам сколько-нибудь серьёзно и систематически перейти к восстановлению этой крупной промышленности, нам нужно восстановление мелкой промышленности. Мы в этом 1921 году и в прошлом году переживали огромный перерыв в нашей работе по восстановлению крупной промышленности.
Когда мы говорим: нужно отношение к крестьянству поставить не на почву развёрстки, а на почву налога, – что же является главным экономическим определением этой политики? То, что при развёрстке крестьянские мелкие хозяйства не имеют правильной экономической базы и на многие годы осуждены оставаться мёртвыми, мелкое хозяйство существовать и развиваться не может, ибо у мелкого хозяина пропадает интерес к упрочению и развитию своей деятельности и к увеличению количества продуктов, вследствие чего мы оказываемся без экономической базы. Другой базы у нас нет, другого источника у нас нет, а без сосредоточения в руках государства крупных запасов продовольствия ни о каком воссоздании крупной промышленности не может быть и речи. Поэтому в первую очередь мы эту политику, изменяющую наши продовольственные отношения, и проводим.
Задача ставится перед местными работниками так: с одной стороны, полностью провести продовольственный налог и, с другой, в возможно кратчайший срок. Взымание налога добровольно не пойдёт, без принуждения мы не обойдёмся, взымание налога ставит ряд стеснений для крестьянского хозяйства. Если эту операцию взымания налога мы протянем дольше, чем следует, крестьянин будет недоволен и будет говорить, что свободы распоряжения излишками он не получает.
Это – одна задача, а другая – состоит в том, чтобы в максимальных пределах осуществить и свободу оборота для крестьянина, и поднятие мелкой промышленности, чтобы дать тому капитализму, который растёт на почве мелкой собственности и мелкой торговли, некоторую свободу, не бояться его, ибо он нам совершенно не страшен.
В силу общей экономической и политической конъюнктуры, которая теперь сложилась, когда пролетариат держит в руках все источники крупной промышленности, когда не может быть и речи о какой-либо денационализации, нам его бояться нечего. И, когда мы страдаем больше всего от полнейшего недостатка продуктов, от нашего полнейшего обнищания, смешно бояться того, что капитализм, на основании мелкого промышленного земледелия, составит угрозу. Бояться этого – значит совершенно не учитывать соотношение сил нашей экономики, это значит совершенно не понимать того, что крестьянское хозяйство, как мелкое крестьянское хозяйство, без известной свободы оборота и без связанных с этим капиталистических отношений, не может быть устойчиво ни в коей мере.
Вот что касается икон,– здесь напоминают, что крестьяне просят иконы, – то я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого недопустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперёд к коммунизму, тогда как помада не угрожает этим.
Ленин В.И. ПСС. Т. 43. С. 303, 326.
ОТНОШЕНИЕ И. ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИНА) К ВОДКЕ. 1927 г.
Вы ссылаетесь на слова Ленина против водки. Слова Ленина, конечно, известны Центральному комитету. Если ЦК партии, тем не менее, согласился на введение водки, то это потому, что он имел на то согласие Ленина, данное в 1922 году.
Ленин не считал исключением, что мы сможем при известных жертвах с нашей стороны урегулировать свои расчёты по долгам с буржуазными государствами и получить крупный заём или крупные долгосрочные кредиты. Так думал он в период конференции в Генуе. При такой комбинации нам, конечно, не пришлось бы вводить водку. Но так как эта комбинация не осуществилась, а денег для промышленности у нас не было, между тем как без известного минимума денежных средств мы не могли расчитывать на сколько-нибудь сносное развитие нашей промышленности, от которого зависит судьба всего нашего народного хозяйства, – то мы вместе с Лениным пришли к тому, что придётся ввести водку.
Что лучше: кабала заграничного капитала, или введение водки, – так стоял вопрос перед нами. Ясно, что мы остановились на водке, ибо считали и продолжаем считать, что, если нам ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, – мы пойдём и на это крайнее средство ради интересов нашего дела.
Вопрос этот стоял у нас на обсуждении ЦК нашей партии в октябре 1924 года. Некоторые члены ЦК возражали против введения водки, не указывая, однако, никаких источников, откуда бы можно было черпать средства для промышленности. В ответ на это 7 членов ЦК, в том числе и я, внесли в пленум ЦК следующее заявление:
“Тов. Ленин летом 1922 г. и осенью того же года (сентябрь) несколько раз заявлял каждому из нас, что, ввиду безнадёжности получения займа за границей (провал Генуи), необходимо будет ввести водочную монополию, что это особенно необходимо для создания минимального фонда для поддержания валюты и поддержания промышленности. Обо всём этом считаем своим долгом заявить ввиду того, что некоторые товарищи ссылаются на ранние заявления Ленина по этому вопросу”. Пленум ЦК нашей партии принял решение о введении водочной монополии.[8]
И. В. Сталин. Сочинения. Т. 9. С. 191-192.
ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР. 1922 г.
РСФСР, УССР, БССР, и ЗСФСР (Грузия, Азербайджан, Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство “Союз Советских Социалистических Республик” – на следующих основаниях.
1. Ведению СССР, в лице его верховных органов, принадлежат:
а) представительство союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ союза;
в) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
л) установление основ организации Вооружённых Сил СССР;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселении;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здравия;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов советов, центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.
2. Верховным органом власти СССР является съезд Советов СССР, а в периоды между съездами – Центральный исполнительный комитет СССР.
3. Съезд Советов составляется из представителей городских советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.
4. Делегаты на съезд Советов избираются на губернских съездах Советов.
5. Очередные съезды Советов СССР созываются ЦИК СССР один раз в год. Чрезвычайные съезды по требованию не менее двух союзных республик.
6. Съезд Советов СССР избирает ЦИК из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.
7. Очередные сессии ЦИКа созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии ... – по постановлению Президиума ЦИКа СССР, или по требованию СНК СССР, а также ЦИКа одной из союзных республик.
9. ЦИК СССР избирает Президиум, являющийся органом власти Союза в период между сессиями ЦИКа Союза.
10. Президиум ЦИКа СССР избирается в составе 19 членов, из коих ЦИК СССР избирает четырёх представителей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.
11. Исполнительным органом ЦИКа СССР является СНК СССР, избираемый ЦИКом на срок полномочий последнего в составе:
Председателя СНК Союза, заместителей председателя;
Народного комиссара по иностранным делам;
Народного комиссара по военным и морским делам;
Народного комиссара внешней торговли;
Народного комиссара путей сообщения;
Народного комиссара почт и телеграфов;
Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;
Председателя ВСНХ;
Народного комиссара продовольствия;
Народного комиссара финансов.
12. В целях утверждения революционной законности на территории СССР и объединения усилий республик в борьбе с контрреволюцией учреждается при ЦИКе Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при СНК Союза – объединённый орган Государственного политического управления, председатель которого входит в СНК Союза с правом совещательного голоса.
13. Декреты и постановления СНК СССР обязательны для всех союзных республик и проводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.
14. Декреты и постановления ЦИКа и СНК СССР печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).
15. ЦИКи союзных республик опротестовывают декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИКа СССР, не приостанавливая их исполнения.
16. Постановления и распоряжения СНК СССР могут быть отмененылишь ЦИКом СССР и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров СССР могут быть отменяемы ЦИКом СССР, его президиумом и СНК СССР.
17. Распоряжения народных комиссаров могут быть приостановлены ЦИКами или президиумами циков союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям СНК, ЦИК СССР.
18. В состав СНК союзных республик входят:
Председатель СНК, заместитель председателя, Председатель ВСНХ, Народный комиссар земледелия, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов, Народный комиссар труда, Народный комиссар внутренних дел, Народный комиссар юстиции, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Народный комиссар по просвещению, Народный комиссар здравохранения, Народный комиссар социального обеспечения, Народный комиссар по национальным делам, а также с правом совещательного голоса уполномоченные наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
19.ВСНХ, народные комиссары продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь цикам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответствующих народных комиссариатов СНК СССР.
20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого ЦИКом СССР. Бюджеты республик в их доходных частях устанавливаются ЦИКом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик устанавливаются ЦИКом СССР.
21. Для граждан союзных республик устанавливается единое гражданство.
22. СССР имеет свой флаг, герб и государственную печать.
23. Столицей СССР является город Москва.
24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.
25. Утверждение и дополнение союзного договора подлежит исключительному ведению съезда Советов СССР.
26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
Практикум по истории советского общества. -Минск, 1973. С. 102-107.
ДИРЕКТИВА В. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА) МИНИСТРУ ЮСТИЦИИ. 1922 Г.
Копии: 1) Молотову для членов Политбюро, 2) А.Д. Цюрупе, 3) Рыкову (когда приедет), 4) т. Енукидзе для членов Президиума ВЦИК. С особой просьбой: не размножать, только показывать под расписку, не давать разболтать, не проболтать перед врагами.
т. Курский!
Деятельность Наркомюста[9], видимо, совсем ещё не приспособлена к новой экономической политике. Прежде боевыми органами Соввласти были главным образом Наркомвоен и ВЧК. Теперь особенно боевая роль выпадает на долю НКЮста; понимания этого, к сожалению, со стороны руководителей и главных деятелей НКЮста не видно.
Усиление репрессии против политических врагов Соввласти и агентов буржуазии (в особенности меньшевиков и эсеров); проведение этой репрессии ревтрибуналами в наиболее быстром и революционно-целесообразном порядке; обязательная постановка ряда образцовых (по быстроте и силе репрессии; по разъяснению народным массам, через суд и через печать, значения их) процессов в Москве, Питере, Харькове и нескольких других важнейших центрах; воздействие на нарсудей и членов ревтрибуналов через партию в смысле улучшения деятельности судов и усиления репрессии.
В газетах шум по поводу злоупотреблений нэпо. Этих злоупотреблений бездна. А где шум по поводу образцовых процессов против мерзавцев, злоупотребляющих новой экономической политикой? Этого шума нет, ибо этих процессов нет.
Ленин. ПСС. Т. 44. С. 3396-397.