Если братья станут тягаться о наследии перед Князем, то Отрок Княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд.
Ежели останутся дети малолетние, а мать выйдет замуж, то отдать их при свидетелях на руки ближнему родственнику, с именем и домом, а что сей опекун присовокупит к оному, то возьмёт себе за труд и попечение о малолетных, но приплод от рабов и скота останется детям. За всё утраченное платит опекун, коим может быть и сам вотчим.
Дети, прижитые с рабою, не участвуют в наследии, но получают свободу, и с матерью.
Справка
Тиун – именитый чиновник.
Вервь – община.
Вира – плата за убийство.
Огнищанин – именитый чиновник.
Смерд– простой земледелец.
В гривне 20 ногат или 50 резаней. Две резани составляли одну куну. Так назывались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и Ливонии.
Текст цитирован по: Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 12 томах. Книга первая. Т. 1-2.- М.: 1993. С. 190-201.
УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА XII ВЕК
А се аз, князь великыи Ярослав, сын Володимиров, по данию отца своего сгадал есмь с митрополитом киевским и всея Руси Иларионом, сложихом гречески номоканон; еже не подобает сих тяж судити князю, ни боярам его, ни судьям его, дал есмь митрополиту и епископам: роспуты по всем городом.
Аще кто умучит девку или насилит, аще боярская дочи будет, за сором 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен золота; аще будет меньших бояр, гривна золота еи, а митрополиту гривна золота; а добрых людеи будет, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнить.
Аще же пустит боярин жену великых бояр, за сором еи 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людеи 2 рубля, а митрополиту 12 гривен, а князь казнить.
Аще же девка блядеть или дитяти добудет у отца, у матери или вдовою, обличивши, пояти ю в дом церковныи.
Аже девка засиделась великых бояр, митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр – гривна золота, а нарочитых людеи – 12 гривен, а простои чади рубль.
Аже муж от жены блядет, митрополиту нет кун, князь казнити.
Аже муж оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина, молодую поняти в дом церковныи, а со старою жити.
Аже поидеть жена от своего мужа за иными муж или иметь блясти от мужа, ту жену поняти в дом церковныи, а новоженя в продажи митрополиту.
Аще будет жене лихыи недуг, или слепа, или долгая болезнь, про то еа пустити.
Тако же и жене нелзе пустити мужа.
Аще ближни род поимеется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, а опитемию примуть.
Аще жидовин или бессерменин будет с русскою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а русскую поняти в дом церковныи.
Аще кто блудить с черницею, митрополиту 40 гривен, а во опитемию вложити.
Аще ли кто с животиною блуд створить, митрополиту 12 гривен, а во опитемии и в казни.
Аще девка не въсхощеть замуж, то отец и мати силою дадять. А что девка учинить над собою, то отец и мати митрополиту в вине.
Аще кто зовет чужую жену блядию, а будеть боярска жена великых бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а князь казнить; а будет меньших бояр – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; селенце – 60 резан, а митрополиту 3 гривны.
Аще кто пострижёт кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнить.
Аще мужа два бъётся женьски, либо одерёть, либо укусить, митрополиту 12 гривен.
Аще жена бъёт мужа, митрополиту 3 гривны.
И жене две бъётся, митрополиту 6 гривен на виноватой.
Аще ли сын биеть отца или матерь, да казнять его волостельскою казнею, а митрополиту в дом церковный такой отрок.
Аще кто что поганое съест по своей воли, или кобылину, или медведину, или но что отреченное, митрополиту в вине и в казни.
С некрещёным, ни иноязычником, или от нашего языка будет с некрещёным, ведая ясть и пить, митрополиту в вине.
Аще кто с отлучённым ясть и пиеть, да будет сам отлучён.
Цитировано по: Законодательство Древней Руси. В девяти томах. Т.1.-М.:1984.С.189-192.
ДОМОСТРОЙ. XVI ВЕК
Глава пятая. Как царя или князя чтить и во всём им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всём, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому всё это обдумать.
Бойся царя и служи ему верно, за него всегда Бога моли. И ложно никогда не говори перед ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всём повинуясь ему. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, и станешь страшиться царя небесного: этот – временно, небесный же вечен он – судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. И князьям покоряйтесь также: воздавай им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прийми и власти свои, не помысли на них зла, ибо говорил апостол Павел: “Вся власть от Бога”, – так что кто противится власти, тот божью повеленью противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми.