Расцвет Древнерусского государства (II половина X - XI вв.).

Вопрос №11

Предпосылки образования Древнерусского государства.

Вопрос о возникновении Киевской Руси - одна из актуальных проблем отечественной истории - является одновременно и одним из древнейших ее вопросов. Впервые (и довольно четко для своего времени) его поставил автор знаменитой "Повести временных лет" монах Киево-Печерского монастыря Нестор около 1111 г.: "Откуда пошла Русская земля и кто в Киеве стал первым княжить?". Труд Нестора до сих пор остается среди главных источников изучения проблемы. Однако современная историческая наука располагает не только письменные памятники древней Руси, показания византийских, арабских, западноевропейских хроник, но и результаты археологических исследований. Они раскрывают сложный процесс образования раннеславянськой государственности гораздо более достоверно и детально.

Для формирования предпосылок возникновения государства у восточных славян решающими были VI-VIII вв. Именно тогда славянство переходило от так называемой "военной демократии" - последней стадии первобытного строя до дифференцированного общества, а вместе с тем появлялись и зародыши его политической организации.

В течение V-VIII вв. завершился процесс славянского расселения. Более двух сотен племен, объединившись в 14 племенных союзов, заняли огромные просторы Восточной Европы. "Повесть временных лет" так говорит их расположения. Вдоль среднего Днепра жили поляне, на Левобережье, в бассейнах рек Десны, Сейма, Сулы и Ворсклы - северяне; в днепровском Полесье - древляне; в бассейне Западного Буга-дулебы; в бассейнах Южного Буга и Днестра, доходя Черного моря - тиверцы и уличи; над реками Саном и верхним Днестром - хорваты; между верховьями Днепра и Сожа - радимичи; в бассейне Припяти - дреговичи подобное.

Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные общности, что и отражено в летописи: "Имели ибо они обычаи собственные и законы отцов своих и сказания, и каждый - свой нрав". По мнению отдельных историков, территориальный принцип объединения дает основание считать эти народности своеобразным аналогом "варварских королевств" западного мира. Такие объединения назывались "землями" и имели князей, которые по мере дальнейшего сплочения подчинялись высшему князю.

В общем племена VI-VIII вв. находились на примерно одинаковом уровне культурно-экономического и общественного развития, однако кое он осуществлялся интенсивнее. Одним из таких районов было Среднее Поднепровье. Население здесь выращивали почти все известные в раннем средневековье культуры - просо, рожь, пшеницу, овес, ячмень, бобы, горох и др..; Используемые орудия свидетельствуют о наличии плужного пахотного земледелия. Достаточно высокий уровень сельскохозяйственного производства не только обеспечивал продовольственные нужды, но и создавал значительную долю прибавочного продукта. Это, как и выделение железоделательного, кузнечного, ювелирного и другого ремесла в особую отрасль хозяйственной деятельности, способствовало появлению частной собственности, стимулировало обмен и торговлю. Находки византийских и арабских монет, кладов драгоценных изделий иранских и византийских мастеров VI-VIII вв. во многих местах Среднего Поднепровья свидетельствуют о налаживании международных торговых связей.

Новые явления экономической жизни, как и многочисленные военные походы, ускорили имущественную и социальную дифференциацию общества. Появилось рабство; достаточно заметной силой стала племенная знать, из среды которой избирались военные вожди - князья. Имена некоторых из них - Ардагоста, Мусокия, Пирогоста - донесли до нас византийские хроники.

Расширение территорий объединенных племен, постоянные войны, потребность племенной верхушки в защите своих интересов обусловили выделение князей и их окружения - жены в привилегированную группу профессиональных воинов, стоявшая вне общины и над ней. При этом роль народного собрания уменьшалась, а княжеская власть, выдвигаясь на первый план, постепенно переносилась и на гражданскую жизнь. Ее опорой была жена и разветвленная система укрепленных поселений - "градов", которые стали административно-политическими и культовыми центрами. Впоследствии часть градов превратилась в настоящие феодальные города.

Таким образом, союзы племен постепенно переросли в образования более высокого общественно-политического уровня - племенные княжества. Они были государственным объединений, на основе которых непосредственно складывалась славянская государственность. Арабские источники на рубеже VIII-IX вв. удостоверяют существование трех ее ячеек: Куявии (на землях полян), Славии (в ильменских славян) и Артании (место нахождения точно не определен, возможно, на северо-востоке или юге славянских земель).

Вопрос №12

Вопрос №13

Упадок Киевского княжества

В 1054 году скончался Ярослав Мудрый и Русь была разделена на несколько княжеств, но вера, язык, обычаи и княжеский род здесь были едиными. В Киевской Руси зарождалось уже общенациональное сознание, складывался новый этнос - русичи. Однако всем этим процессам мешала, вредила непрекращающаяся борьба князей, их постоянные притязания на земли друг друга. Борьба князей, их раздоры ослабляли древнерусское государство.

Упадок Руси вызывался также довольно широким развитием рабства. Богатство Руси XI-XII вв. держалось на рабовладении и не мешало развитию страны, пока рабами были военнопленные. Но, по мере закабаления свободных русичей, усиливалась их борьба с богачами, появились народные волнения, побеги крестьян от феодалов, а это сказывалось на благосостоянии государства.

Любечский съезд

После многих лет борьбы князья решили покончить свои счеты на общем съезде.

В 1097 г. по инициативе князя Владимира Мономаха князья собрались на съезд в Любече, где выразили сожаление по поводу усобиц и юридически закрепили принцип организации власти на Руси «по вотчине» - «каждый князь владеет своей вотчиной» - записал съезд, констатируя тем самым, что Русь стала совокупностью отдельных княжеств. [3.]

Что же касается до прочих князей-изгоев, то их устроили землянами на юго-западных границах Руси.

Вопрос №14

Вопрос №15

Причины, особенности и этапы образования единого Российского государства.

Реформы Петра I.

Особенности и предпосылки объединения

Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. В России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.

Социально-экономические предпосылки.

1). Развитие земледелия, возрождение к концу XIV в. экономического потенциала русской земли, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах во второй пол. ХV в., внутренняя колонизация, заметный демографический подъем в деревнях, развитие в них промыслов становятся скрытым от поверхностного взгляда основанием прогресса страны, предпосылкой ее политической консолидации.

2). Рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-Восточной Руси. Основным источником стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в условиях политической распыленности все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего военные.

3). Развитие поместного землевладения, получившее распространение во многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя, вольные и слуги под дворским получали землю в качестве условного держания. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики.

Социально-политические предпосылки.

1). Князьям, заинтересованным в укреплении своих военно-служилых сил, становилось тесно в рамках небольших княжеств. В результате обострялись противоречия между князьями, поддерживаемыми своими боярскими группировками. Это и привело к борьбе за расширение владений одного за счет другого. Так постепенно выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между которыми во многом предопределяла развитие процесса объединения Руси.

2). Великое княжение Владимирское представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства. К тому же князь, владеющий ярлыком на великое княжение обладал дополнительными экономическими и военными ресурсами, пользовался авторитетом, позволяющим ему подчинять русские земли.

3). Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада так и с Востока - все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.

4). Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига. Кроме того, свою роль сыграло противостояние Северо-восточных княжеств с Великим княжеством Литовским, также претендовавшим на роль объединителя русских земель.

Культурные предпосылки

1). В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное - православную веру.

2). На православие опиралось развивающееся общее национальное самосознание, которое особенно активно стало проявляться с середины ХV в.

В этих условиях усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить создание единого государства.

Этапы образования единого Российского государства

Первый этап: возвышение Москвы и начало объединения

Христианские историки (А.В. Карташов и др.) считают, что главной причиной возвышения Москвы стал союз московских князей с митрополичьей кафедрой. Именно превращение Москвы в центр русского православия определило ее историческую судьбу.

Церковный фактор стал решающим в борьбе Москвы и Твери за политическое лидерство на Руси: московские князья оказывали подчеркнутое уважение к митрополиту Петру - главе русской церкви - в пику тверским князьям, поссорившимся с ним, что и стало роковым моментом для Твери.

Второй этап объединения. Завершение борьбы с Тверью

Если на первом этапе Москва лишь стала наиболее значительным и сильным в экономическом и военно-политическом княжеством, то на втором этапе (вторая половина ХIV - середина ХV вв.) она превратилась в бесспорный центр как объединения, так и борьбы за независимость. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, иго постепенно ослабевало.

Третий этап. Завершение объединения русских земель

Великий князь Иван III (1462-1505) к 1468 г. полностью подчинил Ярославское княжество, в 1474 - ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества.

Более напряженно происходило присоединение Новгорода и его обширных владений. Особое значение борьбе с Новгородом придавал тот факт, что происходило столкновение двух типов государственного строя - вечевого-боярского и монархического, притом с сильной деспотической тенденцией. Часть новгородского боярства, стремясь сохранить свои вольности и привилегии, пошла на союз с Казимиром IV. Иван III, узнав о подписании договора, организовал поход и разбил в 1471 г. на р. Шелони новгородское ополчение, а в 1478 г. полностью его присоединил. Все атрибуты былой вольности, были ликвидированы, вместо посадников городом теперь правили наместники князя, даже вечевой колокол был вывезен из Новгорода. Кроме того, не сдержав своего слова, Иван III постепенно выселил из новгородской земли боярство, передав его владения московским служилым людям.

Одним из главных завоеваний Руси становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой, вероятно, прекратилось в сер. 70-х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси.

Иван III после некоторых колебаний приступил к решительным действиям и закрыл дорогу татарам, встав на берегу р. Угры - притоке Оки.

Так закончилось 240 летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении XVI-XVIII вв., постепенно включая их в свой состав

Реформы Петра 1.

Судебная реформа

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).

Реформы армии и флота

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере. Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.

На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.

В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.

Образование

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Вопрос №11

Предпосылки образования Древнерусского государства.

Вопрос о возникновении Киевской Руси - одна из актуальных проблем отечественной истории - является одновременно и одним из древнейших ее вопросов. Впервые (и довольно четко для своего времени) его поставил автор знаменитой "Повести временных лет" монах Киево-Печерского монастыря Нестор около 1111 г.: "Откуда пошла Русская земля и кто в Киеве стал первым княжить?". Труд Нестора до сих пор остается среди главных источников изучения проблемы. Однако современная историческая наука располагает не только письменные памятники древней Руси, показания византийских, арабских, западноевропейских хроник, но и результаты археологических исследований. Они раскрывают сложный процесс образования раннеславянськой государственности гораздо более достоверно и детально.

Для формирования предпосылок возникновения государства у восточных славян решающими были VI-VIII вв. Именно тогда славянство переходило от так называемой "военной демократии" - последней стадии первобытного строя до дифференцированного общества, а вместе с тем появлялись и зародыши его политической организации.

В течение V-VIII вв. завершился процесс славянского расселения. Более двух сотен племен, объединившись в 14 племенных союзов, заняли огромные просторы Восточной Европы. "Повесть временных лет" так говорит их расположения. Вдоль среднего Днепра жили поляне, на Левобережье, в бассейнах рек Десны, Сейма, Сулы и Ворсклы - северяне; в днепровском Полесье - древляне; в бассейне Западного Буга-дулебы; в бассейнах Южного Буга и Днестра, доходя Черного моря - тиверцы и уличи; над реками Саном и верхним Днестром - хорваты; между верховьями Днепра и Сожа - радимичи; в бассейне Припяти - дреговичи подобное.

Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные общности, что и отражено в летописи: "Имели ибо они обычаи собственные и законы отцов своих и сказания, и каждый - свой нрав". По мнению отдельных историков, территориальный принцип объединения дает основание считать эти народности своеобразным аналогом "варварских королевств" западного мира. Такие объединения назывались "землями" и имели князей, которые по мере дальнейшего сплочения подчинялись высшему князю.

В общем племена VI-VIII вв. находились на примерно одинаковом уровне культурно-экономического и общественного развития, однако кое он осуществлялся интенсивнее. Одним из таких районов было Среднее Поднепровье. Население здесь выращивали почти все известные в раннем средневековье культуры - просо, рожь, пшеницу, овес, ячмень, бобы, горох и др..; Используемые орудия свидетельствуют о наличии плужного пахотного земледелия. Достаточно высокий уровень сельскохозяйственного производства не только обеспечивал продовольственные нужды, но и создавал значительную долю прибавочного продукта. Это, как и выделение железоделательного, кузнечного, ювелирного и другого ремесла в особую отрасль хозяйственной деятельности, способствовало появлению частной собственности, стимулировало обмен и торговлю. Находки византийских и арабских монет, кладов драгоценных изделий иранских и византийских мастеров VI-VIII вв. во многих местах Среднего Поднепровья свидетельствуют о налаживании международных торговых связей.

Новые явления экономической жизни, как и многочисленные военные походы, ускорили имущественную и социальную дифференциацию общества. Появилось рабство; достаточно заметной силой стала племенная знать, из среды которой избирались военные вожди - князья. Имена некоторых из них - Ардагоста, Мусокия, Пирогоста - донесли до нас византийские хроники.

Расширение территорий объединенных племен, постоянные войны, потребность племенной верхушки в защите своих интересов обусловили выделение князей и их окружения - жены в привилегированную группу профессиональных воинов, стоявшая вне общины и над ней. При этом роль народного собрания уменьшалась, а княжеская власть, выдвигаясь на первый план, постепенно переносилась и на гражданскую жизнь. Ее опорой была жена и разветвленная система укрепленных поселений - "градов", которые стали административно-политическими и культовыми центрами. Впоследствии часть градов превратилась в настоящие феодальные города.

Таким образом, союзы племен постепенно переросли в образования более высокого общественно-политического уровня - племенные княжества. Они были государственным объединений, на основе которых непосредственно складывалась славянская государственность. Арабские источники на рубеже VIII-IX вв. удостоверяют существование трех ее ячеек: Куявии (на землях полян), Славии (в ильменских славян) и Артании (место нахождения точно не определен, возможно, на северо-востоке или юге славянских земель).

Вопрос №12

Расцвет Древнерусского государства (II половина X - XI вв.).

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1036 г. Ярослав после смерти брата Мстислава стал единодержавным князем Киевской Руси, а Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Ярославу Мудрому впервые удалось назначить киевским митрополитом Илариона, русского по происхождению. Сам князь, подобно правителям Византии, именовался царем, о чем свидетельствует надпись на стене Софийского собора в Киеве, выполнен­ная после его смерти, об «успении царя нашего».

Древнерусское государство было крупнейшей державой мира и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, а другая дочь, Елизавета, стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой Анны третья дочь, Анастасия. Внучка Ярослава Евпраксия (Адельгейда) супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, женат на византийской принцессе, другой, Изяслав, — на польской. Среди невесток Ярослава были дочери саксонского марк­графа и графа Штаденского.

Ярослав совершил ряд военных походов на соседние земли: в 1030 г. — против прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев (Юрий — православное имя Ярослава), на Верхней Волге основал Ярославль; в 1037 г. Ярослав нанес окончательное поражение печенегам, которые в результате вынуждены были уйти из причерноморских степей дальше на юго-запад и перестали представлять опасность для Руси. Эти края постепенно заселили кипчаки, которых русские прозвали половцами за необычный для тюрок цвет волос, похожий на цвет свежей соломы — половы. Стремясь создать прочную защиту Руси против степных кочевников, Ярослав продвинул русские границы ниже по правому берегу Днепра, где создалновый оборонительный рубеж по реке Роси, а также привлек на свою службу полукочевые племена «черных клобуков», посылавших свои конные отряды на помощь русским князьям. В 1043 г. состоялся поход на Византию, который окончился полной неудачей русского войска. Но вскоре русско-византийские отношения были восстановлены, и дочь византийского императора Константина Мономаха вышла замуж за четвертого сына Ярослава, Всеволода.

Политический строй Древнерусского государства можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. При этом основой государственности восточнославянских племен было общинное устройство. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Он совмещал функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, адресата дани. Князь опирался на дружину, которая становилась постоянной военной силой и составляла верхушку общества. Наиболее уважаемые, старшие дружинники входили в постоянный совет— думу.Постепенно они стали именоваться боярами.Бояре выступали в роли воевод, а младшие дружинники, «отроки», исполняли обязанности мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и. т. д.

Главными классами феодального общества были крупные земельные собственники (феодалы.) и крестьяне. Господство натурального хозяйства не исключало обмена товарами, поэтому на всех стадиях феодального строя существовали ремесленники и купцы.

Феодализм как этап в истории человечества был шагом вперед по отношению к первобытности — взамен хаоса, незащищенности феодальный порядок давал социальную защиту, защиту от сил природы, покровительство князя. Единое государство становилось гарантом устойчивости феодального порядка.

Вопрос №13

Наши рекомендации