Граждане – как субъекты административного права

Правовой статус граждан обладает такими элементами, как :

1) Административная правоспособность и дееспособность;

2) Права и обязанности в сфере государственного управления;

3) Административно-правовые гарантии.

Административная дееспособность наступает с 18 лет, частично с 16 лет

Административно-правовой статус включает в себя:

1. Общую правосубъектность – Возможность обладать правами и обязанностями, и возможность осуществлять их самостоятельно.

2. Отраслевую правосубъектность – способность быть участником административных правоотношений в конкретной сфере управления.

3. Специальную правосубъектность – способность лица быть участником определенных правоотношений, обеспечиваемых охраняемыми специальными правовыми нормами.

Центральным элементом правового статуса являются абсолютные неотчуждаемые права и свободы человека, которые определяют содержание и применение правовых актов.

Виды обращений граждан в государственные органы.

1. Предложение;

2. Заявление;

3. Жалобы;

4. Отклики;

5. Запросы.

Обратившийся имеет право:

- Лично изложить доводы

- Предоставить дополнительные материалы

- Получить мотивированный ответ

- Обжаловать решение, принятое по обращению в вышестоящий орган

- Обратиться в суд.

Предложение – это вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершения работы тех или иных органов, а также организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление – официальное обращение граждан в органы или их руководителям, посредством, которого реализуются субъективные права, не связанные с нарушением прав и обязанностей.

Жалоба – обращение о нарушении прав и свобод, и законных интересов граждан, невыполнение решений принятых по обращению, неправомерных действий должностных лиц.

Отклик – вид обращения, посредством которого граждане высказывают свое отношение на проводимое государством внутренней и внешней политики, а также на явления и события общественной значимости.

Запрос – обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера. [gl]

[gl] Тема № 4 Исполнительные органы. Президент РК [:]

Президент РК

Пост Президента учрежден законом КазССР «Об учреждении поста Президента КазССР» и внесение изменений и дополнений в Конституцию КазССР, постановлением Верховного совета КазССР «О Президенте КазССР»

Правовое положение главы государства в Казахстане определяет Конституция РК, Указ президента, имеющий силу закона «О Президенте РК» от 26.12.1995г. Конституционный закон РК «О первом Президенте РК» от 20.06.2000г. определяет статус и гарантии первого президента РК после прекращения им своих полномочий.

Административно-правовой статус Президента включает в себя:

1) Социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства (порядок выборов, компетенцию, полномочия);

2) Порядок взаимоотношений с другими органами;

3) Ответственность;

4) Гарантии деятельности;

- По законодательству Президент – глава государства, высшее должностное лицо; символ и гарант единства народа и государственной власти; незыблемости Конституции; прав и свобод человека и гражданина.

- Обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом.

- Имеет специальный аппарат, который обеспечивает деятельность главы государства в целях взаимодействия всех ветвей государственной власти.

- Правовые гарантии Президента;

- Организационные гарантии;

- Социальные гарантии;

Правовые гарантии:

1. Выступать от имени народа и государства

2. Быть гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции;

3. Обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей власти;

4. Обладать широкими полномочиями;

Организационные гарантии.

1. Назначает очередные и внеочередные выборы Парламента;

2. Правомочен прекратить досрочно полномочия Парламента и Правительства;

3. Организует и реорганизует КНБ, Государственный следственный комитет;

4. Влияет на систему организации исполнительной и других ветвей власти;

5. Председательствует на заседаниях Правительства по особо важным делам;

6. Формирует Администрацию Президента.

Социальные гарантии.

1. Обеспечивает защиту чести и достоинства. Обслуживание и охрану Президента и членов его семьи за счет государства;

2. Обеспечивают регулярную связь с народом, обладающими активным избирательным правом, через институт выбора;

3. Ежегодные обращения с посланием к гражданам.

Ответственность

Ст. 47 Конституции РК

«За действия, совершенные при исполнении обязанности, только в случае государственной измены может быть отрешен от должности Парламентом»

Процедура отрешения от должности:

1. Решение о выдвижении обвинения и его расследование принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты –Мажилиса по инициативе не менее 1/3 его депутатов.

2. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты, принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената, передаются на рассмотрение совместного заседания палат

3. Окончательное решение принимается на совместном заседании палат большинством, не менее ѕ числа депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Правительство РК

Осуществляет исполнительную власть в РК. Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

Правовой статус правительства определяется :

-Конституцией РК

-Указом президента РК, имеющий силу закона «О Правительстве РК» от 18.12.1995г.

Правительство – это коллегиальный орган, в состав которого входят премьер-министр и члены правительства. Правительство наделено такими полномочиями, чтобы решать все вопросы, отнесенные к исполнительной власти:

1. Разработка основных направлений социально –экономической политики, безопасности;

2. Обеспечение общественного порядка, обороноспособности;

3. Руководство центральными и местными исполнительными органами по реализации указанных направлений;

4. Подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом;

5. Управление государственной собственностью;

6. Внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение его исполнения;

7. Выработка мер по проведению внешней политики.

Для оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и входящих в компетенцию правительства, действует Президиум правительства в составе премьер-министра, первых заместителей, заместителей премьер-министра. Премьер –министр обеспечивает коллегиальность в работе правительства, по поручению Президента представляет РК в международных отношениях и подписывает межправительственные соглашения и договоры, принимает решения по вопросам государственного управления, не требующим рассмотрения на заседаниях правительства.

Заместитель премьер-министра осуществляет координацию деятельности министерств и других подведомственных правительству органов. На основе и во исполнение законов и иных актов Парламента указов, постановлений и распоряжений Президента РК правительство издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы. Премьер-министр издает распоряжение.

Правовые гарантии

1. Деятельность правительства осуществляется на основе Конституции и законов с учетом принципа разделения властей на самостоятельные и независимые ее ветви с использованием механизма сдержек и противовесов.

2. В пределах полномочий издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории;

3. в пределах полномочий распоряжается ресурсами власти(экономико-финансовыми, кадровыми, информационными)

Организационные гарантии

-Руководит деятельностью органов исполнительной власти;

-назначает и освобождает от должности руководителей, не входящих в состав правительства;

-образует канцелярию, осуществляет информационно-аналитические и и организационно-правовое обеспечение.

Социальные гарантии.

1. Оплата труда и содержание за счет государственного бюджета;

2. Страхование, медицинское обслуживание и иные социальные выплат.

Наши рекомендации