Граждане – как субъекты административного права
Правовой статус граждан обладает такими элементами, как :
1) Административная правоспособность и дееспособность;
2) Права и обязанности в сфере государственного управления;
3) Административно-правовые гарантии.
Административная дееспособность наступает с 18 лет, частично с 16 лет
Административно-правовой статус включает в себя:
1. Общую правосубъектность – Возможность обладать правами и обязанностями, и возможность осуществлять их самостоятельно.
2. Отраслевую правосубъектность – способность быть участником административных правоотношений в конкретной сфере управления.
3. Специальную правосубъектность – способность лица быть участником определенных правоотношений, обеспечиваемых охраняемыми специальными правовыми нормами.
Центральным элементом правового статуса являются абсолютные неотчуждаемые права и свободы человека, которые определяют содержание и применение правовых актов.
Виды обращений граждан в государственные органы.
1. Предложение;
2. Заявление;
3. Жалобы;
4. Отклики;
5. Запросы.
Обратившийся имеет право:
- Лично изложить доводы
- Предоставить дополнительные материалы
- Получить мотивированный ответ
- Обжаловать решение, принятое по обращению в вышестоящий орган
- Обратиться в суд.
Предложение – это вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершения работы тех или иных органов, а также организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.
Заявление – официальное обращение граждан в органы или их руководителям, посредством, которого реализуются субъективные права, не связанные с нарушением прав и обязанностей.
Жалоба – обращение о нарушении прав и свобод, и законных интересов граждан, невыполнение решений принятых по обращению, неправомерных действий должностных лиц.
Отклик – вид обращения, посредством которого граждане высказывают свое отношение на проводимое государством внутренней и внешней политики, а также на явления и события общественной значимости.
Запрос – обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера. [gl]
[gl] Тема № 4 Исполнительные органы. Президент РК [:]
Президент РК
Пост Президента учрежден законом КазССР «Об учреждении поста Президента КазССР» и внесение изменений и дополнений в Конституцию КазССР, постановлением Верховного совета КазССР «О Президенте КазССР»
Правовое положение главы государства в Казахстане определяет Конституция РК, Указ президента, имеющий силу закона «О Президенте РК» от 26.12.1995г. Конституционный закон РК «О первом Президенте РК» от 20.06.2000г. определяет статус и гарантии первого президента РК после прекращения им своих полномочий.
Административно-правовой статус Президента включает в себя:
1) Социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства (порядок выборов, компетенцию, полномочия);
2) Порядок взаимоотношений с другими органами;
3) Ответственность;
4) Гарантии деятельности;
- По законодательству Президент – глава государства, высшее должностное лицо; символ и гарант единства народа и государственной власти; незыблемости Конституции; прав и свобод человека и гражданина.
- Обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом.
- Имеет специальный аппарат, который обеспечивает деятельность главы государства в целях взаимодействия всех ветвей государственной власти.
- Правовые гарантии Президента;
- Организационные гарантии;
- Социальные гарантии;
Правовые гарантии:
1. Выступать от имени народа и государства
2. Быть гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции;
3. Обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей власти;
4. Обладать широкими полномочиями;
Организационные гарантии.
1. Назначает очередные и внеочередные выборы Парламента;
2. Правомочен прекратить досрочно полномочия Парламента и Правительства;
3. Организует и реорганизует КНБ, Государственный следственный комитет;
4. Влияет на систему организации исполнительной и других ветвей власти;
5. Председательствует на заседаниях Правительства по особо важным делам;
6. Формирует Администрацию Президента.
Социальные гарантии.
1. Обеспечивает защиту чести и достоинства. Обслуживание и охрану Президента и членов его семьи за счет государства;
2. Обеспечивают регулярную связь с народом, обладающими активным избирательным правом, через институт выбора;
3. Ежегодные обращения с посланием к гражданам.
Ответственность
Ст. 47 Конституции РК
«За действия, совершенные при исполнении обязанности, только в случае государственной измены может быть отрешен от должности Парламентом»
Процедура отрешения от должности:
1. Решение о выдвижении обвинения и его расследование принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты –Мажилиса по инициативе не менее 1/3 его депутатов.
2. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты, принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената, передаются на рассмотрение совместного заседания палат
3. Окончательное решение принимается на совместном заседании палат большинством, не менее ѕ числа депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
Правительство РК
Осуществляет исполнительную власть в РК. Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.
Правовой статус правительства определяется :
-Конституцией РК
-Указом президента РК, имеющий силу закона «О Правительстве РК» от 18.12.1995г.
Правительство – это коллегиальный орган, в состав которого входят премьер-министр и члены правительства. Правительство наделено такими полномочиями, чтобы решать все вопросы, отнесенные к исполнительной власти:
1. Разработка основных направлений социально –экономической политики, безопасности;
2. Обеспечение общественного порядка, обороноспособности;
3. Руководство центральными и местными исполнительными органами по реализации указанных направлений;
4. Подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом;
5. Управление государственной собственностью;
6. Внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение его исполнения;
7. Выработка мер по проведению внешней политики.
Для оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и входящих в компетенцию правительства, действует Президиум правительства в составе премьер-министра, первых заместителей, заместителей премьер-министра. Премьер –министр обеспечивает коллегиальность в работе правительства, по поручению Президента представляет РК в международных отношениях и подписывает межправительственные соглашения и договоры, принимает решения по вопросам государственного управления, не требующим рассмотрения на заседаниях правительства.
Заместитель премьер-министра осуществляет координацию деятельности министерств и других подведомственных правительству органов. На основе и во исполнение законов и иных актов Парламента указов, постановлений и распоряжений Президента РК правительство издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы. Премьер-министр издает распоряжение.
Правовые гарантии
1. Деятельность правительства осуществляется на основе Конституции и законов с учетом принципа разделения властей на самостоятельные и независимые ее ветви с использованием механизма сдержек и противовесов.
2. В пределах полномочий издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории;
3. в пределах полномочий распоряжается ресурсами власти(экономико-финансовыми, кадровыми, информационными)
Организационные гарантии
-Руководит деятельностью органов исполнительной власти;
-назначает и освобождает от должности руководителей, не входящих в состав правительства;
-образует канцелярию, осуществляет информационно-аналитические и и организационно-правовое обеспечение.
Социальные гарантии.
1. Оплата труда и содержание за счет государственного бюджета;
2. Страхование, медицинское обслуживание и иные социальные выплат.