Во время правления Николая I Россия проводит и активную
внешнюю политику:
1) В результате войн с Персией (1826г) и Турцией (1828-29гг.) Россия получила весь Кавказ, а также выход в Босфор и Дарданеллы (1833г.).
2) Николай I подавил «Белую революцию» в Польше и ликвидировал там конституцию и Сейм.
3) Русские войска принимали активное участие в подавлении революций
1848-49гг. в Западной Европе.
4) Крымская война 1853-56гг. Прямым поводом к этой войне стал спор между православной и католической церковью о «палестинских святынях» и о том, каким храмам принадлежит право владеть христианскими памятниками в Иерусалиме.
Россия была плохо подготовлена к войне. Русская миллионная армия не смогла победить 70-тысячные неприятельские войска. Военное хозяйство было плохо управляемым, продовольствие и боеприпасы доставлялись с большим опозданием. Казнокрадство интендантов и служебные злоупотребления пронизывали все звенья гражданской и военной администрации. Несмотря на героизм русских солдат, матросов, офицеров, России пришлось подписать в 1856 году в Париже достаточно унизительный мир, по которому России запрещалось иметь корабли, арсеналы и военные крепости на Черном море, а главное, было подорвано ее влияние на Кавказе, Балканах, Ближнем Востоке. Таким образом, Крымская война фактически не только свела на нет, все завоевания России на побережье Черного моря, но и показала неэффективность феодально-крепостнических отношений, господствующих в стране в это время. Неудачи в Крымской войне послужили одной из причин, отмены крепостного права и проведения либеральных реформ при Александре II.
IV. Реформы Александра II
Император Александр II сразу же по восшествии на престол дал указание начать работу в правительстве по составлению проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости. Император заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать его отмены снизу (в стране в это время сложилась революционная ситуация: большое количество крестьянских волнений; растет общественное движение; была очевидна нерентабельность помещичьих хозяйств; недовольство общественности усилилось после поражения в Крымской войне).
19 февраля 1861 г. был подписан, а 5 марта утвержден манифест об отменен крепостного права:
- крестьяне объявлялись свободными людьми;
- при освобождении они получали наделы земли, но за эту землю они должны были заплатить выкуп государству в рассрочку в течение 49 лет (поскольку эти земли государство выкупило у помещика);
- на два года крестьяне объявлялись временнообязанными, т.е. в этот период они должны были выполнять все прежние повинности;
- спорные вопросы должны были решать т.н. «мировые посредники».
После отмены крепостного права в России появилась необходимость
привести в соответствии с новыми социально-политическими и экономическим реалями местное самоуправление, суд, печать, финансы, образование, военное дело. С этой целью правительство в 60-70гг. ХIХв. провело соответствующие реформы.
Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел. Узость социальной базы городского самоуправления и жесткий контроль за ним со стороны губернского присутствия делали реформу ограниченной. Но в целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.
Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа. В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.
Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формально равенства перед законом всех социальных групп населения. И в пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.
В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения — Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.
В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Были сокращены сроки службы для образованных людей.
Эти реформы привели к демократическим преобразованиям в России, однако все они носили незавершенный характер и имели много сословных ограничений.
Александр III (1881 – 1894) не продолжил начинаний своего отца, т.к. считал, что именно эти «демократические послабления» привели к гибели Александра II. ПоэтомуАлександр III не только не ввел конституцию в России (проект ее к этому времени был уже разработан М.Т. Лорис-Меликовым), но еще более урезал все демократические преобразования и издал манифест о «Незыблемости самодержавия».
Александр III, опасаясь эскалации революционного движения, провел ряд мероприятий (так называемые «контрреформы»). Так, правительство стало активно поддерживать помещиков, чтобы не допустить их разорения. Был организован особый Дворянский банк, чей капитал был в несколько раз больше, чем средства Крестьянского банка.
С целью ограничения действия многих либеральных законов были введены «Временные правила о печати» (1882), устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Многие либеральные и радикальные издания были закрыты. В 1887 году был опубликован циркуляр о «кухаркиных детях», по которому в гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, в 1884 году фактически была ликвидирована автономия университетов.
В 1889 году было издано «Положение о земских начальниках», по которому земским начальникам вменялось осуществлять надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, отстранять от должности сельских старост и волостных старшин, подвергать телесным наказаниям и аресту любых крестьян.
В соответствии с различными документами 1880-1890-х годов резко сократилось выборное представительство крестьян в губернских и уездных земских учреждениях, а также урезались избирательные права городского населения путем повышения имущественного ценза. В эти же годы были предприняты попытки ограничить судебную реформу 1864-1870 годов.