Учебно-познавательная игра
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
(Петинова Т.М.)
Семинар №1
Идеальное государство в истории политической мысли.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Аристотель о государстве, политике, гражданине.
- Ф.Аквинский о взаимоотношениях государства и церкви.
- Политика в интерпретации Н.Макиавелли.
- Политико-правовые идеи раннего коммунизма (Т.Мор «Утопия»; Т.Кампанелла «Город Солнца»)
- Теория общественного договора Т.Гоббса и Д.Локка.
2 варианта проведения семинара;
Вариант А Вариант Б
Реферативный семинар с элементами Семинар в игровой форме
Дискуссии. Из списка докладов темы Задание и тексты в электронной
1 – 5 папке «Семинар Идеальное государство»
Дополнительные вопросы
- В чем, на ваш взгляд, заключается несправедливость платоновской справедливости?
- Как вы считаете, какие положения из учения Платона неплохо было бы применять и в современных условиях?
- Почему Аристотель основное внимание уделял среднему классу, а не элите (как Платон) и не пролетариату (как Маркс)? Актуально ли это положение ученого сегодня и почему?
- Как вы думаете, с точки зрения современного общества, прав ли был Н.Макиавелли, положив в основу своей теории главный принцип: «людьми правит честолюбие. Независимо от социального происхождения и положения мотив честолюбия свойственен всем в равной степени»?
- Т.Гоббс считал, что у людей нет врожденной тяги к сотрудничеству. Следовательно, общество держится на взаимном страхе. Именно страх заставляет искать социальных гарантий, избегать риска, искать помощи других людей. Государство основывается на потребности в безопасности, которая есть позитивная сторона страха. Видите ли вы в современном обществе подтверждение этого тезиса ученого?
Творческое задание
Напишите небольшое эссе на тему:
Мое представление об идеальном государстве, или в каком государстве я хотел бы жить».
Семинар №2
Семинар-тренинг по прикладной политологии.
- Специфика прикладной политологии - доклад №21
- Методы политических исследований – доклад №21
Практическая часть.
Студенческая группа делится на мини-группы по 2-3 человека и получает задание по практическому применению одного из методов прикладной политологии.
Варианты заданий.
1. Разработка анкеты для политического мониторинга ситуации ужесточения наказаний (вплоть до смертной казни) за терроризм.
2. Проведение качественного контент-анализа статьи «Мировой кризис».
3. Проведение контент-анализа лекции Е.Гонтмахера «Социальная политика российского государства».
4. Разработка сценария развития России после президентских выборов 4.03.12 (по материалам статьи Мельвилля и Тимофеева «Сценарии в политическом анализе»).
5. Разработка прогноза развития России методом брейнстоминга по предлагаемому вопроснику.
Семинар №3.
Реферативный семинар с элементами дискуссии «Политическая власть»
2. Типология и ресурсы власти
3. Природа и генезис власти в обществе
4. Легальность и легитимность власти
Сообщения по темам
1. Специфика разделения государственной власти в современной России.
2. Проблема прав человека в России.
3. Концепция разделения властей в учениях Д.Локка, Ш.Монтескье и Дж.Мэдисона.
Учебно-познавательная игра
(материалы в электронной папке «Семинар-власть»)
Творческие задания
1. А.П. Чехов однажды сказал, что человеку приходится по капле выдавливать из себя раба. История нашей страны такова, что нам всем еще предстоит научиться ценить полученную свободу, быть по-настоящему ответственным за ее использование. Напишите небольшое эссе на тему «Что значит для меня свобода»
2. В странах развитой демократии наблюдается феномен, получивший название «гражданское доносительство». Суть в том, что граждане, заметив нарушение норм и правил общественного поведения, сообщают об этом в полицию. Поводы могут быть самые разные: нарушение правил движения, мусор возле дома, хулиганство и т.д. Благодаря этому нарушение законов становится затруднительным. В Российском обществе такого нет, более того, у нас сложилось негативное отношение к доносительству, в какой бы форме оно не проявлялось. Что вы думаете по этому поводу, с чем связана такая ситуация – с «недоразвитостью» демократии или с чем-то другим? Напишите небольшое эссе на эту тему.
Семинар № 4
Субъекты политики
1. Политические партии: понятие, функции, происхождение.
2. Типология политических партий.
3. Партийные системы.
4. Общественные организации и движения. Группы интересов.
5. Лоббистская деятельность в России и в мире.
Презентация рефератов
1. Теория и практика лоббизма в современной России и США – сравнительный анализ.
2. Политические партии в современной России – происхождение, идейные ориентации, электорат
3. Феномен партии власти в России.
4. Элита в современной России (по лекции О.Крыштановкой)
Творческие задания
1. Из приведенных ниже понятий выделите те, которые обозначают группы интересов:
бюрократия, профсоюз, общество инвалидов, академия наук, интеллигенция, ассоциация предпринимателей, армия, союз художников, протестантская церковь, лобби, фермеры, партия, средний класс.
2. Классифицируйте основные средства воздействия групп давления на органы власти и впишите их в таблицу:
консультирование органов власти, вооруженное сопротивление, голодовки, организация кампаний в прессе, террористические акты, подкуп должностных лиц, акты гражданского неповиновения, шантаж, возбуждение уголовных дел, угроза отказа от поддержки на выборах.
Конвенциональные | Не конвенциональные |
Семинар №5
Политические идеологии
1. Политическая идеология: определение, функции, типология.
2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма (докл.15)
3. Идеология либерализма и неолиберализма (докл.16)
4. Социал-демократия докл.19)
5. Идеология социализма и коммунизма.
6. Идеология анархизма.
Дополнительные вопросы
1. Существует ли связь между выбором идеологии и возрастом человека, и если да, то какая?
2. Почему фашизм смог так легко и надолго завоевать сознание немцев?
3. Существует ли опасность фашизма в современном обществе? Где и как она проявляется?
Творческие задания
1. Мы часто оперируем словами, различие между которыми не всегда очевидно. Попытайтесь найти это различие и выразить его, если возможно, одной фразой: тоталитаризм-авторитаризм, социализм-коммунизм, правовое государство - социальное государство, гражданин-подданный, политическая партия – общественная организация, нация-этнос, аристократия-элита, легальность-легитимность.
2. Выбор политических идеалов и предпочтений является личным делом гражданина, и никто не имеет права в этом вопросе навязывать ему свою волю. Однако многие граждане не интересуются политикой и не могут определиться в своих идеологических ориентациях. Ведь для этого, как минимум, о них надо что-то знать. В итоге гражданин легко оказывается жертвой политических манипуляций. Постарайтесь определиться в своих взглядах. Напишите небольшое эссе на тему: «Почему я выбираю идеологию либерализма (консерватизма, социализма …).
Материалы к учебно-познавательной игре «Политические идеологии» находятся в электронной папке «Семинар идеология»
Семинар №6.
Избирательные системы.
1. Избирательное право и избирательные цензы.
2. Принципы демократических выборов.
3. Избирательные системы.
4. Избирательная кампания.
Презентация рефератов
1. Особенности избирательной системы в России.
2. Политическая реклама в процессе создания имиджа политика (на примере президентских выборов).
3. «Черный пиар» как способ искажения политических коммуникаций (с конкретными современными примерами).
4. Имидж политиков в христианских и мусульманских странах.
Деловая игра «Выборы»
Все материалы в электронной папке «Семинар выборы»
Семинар 7
Политическая культура.
1. Политическая культура – определение, функции, структура.
2. Типология политической культуры.
3. Политическая социализация.
4. Политическая психология.
Презентация рефератов
1. Политические мифы и их роль в политике.
2. Политическая культура как фактор развития общества.
3. Особенности политической социализации в России: сравнительный анализ с европейской и американской моделями.
4. Способы политического манипулирования сознанием.
5. Сакральные символы в политических мифах.
Дополнительные вопросы
1. Какие политические мифы, бытующие в современном российском обществе, вы знаете?
2. Какие стереотипы относительно прошлого существуют в массовом сознании?
3. Какие особенности имеет политическая культура современной России?
4. Перечислите агентов политической социализации и определите, кому из них принадлежит решающая роль на этапе первичной социализации.
Творческое задание
Напишите небольшое эссе на тему «Как проходила моя политическая социализация или Почему я такой аполитичный?»
Семинар 8