Описание технологии оказания услуги и анализ существующей организационной структуры испытательной лаборатории
Курсовая работа
по дисциплине «Основы обеспечения качества»
на тему: «Обеспечение качества проведения испытаний и экспертная оценка продукции в испытательной лаборатории ФГУ «Белгородский ЦСМ» на основе требований и рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000»
Выполнил: ст.гр. УК-31
Кордюкова Д.И.
Принял: к.т.н., доцент
Черноситова Е.С.
Белгород 2010г.
Содержание
Введение
1. Описание технологии оказания услуги и анализ существующей организационной структуры лаборатории
1.1 Общая характеристика услуги
1.2 Анализ организационной структуры лаборатории
1.3 Процессы жизненного цикла услуги
2 Разработка системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000
2.1 Описание этапов разработки и внедрения СМК
2.2 Разработка Политики и целей в области качества
2.3 Составление плана разработки и внедрения СМК
2.4 Анализ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и установление перечня процессов и документированных процедур СМК
2.5 Разработка предложений по использованию в СМК дополнительных процессов по ГОСТ Р ИСО 9004-2001
2.6 Проектирование сети процессов СМК
2.7 Разработка руководства по качеству
3 Реорганизация организационной структуры лаборатории
4 Разработка матрицы распределения обязанностей и ответственности в СМК
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение
Цельюданной курсовой работы является разработка мероприятий по обеспечению качества в испытательной лаборатории ФГУ «Белгородский ЦСМ»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:рассмотреть технологию оказания проведения испытаний и экспертной оценки продукции (товаров, работ, услуг); проанализировать организационную структуру испытательной лаборатории; разработать СМК на основе международных стандартов ИСО 9000; разработать политику в области качества; составить план разработки и внедрения СМК в лаборатории; спроектировать сети процессов СМК; разработать руководство по качеству; составить матрицу распределения обязанностей и ответственности в СМК.
Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг. Только качество может привлечь потребителя.
Одним из наиболее эффективных методов обеспечения качества в настоящее время является – разработка и внедрение на предприятии системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями
Из всех стандартов серии ИСО 9000-2000 только 2 имеют непосредственное отношение к созданию СМК: ИСО 9001 и ИСО 9004.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9004-2008 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2008 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2008, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2008 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Данные по базовому предприятию
ФГУ «Белгородский ЦСМ» | |
Имя руководителя | Чефранов Юрий Павлович |
Адрес | г.Белгород, ул.Садовая, дом 110 |
Электронный адрес | [email protected] |
Телефон | (4722) 26-09-45 |
Испытательная лаборатория пищевой продукции, продовольственного сырья и товаров народного потребления | |
Начальник лаборатории | Фролова Елена Владимировна |
Тел./факс | (4722) 34-70-95 |
Общая характеристика услуги
Испытательная лаборатория пищевой продукции, продовольственного сырья и товаров народного потребления проводит исследования (испытания) и экспертную оценку продукции (товаров, работ, услуг).
Лаборатория проводит испытания по заявке органов по сертификации продукции и услуг, при осуществлении госнадзора, арбитражные и другие виды испытаний.
ИЛ имеет Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ПФ98.
В лаборатории действует внутренняя система качества в строгом соответствии с Руководством по качеству, которое в свою очередь разработано на основе Руководства по качеству ФГУ "Белгородский ЦСМ", с учетом требований ГОСТ Р ИСО МЭК – 17025-2010.
ИЛ не занимается разработкой методов испытаний.
ИЛ при выполнении испытаний использует необходимые документы, управление которыми осуществляется в соответствии с СТО 001.02567219 – 2010: Ир 010.02567219 – 2010, М 003.02567219 – 2010, НТД по методам испытаний, Порядком проведения межлабораторных сличений и др.
Документы в соответствии с СТО 001.02567219 – 2010 доступны на рабочих местах, где они необходимы и используются. При проведении испытаний отклонение от установленных в НД норм испытаний не допускается.
Выбор метода испытаний осуществляется в соответствии с НТД (правила, методы и техническая документация на СИ) на испытания. Использование последнего действующего издания НТД обеспечивается своевременным отслеживанием и внесением изменений в НТД, которое
производится отделом технического регулирования в соответствии с СТО 001.02567219 – 2010 и СТП 007.02567219 – 2010.
Все работы производимые в лаборатории соответствуют СДА-15-2008 – «Требования к испытательным лабораториям».
Определяемые показатели
- органолептические
- физико-химические
- показатели безопасности: микотоксины, токсичные элементы, радионуклиды, пестициды, бензапирен, нитраты, метанол, нитрозамины.
Используемое оборудование
- Атомно-абсорбционный спектрометр «Квант-АФА»
- Спектрометр «Прогресс БГ»
- Альфа-радиометр
- Хромотограф «Кристаллюкс -4000»
- Жидкостный хромотограф «Милихром-5»
- Фотоколориметр КФК-3, КФК-2
- Спектрофотометр
- а также многими другими приборами, позволяющими проводить испытания в соответствии с требованиями ГОСТов на методы испытаний, стандартами ИСО и другими нормативными документами.
ИЛ обеспечена оборудованием для всех видов испытаний в соответствии с областью аккредитации. Процедура управления оборудованием установлена в М 003.02567219 – 2010. При необходимости ИЛ использует оборудование сторонних организаций. Ответственность за выбор и применение подходящего средства измерения несет начальник ИЛ.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Политика в области качества задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.). Также в этом документе указывается, что собирается делать руководство организации для реализации заявленных приоритетов и ценностных ориентаций.
Политика в области качества является открытым, «публичным» документом. Поэтому его содержание часто напоминает лозунги. Но все лозунги политики в области качества должны быть подкреплены конкретными целями и планами по достижению этих целей. Исходя из этого, возникает еще одно назначение политики в области качества – создание имиджа организации.
Текст политики для ФГУ «Белгородский ЦСМ» приведен ниже:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ФГУ Белгородский ЦСМ
_______________ Ю. П. Чефранов
«___» ______________ 2010 г.
Белгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации предоставляет услуги в области метрологии итехнического регулирования. Руководство и трудовой коллектив нашего Центра считают, что мы должны быть единой командой, ориентированной на высокое качество работы. Под высоким качеством мы понимаем в первую очередь удовлетворение требований наших потребителей, обеспечение достойного уровня жизни наших работников, взаимовыгодные отношения с поставщиками, положительное влияние на экологию и общество.
Общим направлением деятельности всех работников нашего Центра в области качества является безусловное удовлетворение требований заказчиков. Мы намерены предложить нашим заказчикам и потребителям услуги с широким спектром соотношения цены – качества и набором потребительских свойств в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями и обязуемся обеспечивать полное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей, технических регламентов, государственных стандартов и правил.
Для осуществления намеченных планов есть все возможности. Испытательная лаборатория способна провести необходимые испытания продукции клиентов. Для этого имеются внесенные в Госреестр России рабочие эталоны и измерительное оборудование, весь персонал, кроме высшего технического образования, имеет специальную подготовку и аттестован на проведение работ в соответствии с областью аккредитации.
Финансовое положение позволяет внедрить необходимые технологии с соответствующим, при необходимости, техническим перевооружением.
Применяемые способы мотивации персонала (профессиональный рост, система оплаты и премирования труда, социальные льготы) позволяют привлечь работников к активному участию в решении поставленных задач.
Руководство ФГУ «Белгородский ЦСМ» берет на себя следующие обязательства по выполнению поставленных задач и призывает каждого работника Центра участвовать в реализации Политики в области качества:
Ø соблюдать установившуюся профессиональную практику и сохранять высокое качество испытаний продукции клиентов;
Ø организовать деятельность ИЛ таким образом, чтобы на любом следующем этапе осуществления процесса не требовалось устранять недостатки, возникшие на предыдущем этапе;
Ø ознакомить всех сотрудников Центра с документацией Системы качества и следовать в своей деятельности установленным Политике и процедурам;
Ø создавать для каждого работника условия для непрерывного самообразования, эффективного участия в процессах улучшения по всем направлениям деятельности Центра и полного раскрытия творческого потенциала личности;
Ø создавать условия для сохранности собственности потребителей;
Ø проводитьсистематический анализ и оценку эффективности Системы менеджмента качества, совершенствовать и повышать результативность Системы менеджмента качества и на этой основе определять стратегию в области качества;
Ø обеспечить безусловное выполнение требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006 и ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001.
Реализация заявленной политики в области качества находится под личным контролем директора Центра. Ход выполнения поставленных задач рассматривается на заседаниях Совета по качеству и доводится до сведения всех работников на общих собраниях, а также путем вывешивания соответствующей информации непосредственно в поверочных подразделениях.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 требует, чтобы ежегодно разрабатывались цели в области качества. Они должны быть измеримыми и согласованными с политикой в области качества.
В рамках общей цели «Безусловное удовлетворение требований заказчиков» можно выделить цель более низкого уровня «Повышение эффективности оказания услуги», для реализация которой в Испытательной лаборатории может быть запланировано следующее: «Приобрести новое усовершенствованное оборудование, либо заменить старое в первом полугодии 2011 г. (заместитель директора по эксплуатации Центра)», «Провести плановое повышение квалификации работников ИЛ в период до 2012г. и принять на работу молодых специалистов с БГТУ им.Шухова со специальности 220501 «Управление качеством» (отдел кадров)», «Провести оценку качества оказания услуги проведения испытаний 2-й квартал 2011г. (начальник ФГУ «Белгородский ЦСМ)».
2.3 Составление плана разработки и внедрения СМК
Для осуществления разработанной СМК на предприятии должен быть составлен план. Для ИЛ такой план представлен ниже в Таблице 1.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ФГУ Белгородский ЦСМ
_______________ Ю. П. Чефранов
«___» ______________ 2010 г.
Таблица 1 - План разработки и внедрения системы менеджмента качества
Наименование этапа | Виды работ на данном этапе | Исполнители | Срок исполнения | Примечание |
Подготовка к созданию СМК | Определить политику и цели в области качества | Начальник ИЛ | Январь, 2011г. | Начальник ИЛ определяет политику и цели в области качества согласованно с Центром |
Разработать (уточнить) организационную структуру СМК организации | Февраль, 2011г. | |||
Провести обучение персонала лаборатории | Январь-Март, 2011г. | Провести обучение инженеров-лаборантов в г.Москва и Санкт-Петербург | ||
Составить программу (план) проведения работ по созданию СМК | Январь-февраль 2011г. | Требуется определить виды работ, сроки выполнения, стоимость, ответственных исполнителей | ||
Комплексный анализ управления качеством услуги и разработка концептуальной модели СМК | Провести анализ организационной структуры ИЛ | Начальник ИЛ | 10-20 февраля 2011г. | |
Провести анализ существующей СМК | Январь-март, 2011г. | Выявить сильные и слабые стороны в области качества | ||
Разработка документов СМК | Разработать документы СМК: руководство по качеству, документированные процедуры, записи по качеству | Начальник ИЛ | Январь-март 2011г. | Документы СМК разрабатываются согласованно с Центром |
Внедрение СМК | Ознакомить весь персонал с документацией СМК | Начальник ИЛ | Март, 2011г. | |
Обучить персонал лаборатории работать в условиях функционирования СМК | Март, 2011г. | |||
Разработать план мероприятий по внедрению СМК | Февраль-март, 2011г. | Разработать план с указанием видов работ, сроков выполнения, ответственного . |
Таблица 2 - Определение оптимального состава функций СМК
№ п/п | Содержание рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001 | № пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001, где изложены рекомендации | № пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, где имеются эти же или аналогичны требования | Необходимость ведения новых элементов в СМК и их наименование |
Использование принципов менеджмента качества | 4.3 | МЭ «Использование принципов менеджмента качества» | ||
Финансовые ресурсы | 6.8 | СТО «Анализ затрат на качество» | ||
Потребности и ожидания заинтересованных сторон | 5.2 | 5.2 Ориентация на потребителя | СТО «Работа с заинтересованными лицами» | |
Предупреждение потерь | 8.5.3 | 8.5.3Предупреждающие действия | СТО «Предупреждение потерь» |
Использование этих принципов позволяет выйти за рамки ГОСТ Р ИСО 9001-2008, улучшив тем самым эффективность СМК испытательной лаборатории и увеличив потенциал по улучшению всей деятельности. А в частности в сфере принципов менеджмента качества, финансовых ресурсов, предупреждение потерь, потребности и ожидания заинтересованных сторон.
Рисунок 2 – Сеть процессов СМК
Требования к менеджменту
Организация.
1..1 ИЛ функционирует в составе ФГУ «Белгородский ЦСМ», который является самостоятельной правовой единицей с юридической ответственностью и имеет достаточные ресурсы, в том числе финансовые, для обеспечения деятельности ИЛ.
1..2 ИЛ осуществляет функции по проведению испытаний продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 17025 – 2006, учетом требований заказчика, а также действующей на методы испытаний нормативной документации.
1..3 Система управления ИЛ охватывает работы, связанные с проведением испытаний на территории Центра.
1..4 Руководство ИЛ создает необходимые условия для выполнения испытаний:
Система менеджмента.
1..1 Система качества ИЛ представляет собой совокупность организационной структуры, распределения ответственности и полномочий, процедур, планов, графиков и инструкций в объеме, необходимом для осуществления общего руководства качеством испытаний продукции.
1..2 Построение и структура Руководства по качеству соответствуют применяемым к специфике деятельности ИЛ положениям Международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006.
1..3 Ответственным за соответствие содержания Руководства и Политики в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006, а также их своевременный пересмотр является начальник ИЛ.
1..4 Настоящее Руководство по качеству и документация системы качества ИЛ доведены до сведения соответствующего персонала под роспись. Контроль выполнения им требований этих документов производится в соответствии с СТП 003.02567219 – 2005.
1..5 Политику в области качества формирует руководитель ИЛ. Политика в области качества разработана с учетом принятой миссии и стратегических целей Центра. Реализация этой Политики обеспечивается системой качества, устанавливающей организационные и административные процедуры, распределение ответственности и полномочий, требований к кадровому составу, ресурсам, условиям и методам испытаний СИ.
Управление документацией.
1..1 ИЛ установила и поддерживает в рабочем состоянии процедуры управления, являющимися частью системы качества, документами:
ü внешние нормативные документы, включающие ГОСТы, методики испытаний, и т.п.;
ü Руководство по качеству;
ü Положение об ИЛ, рабочие, должностные и другие инструкции;
ü документированные процедуры;
ü записи о качестве.
1..2 Обеспечение ИЛ внешними нормативными документами, а также изменениями к ним осуществляется отделом технического регулирования Центра в соответствии с СТП 007.02567219 – 2006.
1..3 Обязанности по актуализации, учету и хранению внутренней документации системы качества ИЛ в соответствии с СТО 001.02567219 – 2007 и СТП 002.02567219 – 2005 возложены на лицо, ответственное за функционирование системы качества.
1..4 Обязанности по ведению, регистрации и хранению документации, касающейся проведения работ по испытаниям возложены на начальника ИЛ.
Заключение субподрядов на проведение испытаний.
1..3 Если возникла перегруженность сотрудников ИЛ и/или оборудования, необходимость в дополнительной экспертизе или временная неспособность в предоставлении отдельных услуг по испытаниям, либо отсутствует экономическая целесообразность в приобретении соответствующего оборудования для проведении каких-то работ ИЛ заключает субподряд с компетентным субподрядчиком.
1..4 В случае необходимости передачи части работ на выполнение субподрядчиком, начальник ИЛ осуществляет выбор субподрядчика. Компетентным признается субподрядчик, который имеет действующий документ (аттестат, свидетельство и т.п.) об аккредитации и действующую систему качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006. Выбор субподрядчика и согласование его кандидатуры с заказчиком может осуществляться также и в процессе анализа и заключения договора (раздел 4.4).
1..5 ИЛ уведомляет клиента о субподряде в письменном виде и, в необходимых случаях, получает одобрение клиента тоже в письменном виде. ИЛ несет ответственность перед клиентом за работу, выполняемую субподрядчиком, за исключением тех случаев, когда субподрядчика выбирает клиент или регламентирующий орган.
1..6 ИЛ ведет регистрацию всех субподрядчиков, к услугам которых она прибегает для проведения испытаний, и регистрацию данных о соответствии выполненной работы требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.
1..7 Договор на проведение субподрядных работ заключается в соответствии с СТП 006.02567219 – 2006. В договоре с субподрядчиком, в случае необходимости, предусматривается возможность проверки со стороны ИЛ выполнения субподрядчиком условий договора и его системы качества.
Обслуживание заказчиков.
1..1 Руководство ИЛ в процессе выполнения работ по испытаниям обеспечивает установление и поддержание с заказчиком постоянной взаимосвязи в соответствии с СТП 006.02567219 – 2006 и Ир 010.02567219 – 2007. Такое сотрудничество включает предоставление клиенту или его представителю разумного доступа к информации и соответствующим видам работ ИЛ.
1..2 Взаимодействие с клиентом включает в себя (при необходимости):
ü предоставление клиенту, по его требованию, информации о видах испытаний;
ü предоставление Прейскуранта тарифов и норм времени на испытания, расчетов стоимости работ, калькуляции одного рабочего дня специалиста;
ü предоставление информации, необходимой для заключения договоров: выписок из устава Центра, аттестата аккредитации с выписками из области аккредитации, свидетельства о государственной регистрации и т.д.;
ü определение по представленной клиентом информации вида расценок для оплаты работ (для социально значимой сферы и т.д.);
ü присутствие клиента при проведении испытаний;
ü сбор и рассмотрение всевозможной информации от заказчиков путем телефонных, личных переговоров, письменных обращений.
Претензии.
1..1 Руководство ИЛ определило следующую политику по разрешению претензий со стороны заказчиков или других сторон: обеспечение условий для рассмотрения, выявления причин всех претензий со стороны заказчиков или других сторон и принятие соответствующих мер.
1..2 Для реализации данной политики осуществляется процедура (СТП 004.02567219 – 2006) по разрешению претензий, включающая в себя следующие действия:
Управление работами по испытаниям, несоответствующими установленным требованиям.
1..1 Руководство ИЛ определило следующую политику в случае выявления несоответствий испытаний или их результатов установленным процедурам ИЛ, требованиям нормативной документации или требованиям, согласованным с клиентом: обеспечение необходимых организационно-технических условий для своевременного выявления, анализа и принятия действий по устранению несоответствия, его причины, которые позволяют избежать повторения несоответствия в будущем.
Для реализации данной политики разработана и внедрена процедура управления несоответствующей работой (услугой), которая установлена в СТП 004.02567219 – 2006.
1..2 Ответственность за организацию анализа и устранение несоответствий в подразделениях ИЛ несет заместитель директора Центра.
Ответственность за проведение анализа несоответствий, разработку и осуществление корректирующих действий несет начальник ИЛ.
1..3 Выявление несоответствующей услуги производится:
ü при проведении внутренних проверок системы качества;
ü при анализе поступивших претензий (рекламаций) и замечаний потребителей (раздел 4.8);
ü при контроле качества проверяемых работ (услуг) руководством ИЛ;
ü при проверке деятельности подразделений ИЛ внешними организациями.
Улучшение
Руководство Центра и ИЛ постоянно стремится к улучшению результативности и эффективности процессов ИЛ. Диапазон улучшений может быть от постепенных постоянно продолжающихся улучшений до стратегических проектов прорыва в сфере улучшения. Эти улучшения приводят к изменениям в процессах и даже в системе менеджмента качества и в ИЛ.
Корректирующие действия.
1..1 Руководство ИЛ определило следующую политику по применению корректирующих действий в случае выявления несоответствующей работы или отступлений от политики и процедур, предусмотренных системой качества или техническими операциями: обеспечение необходимых условий и ресурсов для разработки и реализации корректирующих действий, адекватных последствиям и степени риска ИЛ.
Для реализации данной политики разработана и внедрена процедура принятия корректирующих действий (СТП 005.02567219 – 2006).
1..2 Зарегистрированные несоответствия в соответствии с разделом 4.9 подлежат анализу с целью поиска причин несоответствий и определения необходимости корректирующих действий.
1..3 По результатам анализа начальник ИЛ, в установленный СТП 005.02567219 – 2006 срок с момента регистрации несоответствия, составляет План корректирующих и предупреждающих мероприятий по устранению несоответствий, предусматривающий устранение выявленных несоответствий и реализацию улучшающих мероприятий, таких как:
1..4 Лицом, ответственным за разработку плана корректирующих мероприятий по устранению несоответствий и организацию работ в подразделении по его реализации, является начальник ИЛ.
1..5 Контроль за выполнением предпринимаемых корректирующих действий с целью определения их эффективности и результативности осуществляется заместителем директора Центра, а также аудиторами по внутренним проверкам в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006 и СТП 003.02567219 – 2005.
1..6 В случае принятия решения Представителем руководства по качеству о том, что установленные несоответствия ставят под сомнение соответствие ИЛ его политике, процедурам, стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 – 2006, издаётся распоряжение о проведении внеочередной внутренней проверки в соответствии с СТП 003.02567219 – 2005.
Предупреждающие действия.
1..1 Руководство ИЛ осуществляет анализ результатов контроля его деятельности, выявленных несоответствий и проблем с целью определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества. Подробный анализ проводится в ходе заседаний Совета по качеству, а также в ходе анализа деятельности ИЛ со стороны руководства.
1..2 Предупреждающие действия определяются в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006. Инициатором осуществления предупреждающих действий может быть также начальник ИЛ. Определение предупреждающих действий по улучшению осуществляется коллегиально в ходе заседаний Совета по качеству с участием руководителей всех подразделений, а также в ходе совещаний у заместителя руководителя ИЛ.
1..3 Принятые решения находят отражение в Плане по качеству. В соответствии с Планом по качеству руководство Центра выделяет необходимые ресурсы для осуществления предупреждающих действий или улучшений.
1..4 Результаты выполнения предупреждающих действий фиксируются в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006.
1..5 Контроль за выполнением предпринимаемых предупреждающих действий с целью определения их эффективности и результативности осуществляется заместителем директора Центра, а также аудиторами по внутренним проверкам в соответствии с СТП 005.02567219 – 2006 и СТП 003.02567219 – 2005.
1..6 Предупреждающие действия включают в себя организационно – технические мероприятия, постоянное повышение квалификации сотрудников, закупка оборудования и т.д.
Важным фактором предупреждения негативных воздействий является подробный инструктаж исполнителей, который должен провести перед началом испытаний новой продукции начальник ИЛ.
Управление записями.
1..1 В ИЛ разработана и действует процедура идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия регистрационных данных по качеству и техническим вопросам, которая определена в СТП 002.02567219 – 2005 и Ир 010.02567219 – 2007.
1..2 Управлению в соответствии с установленной процедурой подлежат следующие данные:
Ø отчёты о внутренних проверках;
Ø результаты анализа со стороны руководства;
Ø данные о несоответствиях, корректирующих и предупреждающих действиях;
Ø технические данные (протоколы испытаний, журналы регистрации результатов испытаний, данные о подготовке персонала и т.д.)
Общие положения.
2..1 Руководство ИЛ создает условия для обеспечения правильности и надежности испытаний путем контроля за реализацией следующих факторов:
ü подготовка и квалификация персонала;
ü обеспечение надлежащего состояния помещений и окружающей среды;
ü четкое выполнением методик испытаний;
ü применение измерительных устройств, поверенных в установленном порядке;
ü идентификация и прослеживаемость средств испытаний и испытываемой продукции;
ü наличие и выполнение процедуры обращения с испытываемой продукцией, с учетом степени влияния факторов на общую неопределенность измерений.
2..2 Руководство ИЛ учитывает эти факторы при разработке методов и процедур испытаний, подготовке и оценке квалификации персонала, выборе и калибровке используемого оборудования.
Персонал.
2..1 Для гарантирования компетентности персонала, влияющего на качество испытаний, руководство ИЛ определило цели образования, подготовки и мастерства персонала ИЛ, а так же политику подготовки кадров.
2..2 Компетентность персонала, проводящего испытания, оценку результатов работ и подписывающего документы, которые устанавливают статус испытаний обеспечивается путем отбора, подготовки, обучения и повышения квалификации персонала в соответствии с процедурами, изложенными в методике М 001.02567219 – 2006. Ответственность за обеспечение компетентности персонала несет начальник ИЛ.
2..3 При необходимости, ИЛ при проведении испытаний использует внештатный персонал, имеющий необходимую квалификацию, аттестованный на проведение испытаний.
Ответственность за контроль и соответствие квалификации персонала, привлекаемого к работам, ознакомление его с порядком выполнения работ и требованиями системы качества несет начальник ИЛ.
Ответственность за оформление договора на работу с привлекаемым персоналом несет специалист по кадрам.
2..4 Обязанности, права и функции персонала как руководящего, так и осуществляющего испытания определены в настоящем Руководстве по качеству, Положениях о подразделениях, должностных и рабочих инструкциях.
2..5 Ответственность за ведение, хранение и учет записей о полномочиях (должностные инструкции), а также о компетентности, профессиональном и образовательном уровнях, обучении, результатах периодической аттестации несет специалист по кадрам.
2..6 Контроль сроков переподготовки и аттестации персонала ИЛ осуществляет начальник ИЛ.
Помещения и условия окружающей среды.
2..1 ИЛ для правильного выполнения испытаний обеспечивает ресурсы для поддержания следующих условий проведения испытаний:
Ø стабильное обеспечение электроэнергией;
Ø теплоснабжение, вентиляция и, при необходимости, водоснабжение и кондиционирование;
Ø необходимое освещение рабочих мест;
Ø отсутствие превышающих нормы внешних воздействий (помехи, запыленность, загазованность, влажность и т.п.), влияющих на проведение испытаний.
2..2 Ответственность возлагается за:
Ø организацию работ по обеспечению надлежащих условий испытаний – на заместителя директора Центра;
Ø выполнение работ по энерго- тепло-, водоснабжению и строительству – на главного инженера;
Ø определение технических требований к помещениям в соответствии с НТД на поверку, ПТБ, ПТЭЭП, ПУЭ, СанПиН, а также рабочими инструкциями, принятие решения о проведении испытаний в зависимости от условий испытаний – на начальника ИЛ;
Ø проведение испытаний – на инженеров-химиков.
2..3 ИЛ проводит периодический контроль условий окружающей среды, предусмотренных СанПиН, путем замеров показателей, проводимых аккредитованной лабораторией. При проведении испытаний инженеры-химики регистрируют условия окружающей среды в журнале регистрации результатов испытаний по форме Приложения к Ир 010.02567219 – 2007, а также в протоколе испытаний, если это предусмотрено необходимыми условиями испытаний. При несоответствии условий окружающей среды, установленным методами испытаний и НТД на средства испытаний, инженер-химик прекращает работы и информирует начальника ИЛ, который принимает решение об обеспечении надлежащих условий окружающей среды.
2..4 Ограничение доступа посторонних лиц в помещения лабораторий, в которых проводятся испытания, обеспечивается предупреждающими или запрещающими надписями на дверях помещений в зависимости от условий проводимых испытаний. Ответственность за ограничение допуска посторонних лиц в помещения лабораторий несет начальник ИЛ.
2..5 Организацию работ по обеспечению порядка и чистоты осуществляет начальник ИЛ. Выполнение конкретных работ по наведению порядка и чистоты обеспечивает заведующий хозяйством.
Оборудование.
2..1 ИЛ обеспечен оборудованием для всех видов испытаний в соответствии с областью аккредитации. Процедура управления оборудованием ИЛ установлена в М 003.02567219 – 2006. При необходимости ИЛ использует оборудование сторонних организаций, при этом проверяются выполнение следующих условий:
Ø соответствие оборудования требованиям НД по испытаниям;
Ø пригодность оборудования для проведения испытаний.
Ответственность за выполнение этих условий несет начальник ИЛ.
2..2 Применяемое измерительное и испытательное оборудование соответствует требованиям методик испытаний по метрологическим и эксплуатационным характеристикам. До ввода в эксплуатацию оборудование проходит поверку и анализ в соответствии с М 003.02567219 – 2006.
Ответственность за выбор и применение подходящего средства измерения несет начальник ИЛ.
2..3 До проведения испытаний персонал, работающий на оборудовании, проходит обучение и аттестацию в порядке, установленном в М 001.02567219 – 2006. При проведении испытаний персонал лабораторий имеет доступ к НТД по применению оборудования, в том числе к инструкциям по эксплуатации и обслуживанию применяемого для испытаний оборудования. Управление эксплуатационной документацией осуществляется в соответствии с СТО 001.02567219 – 2007.
Ответственность за обеспечение персонала необходимой документацией по использованию и обслуживанию оборудования несет начальник ИЛ.
2..4 Идентификация измерительного и испытательного оборудования осуществляется в соответст