Раздел iii. политические и правовые учения в эпоху средневековья и возрождения.
ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ
РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
1. Политические взгляды Аврелия Августина.
2. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского.
Первоначально христианство выражало интересы прежде всего социальных низов – рабов и разорившейся части свободного населения городов и деревень. В религиозной форме христианство выразило протест угнетенных слоев против рабовладельческого господства. Важнейшим отличием зарождавшегося христианства от других религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, обрядности. Успеху христианства способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого человека, христианство провозгласило духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха.
Раннее христианство сделало вывод о необходимости обобществления имущества, отказа от частной собственности. Но в связи с тем, что общество не могло принять коллективистские идеалы раннего христианства, победила другая, примиренческая линия в вопросах права, собственности, потребления.
С присоединением к христианству имущих слоев и превращением его в господствующую религию от богатых теперь не требовали отказа от имущества, а лишь пожертвований в пользу неимущих; частная собственность, богатство стали рассматриваться как добро, если они используются для благотворительности в пользу церкви.
Политическая и правовая идеология раннего христианства складывалась в борьбе различных течений, сект, обвинявших друг друга в ереси.
1. Аврелий Августин (354-430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви. Основные его работы: «О граде Божием», «Исповедь» и др.
Аврелий Августин исходил из того, что в центре мироздания находится Бог, поэтому история человечества – это осуществление божественных предначертаний, а цель – достижение града Божьего. Установится вечный мир, будет состояние, в котором невозможно грешить, не будет зла, а также труда, вызываемого нуждой. В этой связи Августин различает две природы человека: до грехопадения (когда человек был невинным существом) и после грехопадения (когда человек стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти»). В работе «О граде Божием» Августин отмечает, что государство является следствием греховной природы человека, поскольку, согласно Священному писанию, от Адама и Евы родились Авель и каин, Каин убил Авеля. Каин является создателем государства. Однако Августин говорит о том, что государство, с одной стороны, есть наказание за первородный грех, а с другой стороны, государство есть средство предупреждения совершения людьми новых грехов, поэтому государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом грешном мире.
Августин выделял справедливые государства (это христианские государства: где все основано на вере; люди любят общее благо; высшее благо есть Бог) и несправедливые государства (Августин уподоблял такие государства шайке разбойников: это сообщества людей; управляются властью начальника; связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону). Аврелий Августин выделял следующие функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан о внешней агрессии, а также, по его мнению, христианское государство должно осуществлять борьбу а ересями.
Рабство Августин определял как наказание за грехи: «Грех – первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различие наказания соответственно винам согрешающих».
2. Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – итальянский ученый-богослов, доминиканский монах. Его основные работы: «О правлении властителей», «Сумма теологии». В своих трудах Фома Аквинский пытался приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви. Это первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».
Фома Аквинский предложил различать три элемента государственной власти: сущность (государственная власть установлена Богом), происхождение (государственная власть может быть и незаконной (например, установленная путем насилия)), использование (часто пользование государственной властью ведет к злоупотреблению ею). На этом основании Фома Аквинский считал, что церковь не может посягать на государственную власть, в силу ее божественной сущности, но церковь оставляет за собой право судить о законности ее происхождения, а также использовании ее тем или иным правителем. Фома Аквинский высказывал идею автономии властей, то есть светская власть должна управлять внешними действиями подданных, а церковь – душами людей. Вместе с тем, эти власти должны взаимодействовать друг с другом, например, государство должно помогать церкви в борьбе с ересью.
Фома Аквинский выделял шесть форм правления государства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития и демократия. Лучшей формой правления он считал монархию, поскольку она схожа с мирозданием, созданным и управляемым одним Богом. Различает два вида монархии – абсолютную и политическую. Вторая, на его взгляд, более предпочтительна, поскольку власть государя контролируется крупными феодалами и не выходит за рамки законности.
Фома Аквинский широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных обществу: «закон не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе»; «любой закон направлен к общему благу»; «закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом». Фома Аквинский разработал особую теорию закона, согласно которой, все законы связаны между собой. Он выделял четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
- вечный закон (естественный божественный закон, общие принципы божественного разума). Вечный закон нигде не записан, а существует в устной форме божественного слова.
- естественный закон (это отражение божьего закона в человеческом разуме, поскольку человек, как разумное создание, может частично постигать вечный закон). Естественный закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода.
- человеческий (позитивный) закон (феодальное право того времени). Это самый несовершенный закон, служит человеку в достижении его земных целей. Фома Аквинский не признавал в качестве человеческого (позитивного) закона те акты светской власти, которые противоречат предписаниям естественного закона.
- позитивный божественный закон. Он дан в Библии и необходим, во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им призвана Библия.
Контрольные вопросы:
1. Взгляды на государство А. Блаженного.
2. Ф. Аквинский о классификации и иерархии законов.
Список литературы:
1. История политических и правовых учений: учебник / Под общей ред. О.В. Мартышина / Н. Азаркин, В. Жуков, Ю. Завьялов, и. др. — Норма Москва, 2010.
2. История политический и правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – 3-е изд., доп. – М.: Зерцало, 2009.
4. История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. Лазарев В.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Высш. образование, 2008.
5. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. Г. Графский. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006.
6. Чанышев А. А. История политических и правовых учений: учебник / А. А. Чанышев. – М.: Проспект, 2006.
7. Августин Блаженный. Творения «О граде Божьем». Т. 3, 4. М. 1998.