Раздел ii. политические и правовые учения в древнем мире.
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ГОСУДАРСТВАХ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии.
2. Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая.
Для стран Древнего Востока характерно восхождение политико-правовой мысли к мифологическим истокам. На ранней стадии политико-правовые воззрения еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и являлись составным элементом целостного мифологического мировоззрения. Такого рода философия связана с возникновение первых государств и народов Древнего Востока.
Божественный первоисточник существующих социальных порядков – основная идея и тема древних мифов, но в них различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями.
1. Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм.
Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Законы Ману».
Одно из основных положений брахманизма – догмат о перевоплощении душ – душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого положения. Поведение человека брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы – культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны (в Древней Индии их было четыре: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, шудры - рабы). Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной.
Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало государственное принуждение как продолжение карающей силы богов.
Государственная власть – единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве существует семь элементов: государь, советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важнейший элемент в этом перечне – царь.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Его основателем согласно преданию был принц Сиддхартха Гаутама – Будда, т. е. просветленный. Самый ранний свод буддийского канона – «Три корзины». Ранний буддизм представлял собой религиозное учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину, в которую допускались только свободные. Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари представлялись выборными и правившими в полном согласии с народом. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергли учение пересмотру. В нем усилились мотивы покорности и непротивления существующей власти. Светские правители, в свою очередь, стремятся приспособить буддийские догмы к официальной идеологии.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Японии и др.
2. Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н.э.
В этот период в стране происходят глубокие политические и экономические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Страну охватывает затяжной политический кризис. В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность.
Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Основоположником даосизм является Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Его взгляды изложены в трактате «Книга о дао и дэ». В основе учения лежит понятие «дао» (путь). Оно заимствовано из традиционных китайских верований и означает правильный жизненный путь человека и народа, соответствующий велениям неба. Дао недоступно познанию и невыразимо в словах. В отношении к дао все равны. Существующие в обществе недостатки связаны с тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям. Восстановление естественной простоты человечески отношений связано с умными вождями из числа наследственной знати. Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы призывал правителей и знать восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-179 гг. до н.э.). Его взгляды точнее всего изложены в книге «Суждения и беседы», составленной после смерти учениками.
Основными критериями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Эти категории тесно взаимосвязаны и представляли собой различные стороны его политического идеала. Управлять государством, по его мнению, были призваны благородные мужи во главе с государем. Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Именно по этим качествам необходимо выдвигать людей на государственную службу.
Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить человеколюбие, которое включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. В сфере политики эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Конфуций был противником управления на основе законов и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение. Однако он не исключал, что до наступления этого времени потребуются карательные подходы против непокорных.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи, которые заключались в распространении моральных знаний и обучении людей независимо от их сословной принадлежности.
Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) – основатель школы моистов. Это учение сложилось в борьбе против конфуцианства и даосизма. Мо-цзы по-новому трактует традиционное понятие «воля неба» и подчеркивает, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Небо играет в моизме роль образца и модели для человеческих взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей.
На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. Источником мудрости являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами - желанием служить простому народу, усердием в делах и т.п. Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви – одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя – залог и основа прочности власти.
В IV веке до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение – легизм. Одним из основателей этой школы является Шан Ян (около 390-338 гг. до н.э.), инициатор реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Его проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан».
Легисты отказались от моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Легисты привали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.
Идеологи легизма намечали провести экономические и политические реформы. В области управления: сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты предлагалось назначать тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Для обеспечения представительства зажиточных слоев в государственной аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались, к чиновникам предъявлялось лишь одно требование – слепо повиноваться государю.
Легисты предлагали установить единые для всего государства законы. Под законом понимали репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, объединение Китая путем захватнических войн. Легизм содержал детальную программу централизации государства.
Контрольные вопросы:
1. Основные положения идеологии брахманизма.
2. Основные идеи буддизма.
3. Политико-правовая идеология раннего даосизма.
4. Основные политико-правовые взгляды конфуцианства.
5. Основные политико-правовые идеи моизма.
6. Легисты о праве и государстве.
Список литературы:
1. История политических и правовых учений: учебник / Под общей ред. О.В. Мартышина / Н. Азаркин, В. Жуков, Ю. Завьялов, и. др. — Норма Москва, 2010.
2. История политический и правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – 3-е изд., доп. – М.: Зерцало, 2009.
4. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Городец, 2000.
5. История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. Лазарев В.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Высш. образование, 2008.
6. Артхашастра, или Наука политики. М. 1993
7. Законы Ману. М. 1992.