ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985–1991 гг.)
Перестройка: понятие, предпосылки. Изменения в общественно-политической жизни. Складывание многопартийной системы. Экономические реформы.
1. Понятие и предпосылки перестройки.Перестройка – это попытка сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
Предпосылки перестройки:
1. Объективные:
– стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;
– политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, сращивании партийно-государственной номенклатуры с теневой экономикой;
– апатия и негативные явления в духовной сфере общества.
2. Субъективные:
– приход во второй половине 70-х– начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачев, Е. Г. Лигачев, Э. В. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества;
– перестройка вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера, переход к перестройке оказался вынужденным.
В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые исследователи выделяют четыре периода:
1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. – проходящий под лозунгом «больше социализма»;
2) 1987–1988 гг. – «больше демократии»;
3) 1989–1991 гг., ставшие периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки;
4) августовский путч и отстранение от власти М. С. Горбачева.
2. Изменения в общественно-политической жизни государства.Вмарте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. На апрельском Пленуме ЦК КПСС было заявлено о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоренияхозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. Начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть как бы второе дыхание существующей системе.
Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:
1) снятие цензуры и разрешение издания новых газет;
2) возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;
3) широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;
4) развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.
В 1985–1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией.За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30–начале 50-х гг. граждан.
В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношенияхцеркви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Новый Закон «Освободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.
В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти.Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе.Суть реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Конституционная реформа перераспределила высшую власть в пользу демократического органа – Съезда народных депутатов и Верховного Совета,избираемого из депутатов съезда. Таким образом, была восстановлена двухуровневая система представительных органов.
В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Черниченко. Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М. С. Горбачев. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста. Первым Президентом СССР в марте 1990 г. на Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев.
3. Складывание многопартийной системы.Переход к многопартийности начался в нашей стране с формирования «неформальных» организаций,когда был провозглашен переход к политике гласности. Движения, организации, клубы связывали себя с идеями, которые назывались либеральными, радикальными и т. п., и на первом этапе своей деятельности объявляли о своем противодействии догматической части аппарата, административно-командной системе в целом, выражая поддержку новым начинаниям реформаторской части партийно-государственного руководства. Первоначально новые движения были преимущественно интеллигентскими по своему составу. Но появление новых форм собственности (кооперативной, арендной) вызвало к жизни союзы кооператоров, арендаторов, наиболее активная часть которых также стала ставить вопрос о том, что одной экономической деятельности недостаточно для защиты своих интересов и что надо приступать к организации политических партий. Ряд новых партий вскоре после начала их деятельности распался на несколько групп, течений, самостоятельных движений. Спектр взглядов, которые они представляют, весьма широк: от анархистов до монархистов.
В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПССв обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов перестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодежная и детская структуры КПСС. После событий 19–21 августа КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила свое существование. М. С. Горбачев сложил с себя обязанности Генерального секретаря.
4. Начало экономических реформ.Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны».Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику. Одной из главных задач стала реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов). Резервами «ускорения» должны были стать: более полная загрузка имеющихся производственных мощностей; рационализация и механизация производства; повышение качества продукции; активизация «человеческого фактора».
Новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки вело к увеличению управленческого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность. Одним из показателей состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции.
Первые годы перестройки показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали два альтернативы развития СССР:
1) широкие экономические реформы при отсутствии политических свобод;
2) осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.
Горбачевым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. выдвинул идею демократизации общественной жизни.
Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. Провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации.Расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, ему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.
Кроме того, к этому времени стали давать сбои две кампании: борьба с пьянством и алкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами.
В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.Экономическая реформа предполагала: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством; расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование; постепенное возрождение частного сектора; отказ от монополии внешней торговли; интеграция в мировой рынок; расширение форм хозяйствования на селе.
На рубеже 80–90-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.).На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.
Принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» и постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (1990 г.) должно было содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.
Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1 % всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор – в коллективах и частных формах – получал все большее распространение в экономике.
Реформирование экономики не было доведено до логического конца и имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. намечается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения, остались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета – к первым массовым забастовкам рабочих.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите причины перестройки.
2. Какие изменения произошли в общественно-политической жизни государства?
3. Назовите особенности складывания многопартийной системы в период перестройки.
4. Какие экономические преобразования были проведены М. С. Горбачевым?
Лекция 17
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-е ГОДЫ
Формирование территории Российской Федерации. Взаимоотношения с субъектами. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
1. Формирование территории Российской Федерации. Взаимоотношенияс субъектами.В1991 г. в результате распада СССР на международной политической арене появилось новое государство – Российская Федерация. В его составе находилось 89 регионов. Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области (кроме Еврейской) также объявили суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были в некоторой степени урегулированы. Федеративный договор, подписанный в Москве в марте 1992 г., определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. уговор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.
Однако подписание договора не прекратило региональных конфликтов. В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для решения конфликта. После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни.
2. Эволюция российской государственности.В сложившейся конкретно-исторической обстановке в стране, после подавления августовского путча и в условиях начавшихся широкомасштабных экономических реформ, стал постепенно нарастать конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел размах подлинной «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно из распоряжение двух ветвей власти не выполнялось. С конца 1991 г. Президент был наделен чрезвычайными полномочиями, иначе бы «войны властей» не было. 21 сентября 1993 г. указом Президента была приостановлена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Указ № 1400 ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику.
22 сентября Верховный Совет отстранил Б. Н. Ельцина от должности и возложил полномочия Президента на вице-президента А. В. Руцкого.Армия и милиция осадила здания Верховного Совета и штурмовала его 3–4 октября. В ходе кровавых событий с обеих сторон погибло 150 человек, а руководство оппозиции, призывавшее к штурму зданий телекомпании Останкино и мэрии, было арестовано.
Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, Президент и его сторонники приступили к завершению конституционной кампании. Весной 1993 г. появляется президентский вариант конституции, который и был принят в результате референдума 12 декабря 1993 г. Конституция установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной.
Главой государства являлся Президент, он избирался всенародно на 4 года и определял основное направление внутренней и внешней политики государства. Важнейшая его прерогатива – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президенту принадлежит право представлять для назначения с согласия Государственной Думы кандидатуры Председателя Правительства РФ и Председателя Центрального Банка и для утверждения Советом Федерации - кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда,Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора. Он принимает участие в законотворчестве, используя право законодательной инициативы, подписи и обнародования законов, отлагательного «вето».
Законодательная власть – Федеральное Собрание (парламент) состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им – Президенту для подписания.
Исполнительная власть – Правительство,состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Судебная – Конституционный Суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд РФ (разрешает экономические споры). Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и Федеральному конституционному закону.
Глубокий социально-экономический кризис, охвативший страну, усугублялся «кадровой чехардой». С 1992 г. Б. Н. Ельцин освободил с должности «двух с половиной» премьер-министров (Гайдар всегда оставался и. о.), свыше 40 вице-премьеров и около 150 министров, а если иметь в виду «разжалованных» губернаторов, генералов, генпрокуроров, советников, помощников, представителей Президента в субъектах Федерации и прочих влиятельных должностных лиц, то счет уже пойдет на тысячи. Сам Б. Н. Ельцин с августа 1996г. фактически отошел от дел, ненадолго появляясь на непродолжительное время и осуществляя кадровые перестановки; перестал владеть обстановкой в стране.
Кризисы власти проявились в связи с отставкой премьер-министров: в марте-апреле 1998 г. – В. С. Черномырдина, в августе 1998 г. - С. В. Кириенко, в мае 1999 г. – В. М. Примакова, августе 1999 г. - С. В. Степашина, в августе 1999 г. кабинет возглавил В. В. Путин.
В 90-е гг. XX в. в России сложилась особая форма государственного управления – президентская республика. Однако трудности экономического развития, нестабильность политической власти вели к кризисному состоянию общественного развития, которое усугублялось субъективным фактором – плохим состоянием здоровья Президента, и объективным – фактической криминализацией системы государственной власти.
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. заявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру В. В. Путину.
3. Социально-экономические реформы.В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Причины: валютные резервы СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены; зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; рост инфляции достигал 30 % в месяц; продолжалось падение курса рубля; нарастали невыплаченные государственные долги; экономика приобрела бартерный характер.
1 января 1992 г. правительством, которое возглавлял Е. Гайдар, была применена шоковая терапия:ограничение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных расходов, приватизация государственных предприятий. Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и др. выплат на 70 %. Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения, создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе. Платой за такое начало реформы была инфляция.Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.
За год рост цен произошел в 100–150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков. Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Центрального банка России Правительству РФ; коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще – для собственного обогащения наиболее приближенных к власти лиц); странам ближнего зарубежья.
Следствием этого этапа экономической модернизации явилось падение материального благосостояния людей, недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу.
В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е. Т. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В. С. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР).
С конца 1992 г. началась массовая приватизация, которая проходила в два этапа:
1. С 1992–1993 гг. – безвозмездная передача всем гражданам части государственной собственности стоимостью 10 тыс. руб. путем выдачи приватизационного чека (ваучера). Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам России, включая младенцев. Операция была осуществлена на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. в ценах 1991 г.
2. С осени 1994 г. – приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий.
Последствия приватизации: с одной стороны, произошел крупномасштабный обман народа, с другой – почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров. Следствием приватизации стал рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции: приватизационные чеки и дорогостоящие предприятия через подставные фонды скупались по низким ценам. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10 % населения. Производство эта мера не оживила, но способствовала формированию рынка ценных бумаг. Началось разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства.
В ходе приватизации были расхищены национальные богатства в огромных размерах. Значительный по масштабам экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. За 1992–1996 гг. в западных банках осело более 100 млрд. долларов, вывезенных из России.
Для финансирования бюджетной сферы была ужесточена федеральная налоговая политика.Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по налоговой политике не решало возникших проблем. Основное значение стали приобретать «законы рынка», где предприятиям оставлялось не более 10 копеек с каждого рубля прибыли. Рыночные отношения приобретали откровенно криминальный характер.
В целом массовая приватизация способствовала возникновению многоукладной экономики:государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия); частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяйства); акционерные общества; коллективные хозяйства; мелкотоварное производство.
В 1994–1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие: ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов; отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование; либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров, свободная конвертация рубля; крупномасштабные внешние займы; неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.
Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. ВВП промышленности в 1990–1999 гг. сократился на 40 %. Результатом этого стала деиндустриализация. Промышленное производство все более приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40 %, в импорте машины и оборудование – 40 %.
На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции. Курс рубля по отношению к доллару в 1992–1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России.
Социальные последствия спада производства:имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций.
Макроэкономические последствия спада производства:полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народно-хозяйственной структуры. В результате углубления экономического кризиса более 40 % жителей страны оказались за чертой бедности.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику структуры власти в РФ.
2. В чем выразился политический кризис в России в 1990-е гг.?
3. Какие социально-экономические реформы были проведены в последнее десятилетие ХХ в.?
СЛОВАРЬ
Абсолютизм –форма правления, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточены в руках монарха, опирающегося на назначаемый и контролируемый им чиновничье-бюрократический аппарат.
Агрессия( от лат. нападение) – незаконное с точки зрения международного сообщества прямое или косвенное применение вооруженной силы одним государством против политической независимости или территориальной целостности другого.
Аннексия –насильственное присоединение, захват одним государством территории, принадлежащей другому государству или народу.
Аншлюс (от нем. присоединение, союз) – идея объединения Австрии с Германией и конкретно – аннексия Австрии Германией 12–13 марта 1938 года.
Барщина – форма земельной ренты в виде дарового принудительного труда крепостных крестьян на барском поле. Юридически барщина была отменена в 1882 г.
Бортничество – первоначально сбор меда диких пчел из естественных дупел, затем – разведение пчел в выдолбленных дуплах. В Древней Руси являлось одной из важных отраслей хозяйства.
Бояре –на Руси IX–XVII вв. высшее сословие феодалов. В Киевском государстве потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. В период раздробленности – богатейшие и влиятельные феодалы, соперники княжеской власти. С XV века права бояр постепенно ограничивались. До отмены звания в начале XVIII в. бояре в Русском государстве занимали главные административные, судебные, военные должности, возглавляли приказы, были воеводами.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X–начале XVIII вв.; состояла из представителей феодальной аристократии. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер.
Вече – собрание горожан в Древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.
Волостель –должностное лицо в русском государстве XI–XVI вв., управляющий волостью от имени великого или удельного князя, ведавший административными и судебными делами. Волостели не получали жалованья, «кормились» за счет налогов с населения.
Вотчина –древнейший вид феодальной собственности, родовое имение, передававшееся по наследству. Возникла в X–XI вв. (княжеская, боярская, монастырская).
Государство –политическая организация страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными группами, политическими течениями, наиболее острая форма социальной борьбы.
Дружина – вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на «старшую» (наиболее близкие к князю лица – «княжьи мужи») и «молодшую» («гриди», «отроки», «детские», «мечники»).
Жалованная грамота –документ, выдававшийся высшей властью в России о предоставлении каких-либо прав или льгот отдельным лицам, монастырям (с XII в.) или группам населения (с XVII в.).
Земские соборы высшие сословно-представительные органы в России в XVI–XVII вв. Включали членов Священного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и купечества.
Земства – выборные органы местного самоуправления в России с 1864 г.
Заповедные лета –в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые указом царя запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (неделя до и неделя после 26 ноября).
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или его взаимоотношения с третьими государствами. Интервенция может быть военная, экономическая, дипломатическая, идеологическая.
Камерализм –учение о бюрократическом управлении, получившее распространение в Европе XVI–XVII вв. Для камерализма характерно создание учреждений, специализирующихся в какой-то определенной сфере и основанных на принципах коллегиальности и регламентации обязанностей чиновников.
Картель –монополистическое объединение, при котором участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, распределение прибыли происходит согласно доле участия.
Класс– большая социальная группа людей, владеющих (либо не владеющих) средствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда, и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Консерватизм – приверженность ко всему устаревшему, отжившему; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке, технике, искусстве.
Контрибуция – сумма, которую побежденное государство по условиям мирного договора уплачивает победителю.
Концерн –многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью.
Кормления –система содержания должностных лиц (наместников, волостелей, воевод) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555–1556 гг. (Иван IV).
Крепостное право –форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе окончательно оформлено Соборным уложением 1649 г.
Либерализм –идейное и общественно-политическое течение, провозглашавшее принципы гражданских, политических, экономических свобод.
Мануфактура –крупное производство, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Местничество –система замещения служебных должностей конца XV в. с учетом происхождения феодалов, их служебного положения и личных заслуг. Отменено в 1682 г. Федором Алексеевичем.
Меркантилизм –экономическая политика раннего капитализма, выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. Заключается в протекционизме, поощрении развития отечественной промышленности, поддержке экспансии торгового капитала.
Монархия– форма правления, при которой верховная государственная власть (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.
Монополия –крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта товаров.
Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с зависимых крестьян землевладельцами. Продуктовый оброк отменен в 1861 г., денежный оброк сохранялся для временнообязанных крестьян до 1883 г.
Опричнина(от старославянского «опричь» – кроме) – система мер, предпринятых Иваном IV в 1565–1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой бояр, включавшая создание особой территории со специальным войском и государственным аппаратом; массовые репрессии, конфискации земель и имущества.
Пассионарность – в теории этногенеза особое свойство характера людей, производимое воздействием солнечной энергии, составом пищи и воды, необоримое внутреннее стремление к деятельности (в том числе завоевательной, разрушительной).
Поместье –вид феодального землевладения в России, земельный участок, предоставляемый дворянам (младшим дружинникам) за военную службу, первоначально без права наследования и продажи.
Приказ –органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.
Промышленный переворот –качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.
Протекционизм –политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
Революция –радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Репарации –возмещение за причинённые войной убытки, выплачиваемое стране-победительнице.
Репрессии – принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц.
Республика –форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.
Секуляризация –обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризацией называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозные мировоззрения.
Синдикат – форма монополистического объединения, при которой сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяется объем производимой продукции, цены, условия продажи, централизованный сбыт.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Татаро-монгольское иго –это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды.
Трест –форма монополистического объединения, при которой участники те