Международные организации и правовые документы, регулирующие приток иностранных инвестиций в Россию

К числу международных документов, подпи­санных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаим­ной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хар­тии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осу­ществляют также международные экономические организации такие как: МВФ, группа Всемирного банка, в состав которой входят МБРР, Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международ­ный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУ-ИС), ОЭСР, а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение отводится ЕБРР. Россия является членов этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.

Указанными международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами-членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАГИ.

Учитывая перспективы вступления России в ВТО, необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу по вопросам привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением ТРИМС.

Защита инвестора и его инвестиций, исходя из положений Со­глашения ТРИМС, реализуется таким образом, что страны-чле­ны ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранны­ми инвестициями инвестиционные меры, которые не соответство­вали бы положениям статей ГАТТ-94 в отношении предоставле­ния национального режима или запрета на применение количе­ственных ограничений.

Соглашение ТРИМС при его безусловном выполнении становится частью системы многостороннего регулирования иностранных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функ­ционирования предприятий с иностранными инвестициями в раз­личных странах. Поскольку Соглашение ТРИМС обязательно для всех стран-членов ВТО (на которые при­ходится более 95 % всей мировой торговли), то набор его требо­ваний уже является частью формирующейся и развивающейся системы многостороннего и двустороннего регулирования режи­ма прямых иностранных инвестиций. Кроме того, условия Согла­шения ТРИМС были воспроизведены в ДЭХ и стали нормой длязначительной группы стран, не являющихся членами ВТО, не подписавших этот документ (в том числе и для России).

5.11.2. Нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России

Первый российский Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 года был принят еще при СССР и действовал до 1999 года.

В последующие годы был принят целый ряд нормативных ак­тов общефедерального характера, определяющих политико-эко­номический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» дей­ствия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностран­ного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду, прежде всего, так называемые базисные законы — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансо­во-промышленным группам и т. д.

Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федеральных Законов «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года №220-ФЗ, «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ и в 1997-2000 годах нескольких за­конов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов в 2000 году вступили в силу Законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 15 февраля 1999 года №39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений» от 2 января 2000 года №22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 года №32-ФЗ.

Существенное значение для «чистоты» отношений, складыва­ющихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»от 7 августа 2004 года №115-ФЗ.

В целом же на сегодня действующее российское законодатель­ство охватывает все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» от 09.07.99г. №160-ФЗ определяет: основные га­рантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получае­мые от них доходы и прибыль, а также условия предпринима­тельской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Закона — обес­печение стабильных условий деятельности иностранных инвесто­ров и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и между­народной практикой инвестиционного сотрудничества.

Основные положения Федерального Закона №160-ФЗ от 9 июля 1999 года

Этот Закон содержит целый очень важных понятий:

а) «иностранный инвестор»,которыми в соответствии с Законом являются:

1) иностранные юридические лица;

2) иностранные организации, не являющиеся юридическими ли­цами, но которые вправе в соответствии с законодательством того
государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на
территории РФ;

3) иностранные граждане, которые по своей гражданской правоспособности и дееспособности в соответствии с законодательством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ;

4) лица без гражданства, постоянно проживающие за предела­ми РФ и имеющие право в соответствии с законодательством стра­ны своего постоянного места жительства осуществлять инвести­ции на территории РФ;

5) международные организации, которые в соответствии с меж­дународным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

6) иностранные государства;

б) к иностранным инвестициямсогласно Закону от­носятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключитель­ные права на результаты интеллектуальной деятельности (интел­лектуальная собственность), услуги и информация.

В Федеральном Законе даются определения понятий прямых инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости ин­вестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налого­вой нагрузки и др.

В этом Законе имеются также такие важные статьи, как пра­вовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и ком­мерческих организаций с иностранными инвестициями, где фак­тически развиваются положения о национальном режиме деятель­ности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятны­ми по сравнению с российскими юридическими лицами (за ис­ключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными зако­нодательными актами Российской Федерации.

Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Изъятия ограничительного характера в РФ, как и в других стра­нах, преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности стран. Изъятия же стимули­рующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов ус­тановлены в интересах социально-экономического развития России.

Помимо этого в этом Законе содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесто­рам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые уча­ствуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, пре­доставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставле­ние тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капи­талы предприятий с иностранными инвестициями, а также выво­зимых этими предприятиями отдельных товаров собственного про­изводства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных ин­вестиций.

Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они мо­гут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая дея­тельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически все субъекты РФ имеют свои законы или иные законодательные акты.

Льготы предоставляются и другими нормативными актами, ко­торые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66-67), предусматрива­ющего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постанов­лении Правительства РФ «О лизинге машиностроительной про­дукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» от 26 февраля 1999 года №228 и некоторых других.

5.11.4. Федеральный Закон «О согла­шениях о разделе продукции» от 18 июня 2001 года №75.

Значительную роль в привлечении и использовании иностран­ных инвестиций в России играет и Федеральный Закон «О согла­шениях о разделе продукции». Это, по сути, синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестиционной деятельности.

Данный Закон определяет правовые основы от­ношений, возникающих в процессе осуществления отечествен­ных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу ми­нерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континенталь­ном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны России на ус­ловиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) — это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмез­дной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обя­зуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связан­ные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглаше­ния в соответствии с положениями Закона «О со­глашениях о разделе продукции».

Существенно при этом, что условия пользования недрами, уста­новленные в СРП, не должны противоречить требованиям Зако­на РФ «О недрах».

Перечни участков недр, право пользования которыми на усло­виях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями этого Федерального Закона, устанавливаются федеральными законами. Всего на сегодня выделено 25 таких участков.

В соответствии с Законом «О соглашениях о разде­ле продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полно­мочий, установленных Конституцией РФ и федеральными закона­ми) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.

В СРП участвуют две стороны:

1) государство (Российская Федерация), от имени которого:
выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти
субъекта РФ, где расположен предоставляемый в пользование
участок недр;

2) инвесторы — как отечественные, так и иностранные (граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), которые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья
являются пользователями недр на условиях СРП.

Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъекта РФ и федерального органа управления Государственным фондом недр. Для выбора инвестора проводятся конкурсы или аукционы. В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без прове­дения конкурсов или аукционов.

В соответствии с Законом «О соглашениях о раз­деле продукции» это возможно в следующих случаях:

1) если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения СРП с конкретным инвестором;

2) если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В
этом случае СРП заключается с данным единственным инвестором;

3) если к моменту принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор уже являлся пользователем
недр на других условиях, отличных от условий СРП. В этом случае
СРП можно заключать именно с данным инвестором;

4) если переговоры от имени Правительства РФ и субъектов Рос­сийской Федерации по подготовке СРП уже велись до принятия
указанного закона.

Разработка условий пользования недрами и подготовка проек­та СРП по каждому конкретному объекту недропользования осу­ществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по со­гласованию с органом исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны госу­дарства принимается Правительством РФ и органом исполнитель­ной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъек­том Российской Федерации.

В СРП фиксируется целый ряд условий:

• соблюдение требований законодательства Российской Федерации;

• соблюдение соответствующих стандартов, норм, правил по
безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и
здоровья населения;

• обязанность инвестора при прочих равных условиях предоставлять преимущественное право на участие в работах по СРП
российским юридическим лицам;

• обязанность инвестора страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой загрязнение окружающей среды);

• обязанность инвестора ликвидировать все сооружения и т. п.
по завершению работ и очистить от загрязнения территорию, на
которой проводились работы по СРП.

В Законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, тех­нических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископае­мых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юриди­ческими лицами, осуществляющими соответствующую деятель­ность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. В этом пункте данный Закон вступает в противоречие с Согла­шением ТРИМС (ВТО).

Другим положением указанного Закона, противоречащим Со­глашению ТРИМС, является положение о том, что в СРП долж­но быть предусмотрено следующее условие: «не менее определен­ной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки, закупаемого инвестором с после­дующей компенсацией затрат компенсационной долей продук­ции, должно производиться на территории Российской Федера­ции», что означает: иностранный инвестор, подписав СРП, пос­ле подписания Россией Соглашения ТРИМС может оспаривать правомерность применения к нему указанных положений, а в случае уже действующих Соглашений, может через свое правительство выступить с требованием анну­лировать это положение в СРП.

Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О со­глашениях о разделе продукции» разработано положение об опе­раторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по по­ручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.

Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продук­ции. Поэтому специальная статья указанного Федерального зако­на посвящена этим вопросам, а именно:

• определение общего объема произведенной продукции и ее
стоимости;

• определение части произведенной продукции, которая пере­дается в собственность инвестора для возмещения его затрат
выполнение работ по СРП (это так называемая компенсационная
продукция);

• раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);

• передача государству принадлежащей ему в соответствие
СРП части произведенной продукции (или ее стоимостного эквивалента);

• получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и ком­пенсационная продукция) без количественных ограничений эк­спорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Феде­ральным законом «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности»).

При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и дру­гих обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с указанным Законом.

Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.

В этом Законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП, об ответ­ственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о раз­решении споров и др.

Вместе с тем в настоящее время реализация За­кона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом про­тиворечий, к числу которых относятся:

• противоречия между иностранными и отечественными инвес­торами;

• противоречия между центральными и региональными орга­нами власти (Центр — субъекты РФ);

• противоречия в вопросе о том, какой должна быть компания-
оператор: отечественной или иностранной.

Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторож­дений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, бу­дущее).

В развитие Федерального Закона «О соглашениях о разделе про­дукции» Правительством РФ было принято постановление «О ме­рах по совершенствованию деятельности федеральных органов ис­полнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их ре­ализацией» от 2 февраля 2001 года №86, которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реа­лизации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех гидов минерального сырья возлагаются на Министерство эконо­мического развития Российской Федерации.

Наши рекомендации