Механизм управления и регулирования ВЭД на уровне региона

3.2.1. Управление ВЭД в субъектах России – общие положения

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления экономикой вообще и внешнеэкономической деятельностью в частности.

Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно Федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют: в Госдуме - депутаты, а Совете Федерации – по одному представителю от исполнительной и законодательной власти региона.

Конституция (ст. 72 п. «О») оговорила право Федерации координировать международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации (совместное ведение) и провозгласила презумпцию всей полноты государственной власти субъектов Федерации в сферах, находящихся в не пределов исключительного и совместного ведения Федерации (ст.73), следовательно, и в области их внешнеэкономических связей. Полномочия субъектов Федерации во внешнеэкономической сфере, сформулированные в Конституции в самом общем виде, конкретизируются Федеральными законами и Указами Президента РФ, которые также являются важными источниками правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий.

В настоящее время ключевым в этих вопросах является Федеральный закон от 4 января 1999 года «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Он разработан в соответствии со ст. 72 Конституции РФ и устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов РФ при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

В соответствии с этим Законом субъекты РФ в пределах предоставленных полномочий обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств (ст.1 п.1).

Важным регулятором сферы международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» (1995г.). Два его положения имеют особое значение для субъектов Федерации. Во-первых,предложения о заключении международных договоров до их представления Президенту или в Правительство РФ согласовываются с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 9 п. 5), если договор затрагивает интересы данной территории. Во-вторых, на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ возложена обязанность обеспечения в пределах их полномочий выполнения международных договоров РФ (ст. 32 п.3). Имеются в виду организационные, финансовые и материальные меры, ориентация региональных органов и хозяйствующих субъектов на последовательную реализацию таких международных обязательств, корректировка собственных правовых актов в связи с этим.

Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим Законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:

- координация внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- выполнение международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;

- создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;

- участие в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций.

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции имеют право:

1) осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;

2) содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование внешнеторговой деятельности;

3) проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

4) открывать представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ.

Необходимо отметить, что касается полномочий, предоставленных федеральными органами власти субъектам РФ в сфере внешнеэкономических связей, то многим из них они представляются недостаточными. Поэтому некоторые территории РФ сочли необходимым в соответствии с ч. II ст. 11 Конституции России заключить дополнительные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Наши рекомендации