Р оссия — это центральное военно-стратегическое пространство Евразийского материка. Контроль над ним важен для тех, кто хочет доминировать в Евразии и во всем мире.
Классические теории геополитики, в частности, концепция английского классика геополитики Маккиндера, ведущую роль отводят Евразии .
Геополитика утверждает, что для каждого государства самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. Центральность понятие относительное, и в каждом конкретном географическом контексте она может варьироваться. Но с планетарной точки зрения, в центре мира лежит Евразийский континент, а в его центре — "сердце мира" или "Heartland". Хартланд — это сосредоточие континентальных масс Евразии. Это наиболее благоприятный географический плацдарм для контроля надо всем миром. В настоящее время Хартланд занят Россией.
Макиндер считает, что весь ход истории детерминирован следующими процессами. Из 'сердца мира' на его периферию оказывается постоянное давление т.н. " разбойников суши". Особенно ярко и наглядно это отразилось в монгольских завоеваниях. Но им предшествовали скифы, гунны, аланы и др. кочевники. А извне, из регионов "островного полумесяца" (Англия, Япония и др. страны вне Евразии) осуществляется давление т.н. " разбойников моря" или "островных жителей". Это колониальные экспедиции, стремящиеся уравновесить сухопутные импульсы, проистекающие из внутренних пределов континента.
В настоящее время по периметру границ России находятся сухопутные армии общей численностью в 540 дивизий. Эти войска не являются противниками России, не имеют общего командования, значительная их часть нацелена против друг друга (например, армии Китая и Японии, Индии и Пакистана), но все они так или иначе взаимодействуют с Россией.
Геополитики считают, что тот, кто владеет Евразией, осуществляет власть над миром. В этой связи ведущие страны стремятся к контролю над пространствами Евразии.
И менно поэтому утвердить свою власть над Россией мечтали Наполеон и Гитлер. Сегодня контролировать Евразию и весь мир стремятся США, с одной стороны, и международный терроризм, с другой. Их взоры устремлены на Россию. Отстоять суверенитет нашей страны сегодня, как его отстояли наши деды 60-лет назад, — задача нашего поколения.
Суверенитет — верховенство, высшая власть в стране. Над суверенной властью не стоит уже больше никакой другой власти.
В демократическом государстве суверенитет принадлежит народу страны, который делегирует свой суверенитет верховной власти, например, президенту. В недемократическом государстве суверенитет принадлежит его верховному лидеру (например, монарху при монархии). С точки зрения международного права суверенитет — это абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы, независимо от воли других и вступать в отношения с другими государствами по собственной воле. Но все это, если страна имеет независимость. Если страна утрачивает независимость, то она утрачивает тем самым верховную власть у себя дома, утрачивает суверенитет. Формально суверенитет — юридическое понятие, верховная власть и независимость которого определяются в Конституции страны. Однако в современном мире отделяются формальный юридический суверенитет и фактический суверенитет.
Реальный суверенитет определяется тем, контролируют ли граждане страны:
· всю территорию. Если региональная власть в каких то регионах признает верховную власть только формально, а фактически или самостоятельно зависит от правительства другой страны или от каких-то международных организаций или групп влияния, то суверенитет этой страны ограничен; если какие-то организации или люди нее подчиняются на территории страны ее законодательству (пользуются правом экстерриториальности), то это также означает ограничение суверенитета (кроме дипломатов, которые все во всех странах пользуются такой экстерриториальностью).
Так, согласно подписанному в феврале 2004 года американо-грузинскому соглашению, американские военные на территории Грузии не подчиняются грузинским законам и не могут быть задержаны грузинской полицией. Это означает, что правительство Грузии передало часть своего суверенитета США.
· банковскую систему: если главные банки страны контролируются извне, то это тоже неполноценный суверенитет.
К 2000 году в Чехии и Венгрии 70% банков контролировались иностранным капиталом. Тем самым национальный контроль за банковской системой был утрачен.
· валютное регулирование. Современной формой потери валютного суверенитета является совет управляющих, который создается часто из представителей иностранных государств и следит за тем, чтобы валюта страны была жестко привязана какой— либо сильной валюте.
В Аргентине в 1992-2003 гг. в обращение выпускалось ровно столько аргентинских песо, сколько в распоряжении центрального банка имелось американских долларов. Эта политика, первоначально способствовавшая экономическому росту, привела к жестокому экономическому кризису в 1999-2001 гг, смене за одну неделю (!) четырех и.о. президента страны и была отменена в 2003 году.
· военные силы и другие вооруженные формирования. Если вооруженные силы или контролируются кем-то извне или слишком малы, чтобы защищать суверенитет, то речь также идет об ограниченном суверенитете. Суверенитет оказывается ограничен, если страна входит в какой-либо международный военный блок и берет на себя такие обязательства, которые ставят под международный контроль этого блока или какой-то страны — лидера блока свои вооруженные силы.
Страны-члены НАТО фактически отдают часть своего суверенитета лидеру блока — США. В результате армия страны может быть послана воевать в какую-то страну, даже если большинство граждан страны не хотят этого. Так, эстонские солдаты сейчас находятся в составе оккупационных сил в Ираке и миротворческих контингентов в Афганистане, хотя 56% граждан страны не поддерживают эти операции. Сейчас правительства Украины и Грузии хотят передать часть своего суверенитета НАТО и США путем вступления в члены НАТО.
· спецслужбы и другие силовые подразделениягосударства. Если разведка, контрразведка, таможенные или налоговые службы контролируются извне, то суверенитет страны также оказывается ограничен.
В силу специфики деятельности специальных служб факты иностранного контроля за ними становятся известны общественности лишь постфактум, как правило, после свержения правящего режима. В Египте с 1875 года и вплоть до Июльской национально-освободительной революции 1952 года английское правительство контролировало таможни и специальные службы.
· политику правительства. Бывает так, что правительство, формально суверенное, фактически контролируется денежным или идейным образом, например, через советников, из-за рубежа. Такое положение также не позволяет говорить о полноценном суверенитете.
Так было в России в период 1992-1998 гг. Основные направления социально-экономической политики правительства Е.Гайдара, В.Черномырдина. С.Кириенко разрабатывались с участием зарубежных советников. Международные финансовые институты (в первую очередь Международный валютный фонд) утверждали важнейшие финансово-экономические решения и прямо вмешивались в процесс их принятия.
Еще более печальный пример — современная Грузия. Большинство грузинских министров получают зарплату из Фонда Сороса, а министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили, гражданка Франции, получает зарплату от французского правительства.
· общенациональные СМИ. В современной политике СМИ, а особенно общенациональные телеканалы, играют огромную роль. Поэтому национальный контроль над СМИ — гарантия суверенитета.
Законодательством США запрещено, чтобы иностранцы контролировали пакет акций больше чем 20% любого СМИ. В России действует аналогичный запрет.
В настоящее время основные печатные СМИ Латвии принадлежат шведскому концерну Bonnier AB. В Эстонии ведущие газеты контролируются концерном Eesti Meedia, который в свою очередь принадлежит норвежской фирме Schibsted . В Чехии лишь одна общенациональная ежедневная газета (' Pravo ') принадлежит чешскому издателю, все прочие — иностранному капиталу. Иностранным концернам принадлежит вся региональная пресса Чехии.
· инфраструктура. Страны должна контролировать свою инфраструктуру, которой пользуется каждый гражданин и от которой зависит экономика страны в целом: железные дороги, нефте— и газопроводы, линии электропередач. Утрата контроля над инфраструктурой означает утрату части суверенитета.
Так, в период до 1949 года железные дороги Китая эксплуатировались иностранными компаниями(в период после 1937 года — почти исключительно японскими)
· ключевые для бюджета отрасли экономики.Если контроль над ними утрачен, то это значит, что главная часть экономики и большинство получаемой в стране прибыли, могут быть легко выведены из страны. Это спровоцирует немедленный социально-экономический кризис и падение правительства. Для России такими бюджетообразующими отраслями сегодня являются добыча и транспортировка нефти и газа. Национальный контроль не обязательно означает контроль государственный. Такой национальный контроль может осуществляться и частными корпорациями.
До национализации нефтедобычи (в Ираке — в 1972, в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и Абу-Даби — в 1973) страны арабского Востока находились под контролем западных нефтяных монополий ('семи сестер').
· политическую систему в целом.Нация должна контролировать президента, парламент, судебную систему. Нация не имеет право допустить, чтобы внешние силы оказывали сильное влияние на ее политическую систему, тем более в ключевые моменты ее истории, например, во время выборов.
'Оранжевая революция' в Украине и 'революция роз' в Грузии происходили по внутренним причинам, но под критически важным влиянием извне. Внешние силы во многом готовили эти революции и организовывали их ход. Поэтому можно сказать, что страны, прошедшие через 'цветные революции', организованные из-за границы, в их ходе во многом утратили свой суверенитет.
Многие страны, формально остающиеся независимыми, фактически не являются суверенными. Например, страны Центральной и Восточной Европы, такие как Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, свою внешнюю и оборонную политику передали НАТО и лидеру НАТО — США; экономическую политику — органам Евросоюза; ключевые отрасли их экономики скуплены европейскими, в основном немецкими корпорациями, которые разместили в них технологические производства нижнего уровня.
Некоторые страны бывшего СССР также передали свой суверенитет. Например, Грузия передала большую часть своей оборонной политики американским советникам. Принятый после 'оранжевой революции' план интеграции Украины в НАТО и система украинско-американских консультаций — это механизм управления внешней политикой Украины со стороны США. План 'европеизации', составленный для Украины в ЕС — это механизм управления внутренней политикой Украины со стороны Евросоюза
Страны отдают свой суверенитет, рассчитывая таким образом повысить свою безопасность и уровень жизни. Как АвтоВАЗ передает устаревшие модели 'Жигулей' на мелкие региональные заводы, так и транснациональные корпорации передают устаревшие технологии в свои фактические новые колонии — страны Центральной и Восточной Европы. Эта новая колонизация отчасти поднимает уровень жизни в этих странах, но закрепляет за ними технологическую отсталость, вторичность во всех смыслах этого слова.
Суверенитет тесно связан с идеей национальных интересов. Все ключевые институты должны работать на национальные интересы своей страны, а не на чужие национальные интересы.
С вобода и независимость нашей страны — первое и главное условие будущего лидерства России. Только мы должны быть хозяевами на нашей земле. Только мы должны определять здесь 'правила игры'. Только от нас должно зависеть наше будущее.
Россия не должна отдавать свой суверенитет, она способна сама решать свои проблемы. Это не означает, что в век глобализации нужно идти по пути самоизоляции. Россия должна быть интегрированной в мировое общество и в мировую экономику — но не как подчиненная, не на чужих условиях, а как сильный партнер. Россия должна обеспечить себе такую же глубокую интеграцию в глобальный мир и такой же уровень суверенитета, как США, Китай, Евросоюз.
Мы — это нация. Современное определение нации — не этническое, а гражданское. Принадлежность к нации в современном мире связана не с этнической принадлежностью, а с гражданством. Национальные интересы России в этом смысле может защищать не только русский, а любой гражданин России, пусть он будет китаец или негр.
Однако в мире еще существуют государства, которые понимают нацию прежде всего в этническом смысле. Это Латвия, Эстония и отчасти Украина. Эти страны считают действительно полноценными гражданами страны только представителей так называемой титульной национальности, то есть нации, по названию которой названа страна. Эти националисты пытаются построить этнически чистое государство, а представителей других, нетитульных народов, которым выпало по судьбе жить в этой стране, они хотят ассимилировать.
Ассимилировать — подчинить полностью себе, заставить их забыть свой язык, потерять свою культуру и национальную самобытность.
Националисты из этих стран стремятся законодательно ограничить употребление русского языка, запретить преподавание на нем, запретить говорить на русском языке в СМИ и в государственных органах.
Политика ассимиляции и подавления прав национальных меньшинств осуждена неоднократно мировым сообществом в самых разных международных документах и договорах. Действующие Европейские конвенции о правах национальных меньшинств и о языках прямо запрещают попытки ассимиляции.
Однако политика ассимиляции, политика подавления русского языка и русской культуры систематически проводится в странах Балтии на протяжении уже почти 15 лет при молчаливом одобрении европейского и мирового общественного мнения, которое по отношению к России и русским исповедуют так называемую политику двойных стандартов. То, чего нельзя России делать по отношению к каким-то своим национальным меньшинствам, можно делать другим странам по отношению к русским. Сегодня Россия и ее дипломатия ведет трудную политику по борьбе с двойными стандартами, по защите прав русскоязычных, прав русского языка и русской культуры.
Русскоязычные — новый термин, родившийся после распада СССР, он означает представителей самых разных народов, оказавшихся на территории стран, чей главный язык не является для них родным, поэтому они предпочитают пользоваться русским языком как языком межнационального общения.
Русскоязычными в странах Прибалтики являются и русские и украинцы, и евреи, и казахи, и грузины. Все их права таким образом ограничиваются правительствами стран Прибалтики при попустительстве европейского общественного мнения и Евросоюза. Все их права пытается защищать Россия, которое уделяет все больше внимания правам русского языка и русской культуры.