Социальное взаимодействие социального работника и клиента

Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом. В процессе социальной работы используются в основном субъект — субъектные отношения, причем помощь ориентирована прежде всего на активизацию потенциала самозащиты индивида или группы или носит лишь вспомогательный характер.

Социальная работа состоит из трех основных структурных элементов: субъекта, активность которого направлена на объект или другого субъекта; объекта, на которого направлена активность субъекта; активность, или энергия субъекта, направленная на объект или другого субъекта, выступающая в самых различных формах в зависимости от целого ряда обстоятельств. Каждый из трех структурных элементов включает в себя коммуникативную деятельность, так как социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей.

Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова, — это взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

— увеличение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

— адаптация или реадаптация людей в обществе.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Так, например, к первой группе относятся вопросы о характере проблемы клиента (потеря работы, развод, инвалидность и т.п.), с одной стороны, и об особенностях клиента, с другой.

Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

№ 18. Сущность социальных и личностных проблем, трудных жизненных ситуаций

Все многообразие видов социальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцентрировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обнаруженных самим специалистом.

В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта.

В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разрушение стабильных социальных связей, когда ее развитие приводит к напряженности и конфликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при любом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержание носит социальный характер, а форма проявления – личностна (например, проблема роста разводов в современном глобальном обществе – и распад конкретной семьи).

Содержание и понимание социальных проблем меняется во времени и пространстве и проявляется по-разному для общества, группы и личности. Однако источник социальных проблем остается неизменным, он коренится в социокультурной подсистеме общества. Это социальное неравенство, которое выражается в разнообразии потребностей и ценностей людей и форм их достижения.

С проявлениями неравенства связан целый ряд проблем в социальной сфере: уровень материального благосостояния, безработицы, социальной эксклюзии, или исключения (связанного с ситуацией, когда индивиды и группы лишены возможности пользоваться социальными правами, гарантированными международными и национальными правовыми актами) и пр.

Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социетальные проблемы. Они носят наиболее широкий, общечеловеческий и общецивилизационный характер и требуют для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества (например, проблема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле социальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.

На мезоуровне выделяют проблемы, возникающие в различных подсистемах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе, – социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности человека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному работнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в конкретной подсистеме общества. В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следующее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне.

Социальная проблема – это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом.

В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в поиске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социальная проблема имеет объективно-субъективную природу – прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтомуследует выделять в ней три основных элемента:

люди, которые оценивают ситуацию как проблемную;

социальные условия, в которых проблема возникла;

деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.

В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда общество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловливают характеристики группы и социума (например, проблема индивидуальной предрасположенности к алкогольной зависимости).

Одна из основных проблем социальной работы связана с положением социально уязвимого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, поэтому в теории социальной работы в первую очередь уделяется внимание социальным проблемам, с которыми человек не может справиться самостоятельно и для решения которых ему требуется помощь профессионально подготовленного работника. Г.Бернлер и Л.Юнссон, специалисты в области социально-психологической работы, называют следующие причины, вследствие которых противоречие не разрешается человеком собственными силами: отсутствие мотивации для работы с проблемами целесообразным способом; неспособность решать проблемы; отсутствие возможностей.

Важно не только решить конкретную проблему клиента, но и усилить его умение преодолевать подобные проблемы впоследствии путем предоставления дополнительных возможностей, оказывая помощь в развитии способностей и мотивации. В то же время, рассматривая противоречия, возникающие на лично-стном уровне, специалист выявляет связанные с ними проблемы общества, которые требуют своего разрешения, и привлекает к ним внимание своей организации. Так как решение одних социальных проблем с неизбежностью вызывает появление других, важной задачей специалиста становится также предвидение новых проблем и осуществление усилий по их предотвращению и смягчению.

Специалист оценивает проблему на основе анализа конкретной ситуации и представлений о ней клиента, выдвигает цель деятельности по решению социальной проблемы, подбирает соответствующую технологию и методы, составляя программу деятельности, осуществляет ее, корректируя программу своих действий, и анализирует результаты. Очевидно, что для развития способностей клиента по решению его проблемы все этапы работы должны планироваться и осуществляться совместно субъектом и объектом. Кроме того, для решения проблем клиентов требуется привлечение соответствующих ресурсов.

Достижение целей и мобилизация ресурсов возможны лишь на основе последовательной деятельности по обеспечению социальных перемен. Она касается и клиента, и его социального окружения, и включает в себя формулирование цели по осуществлению изменений; производство знаний, т.е. информации, их обусловливающей; производство инструментария как техник и методов, обеспечивающих перемены; формирование стратегических планов деятельности специалистов; работу по осуществлению перемен и по их прогнозированию.

1.Возникновение 2. Осознание 3. Оценка 4.Целеполагание 5. Выбор технологии

проблемы объектом проблемы и методов

проблемы субъектом

10.Снятие 9. Коррекция 8. Анализ 7. Осуществление 6. Разработка

социальной программы степени программы программы

проблемы решения деятельности

проблемы

Рис. 3. Модель разрешения социальной проблемы клиента социальных служб

Следует отметить, что деятельность специалистов по решению социальных проблем является эффективной, если она одновременно осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях реальности. Так, решение текущих и перспективных проблем в социуме предотвращает появление и облегчает решение проблемы конкретного клиента и т.д., поэтому социальные проблемы необходимо рассматривать рационально и объективно. Это предполагает как описание состояния общества и его составляющих на основе статистических методов, так и изучение общественного мнения для выявления степени удовлетворенности людей тем, как решаются их проблемы в конкретном социуме.

В современной науке существует целый ряд теоретических подходов к социальным проблемам: структурно-функциональный, конфликтологический, психодинамический, ситуационный и др.Особенно активно в последние десятилетия развивается конструкционистский подход к социальным проблемам (М.Спектор, Дж.Китсьюз, Дж.Бест, Дж.Холстайн и др.), когда их рассматривают не как угрожающие обществу объективные условия, а как деятельность индивидов и групп, привлекающую внимание к этим обстоятельствам и требующую изменения социальных и индивидуальных ситуаций. Социальные проблемы конструируются путем предъявления судебных исков и жалоб в различные инстанции, проведения обследования общественного мнения, устных выступлений и публикаций и пр. Данный теоретический подход к социальным проблемам представляется предпочтительным в области социальной работы, так как внимание в нем сосредоточено на субъективной природе социальных проблем и на заинтересованных в их решении людях. В конструкционизме, помимо этого, содержится призыв к действию, нацеливающий общество на выявление разнообразных проблем и на изменение неблагоприятных для людей социальных ситуаций.

Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека.

Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей.

В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.

В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;

витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;

экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;

вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной .

В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внеш-ними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально-психологическими особенностями личности. Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности.

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пен-сионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. При работе с клиентом специалист анализирует трудную жизненную ситуацию и пытается совместно с ним выявить варианты решения проблемы и возможность реализовать наиболее оптимальный сценарий, оценивая в процессе деятельности достигаемые результаты.

Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:

по характеристикам субъекта – индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;

по возрастному критерию – ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;

по психологической реакции на ситуацию – ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;

по уровню адаптации к ситуации – ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.

№ 19. Особенности социальной работы как

Наши рекомендации