Социально-экономическая и политическая деятельность царизма в начале 18 века. Реформы ПетраI. Российская империя.
Вторая половина 17 века стала важным этапом в развитии российского общества. Страна шла к реформам. Царь Алексей это прекрасно понимал и осознавал. Почвой для реформ в стране являлся рост товарного производства в области сельского хозяйства, упорядочение торговли с иностранцами, формирование и развитие всероссийских ярмарок, развитие городов и городского посада вело к росту ремесла и появления мануфактур.
Усиление крепостничества, народные волнения требовали решительного вмешательства государства. Создание регулярной армии с иноземным строем, укрепление дипломатических отношений с рядом стран Европы. Наблюдается наплыв иностранцев, появление немецкой слободы.
Развивается образование и просвещение. Идет процесс переосмысления передовых идей о взаимодействии православия с католицизмом и протестантизмом. Появляются первые общеобразовательные школы. В Кремле при Чудовом монастыре в 1633г., основанная Филаретом “Патриаршая греко-латинская школа”. В 1649г. Ртищев устраивает школу для молодых дворян в Андреевом монастыре, где изучались греческий и латинский языки, риторика и философия. В 1665г. Симеон Выготский открывает школу в Заиконоспасском монастырем, где преподавалось светское образование, изучались латинский и греческий языки. В 1687г. в России появляется первое высшее учебное заведение в Новодевичьем монастыре (Никольская улица) Славяно-греко-латинская академия.
В России во второй половине 17 века наблюдается процесс падения престижа церкви. Причина — ликвидация попыток церкви поставить под свое влияние государственную власть. На практике же произошло подчинение церкви государственной власти. Вызывало отвращение и непристойное поведение церковников.
Церковь в России всегда ранее выступала против образования и просвещения; она была консервативной силой в государстве, а также выступала против проникновения инородных культур. Начинается падение влияния церкви.
Во второй половине 17 века начинается переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Теряет значение боярская дума и совет, становясь совещательными органами; они заменяются государственными органами.
В 1676г. 30 января Алексей Михайлович умирает. У него было 3 сына и 6 дочерей. Нарышкина подарила ему сына Петра и двух дочерей. Его сын Федор был болезненным, второй, Иван, был слабоумным.
После смерти Алексея Михайловича разгорается борьба за престол между Милославскими и Нарышкиными.
Молодой Петр любил Федора, а тот Петра и защищал его от Милославских.
Ближайшее окружение Алексея, в том числе Нарышкин и Артамон Матвеев, оказались в опале.
Федор приблизил к себе неродовитых дворян Лихачева, Языкова и др. В 1680г. Федор женился на Агафье Грушевской (она вскоре скончалась). А в 1682г. умирает и сам Федор.
В период правления Федора с 1676 по 1681г. велась война с Турцией. После был заключен с ней 20-летний мир. Причинами поражения в этой войне стала плохо вооруженная и неорганизованная армия, местничество.
Боярская знать теряла права на замещение важных государственных должностей по породе. На первое место выдвигаются деловые качества дворян, занимавших важные государственные посты в государстве.
В законодательной форме заключалась неограниченная власть царя. Прекращены Земские соборы. вся власть на местах сосредотачивается у приказов. Создается регулярная армия, которая используется для подавления восстаний и бунтов. Стрельцы не были в состоянии выполнять эти функции.
В 1680г. в российской армии насчитывался 41 солдатский полк численностью 61.888 человек, 26 рейтарских полков (кавалерия) численностью 30.477 человек. Боярское ополчение насчитывало 27.927 человек, а стрельцы — 20.000 человек.
На трон возвели сразу двух человек: слабоумного Ивана и 10-летнего Петра. С ними правила и Софья. Она подготавливала дворцовый переворот, опираясь на князя Голицына и Хованского. Петра же поддерживали Нарышкины.
30 апреля 1682г. в Москве вспыхивает бунт. Стрельцы ворвались в Кремль и удалили 16 полковников. 15 мая 1682г. Хованский с Софьей спровоцировали повторный бунт и убили Нарышкиных, Матвеева, Ивана Долгорукого, графа Ромадановского и Языкова на глазах Петра.
Власть сосредотачивается в руках Софьи. Но она попала под влияние стрельцов. С их подачи был казнен Никита Пустоцвет. Поссорившись с Хованским, Софья убивает его. Попытка стрельцов защитить Хованского провалилась. Софья теряет доверие сих стороны.
Петр I и Иван должны были взять власть в свои руки. Начинается борьба между Петром и Софьей за власть (на тот момент Петру было уже 17 лет).
В 1687г. Софья сделала попытку войти на престол, что ей не удалось.
Софья просмотрела угрозу, исходившую от петровских бывших Потешных полков, ставших опасной военной силой за годы. Этим воспользовался Петр, быстро противопоставив свою силу Софье.
В 1689г. произошла стычка между ними. Накануне стычки мать Петра Наталья задумала женить Петра на Лопухиной, что ей и удалось. 8 июля 1689г. в Москве состоялся Крестный ход, в котором приняла участие и Софья, хотя не имела на это право, как женщина. На замечание чиновников она не прореагировала. Петр тоже решил принять участие в крестном ходе, но, заметив в нем Софью, удалился.
Софья решила физически устранить Петра, выполнение чего было возложено на Шакловитого. Развязка наступила в ночь с 7 на 8 августа. Стрельцы по тревоге заняли Лубянку, но поскольку Петру стали заранее известны планы Софьи, то его в Москве не оказалось, он уехал в Троице-Сергиеву лавру. Когда Софье стало известно о бегстве Петра 9 августа, она решила сделать попытку примирения. Петр понял, что эта попытка Софьи была вызвана ее слабостью.
Софья поехала в Троице-Сергиеву лавру, но Петр не принял ее, поставив условием выдачу руководителей стрельцов, которые после передачи были казнены. В 1698г. Софья была насильственно пострижена в монахи.
10 сентября 1689г. ПетрI вернулся в Москву и стал во главе государства.
Политика Петра I.
Поначалу вся власть сосредоточилась в руках родственников Петра I, поскольку сам он жил в селе Преображенском и продолжал заниматься военными и морскими делами. В 1694г., когда умирает мать Петра, он стал управлять государством.
Петр I сделал первую попытку пробиться к Черному морю и на Балтику. Низовья Волги и Дон были обжиты русскими, поэтому силы для подготовки похода на Азов были сосредоточены там. Первые три штурма оказались неудачными, после чего осада Азова была на время снята. Петр решил построить флот около Воронежа и, затем спустившись по Волге, захватить Азов. Уже в 1696г. флот направился к Азову, а 10 июля крепость была взята, была также захвачена и Керчь. После этого Петр произвел себя в капитаны.
После взятия Азова Петр I предложил найти деньги на постройку Российского Флота. Он послал дворянских детей в Голландию, Венецию и Англию для обучения будущие морские кадры.
В верховных кругах власти складывается заговор против Петра, который возглавил Циклер (входили в заговор Соковкин, Михаил Пушкин — пращур Александра Сергеевича Пушкина, и некоторые другие. После раскрытия заговора, все, кроме Пушкина, были казнены.
Петр посетил Курляндию, Кенигсберг и другие страны, где вел тайные переговоры против Турции, а те подговаривали Петра против Швеции. После возвращения Петра в 1700г. начинается война России против Швеции за выход к Балтийскому морю. Начало войны сложилось неудачно, начиная с поражения под Нарвой. Все участники объединенной армии с Россией бежали с поля боя, только два полка, Семеновский и Преображенский, отбили все атаки неприятеля и спокойно отошли на новые позиции.
Сделав выводы из этого поражения, Петр решил создать армию, способную бить любые армии неприятеля, и Русский Флот.
13 мая 1703г., завоевав берега Невы, Петр решил основать там город, назвав его Петербург.
Война со Швецией продолжалась 21 год, окончившись победой русского оружия. После войны Балтийские берега окончательно возвратились России.
Россия в начале 19 века.
Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненнонеобходимых институтов страны.
В жизнь вторгаются капиталистические отношение. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда. Это вызывало удорожание производства, продукции и рот цен. Рост цен на отечественную продукцию открывал путь для более дешевой промышленности и сельского хозяйства европейских стран на российский рынок. Конкурентная борьба вела к разорению российского предпринимательства.
С другой стороны, обилие незаселенной территории создавало предпосылки для дальнейшего экономического развития России, но крепостное хозяйство являлось той преградой, которая вела к кризису перепроизводства. Крепостное право мешало развитию.
1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.
2).Ослабляется прикрепление крестьян к земле в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся в системе отходничества.
3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.
4).Наблюдается падение производства барщинного труда, что вызвало задолженность помещиков перед государством.
5).Переход в отдельных хозяйствах на интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение сельскохозяйственных машин, элитных сортов в растениеводстве и т.д.).
6).Происходит рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.
В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических мануфактур, основанных на использовании вольного труда. В 30-40-е года в России начинается промышленный переворот — систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).
В первой половине 19 века наблюдается индустриальный рост городов, таких как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатенринослав. Рост населения городов в 2-2,5 раза превышает рост населения.
В России появляются новые виды транспорта: в 1815г. появляется первый пароход “Елизавета”; к 1825г. было построено 367 верст шоссейных дорог; в 1837г. была открыта первая железная дорога Санкт-Петербург — Царское село, а в 1843-51 годах построена железная дорога, связывающая Москву и Северную Пальмиру (Петербург).
Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары. Если в начале 19 века вывозили 19,9 млн. пудов хлеба, то в 60 года вывозилось уже 69 млн. пудов.
Этот процесс первоначального накопления капитала виден и в развитии средств производства, на фабриках и заводах все больше применяется машинная техника.
Если в европейские государства создавали свое экономическое могущество за счет ограбления колоний, то в России рост капитала шел за счет системы откупов, внешних займов. Россия неотвратно шла к капитализму и отмене “тормоза” — крепостного права.
Внутренняя политика.
Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке. Великая Французская революция и последующие за ней Наполеоновские войны и революции в Испании, Неаполитанском королевстве, Пьемонте, революция в Бельгии, Германии, войны за независимость в Латинской Америке не могли не отразиться на России.
Созданный в 1815г. после поражения Наполеона Священный Союз — это первая международная монархическая организация, направленная на сохранение монархических режимов управления странами. Общество явилось плодом реакции на развитие революционного движения.
Но в начале 19 века стало ясно, что старая система управления себя отжила, необходимы реформы, направленные на ликвидацию уродливых проявлений крепостничества, на обновление государственного строя, политических институтов, системы образования.
Александр I был воспитан вольнодумцем, адвокатом Фредериком Лагарпом, который был знаком с идеями просвещения и революции. Он был мягким, но хитрым человеком.
Александр I, воспитанный Лагарпом, стал противником деспотизма в молодые годы, он часто советовался со своим воспитателем насчет управления государством. Александр I был убежден в необходимости реформ сверху, сделал ставку на прогрессивное дворянство, считал необходимым просвещения масс. Александр I создал “непременный совет” и “негласный комитет”(граф Строганов, кн. Чарторыжский, Новосельцев, граф Кочубей). Александр проводил реформы по крестьянскому вопросу, системе государственного управления, системы образования. Царь попытался освободить крестьян от крепостной зависимости, но члены негласного комитета не поддержали его. Они считали проведение реформы несвоевременным и опасным в связи с непросвещённостью крестьян. Но были изданы указы, призванные смягчить крепостничество. Также был издан указ о вольных хлебопашцах. Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по особому договору. Но за 25 лет царствования АлександраI получили свободу лишь 47.000 крестьян.
С 1801г. указом разрешалось недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) приобретать ненаселенные земли и вести на ней свое хозяйство с использованием наемного труда.
С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.
Россия была в эти годы безграмотной страной. Развитие народного хозяйства тормозилось отсутствием образованных людей. Даже губернаторы порой были неграмотны. Реформой 1803-04 годов была создана единая система просвещения от начальной школы до университета. Создана четырехступенчатая система образования:
1).Приходские одно-классные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону божьему;
2).Трехлетние уездные школы;
3).Шестилетние губернские гимназии;
4).Университеты.
К университету приравнивался Царскосельский и Демидовский (в Ярославле) лицеи, высшие школы, Институт путей сообщения, Горный институт, военные училища и академии.
В 1804г. был принят цензовый устав. Это был наиболее демократичный устав, однако на практике не все проходило так гладко, как кажется.
При Александре I происходит преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти. В стране вводится министерства, административное управление. Учреждалось министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения коммерции, военное и морское. Судебные функции у министерств были изъяты.
В 1809г. засвечивается проект преобразования власти Сперанского. В основе проекта лежит принцип разделения властей при независимой судебной власти. Согласно проекту, политические права должно было получит средне сословие — буржуазия. В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа. На местах должны быть созданы выборные думы. Александр I признал проект удовлетворительным и полезным, но против выступили сановники России, и проект был отклонен. В 1810г. был лишь создан государственный совет, члены которого назначались царем. Особую ненависть со стороны правящих кругов к проекту Сперанского вызывал его проект финансовой реформы, в котором говорилось, что налоги должны платить все сословия.
После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права.
После смерти Александра I в 1825г. произошло восстание декабристов.