Правительственная статистика
В пореформенные годы практическую статистику представляли далеко не равноценные по объему, качественному уровню и значению работы правительственной статистики, земской статистики и статистики частнохозяйственных объединений.
Организация правительственной статистики, сложившаяся в 60-х годах XIX в. – сохранялась на протяжении всего пореформенного периода, вплоть до Октябрьской социалистической революции. Правительственная статистика велась Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел (ЦСК МВД) и ведомствами. ЦСК занимался преимущественно вопросами статистики населения и некоторыми вопросами хозяйственной статистики. В 1863 г. было введено новое положение о статистическом учреждении, в соответствии с которым был создан методологический орган правительственной статистики – Статистический совет. Но он не стал центром руководства статистическими работами, а выполнял лишь рекомендательные функции. С 1864 по 1875 г. ЦСК возглавлял Петр Петрович Семенов, с 1906 г. – Семенов-Тянь-Шанский (1827–1914) – известный географ, экономист, статистик, инициатор создания ЦСК (1857), член-эксперт редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 г. С 1875 по 1897 г. П.П. Семенов был председателем Статистического совета. В 1870 г. по его инициативе состоялся съезд статистиков правительственных органов – единственный в дореволюционной России. С именем Семенова связан расцвет деятельности русской административной статистики. Он участвовал в работе Международного статистического конгресса, председательствовал на его 8-й сессии, проходившей в Петербурге (1872), где выступил с докладом об организации и проведении народных переписей. П.П. Семенов был активным членом Русского географического общества, которое оказало большое влияние на развитие статистики в стране.
ЦСК МВД состоял из 17 членов, которые должны были собирать, обрабатывать и ежегодно публиковать данные губернских, областных и городских статистических комитетов. ЦСК готовил статистические данные для распределения земских повинностей; разрабатывал и печатал статистические данные других ведомств и в свою очередь предоставлял им данные ЦСК; осуществлял статистические работы по поручению МВД или по решению Статистического совета.
Местными органами правительственной статистики являлись губернские статистически комитеты. Основная работа их состояла в получении разнообразных статистических сведений о губерниях, которые включались в годовые отчеты губернаторов как приложение. Собирались данные о населении и его естественном движении (по каждому городу и уезду), количестве скота, посевах и урожае хлебов, фабриках и заводах, преступлениях. Все эти сведения губернские статистические комитеты получали от местных административных органов, от волостных правлений. Особенно широкими были полномочия по сбору данных у полицейских чинов. Конечными поставщиками многих статистических данных были волостные писари, от добросовестности которых существенно зависела полнота и достоверность правительственной статистики.
Определенное влияние на работы правительственной статистики оказало создание в 90-х годах фабрично-заводской инспекции, которой, в частности, вменялось вести текущую статистику (отчетные данные о работе инспекции, данные по статистике труда, о несчастных случаях, стачках, составе рабочей силы и др.). Фабричные инспекторы привлекались также в качестве исполнителей при проведении отдельных статистических работ (например, промышленных переписей 1900 и 1908 гг.).
Работы правительственной статистики неравнозначны по своему масштабу и качеству. Наиболее высоким был уровень текущей статистики в 60–70-е годы. Об этом свидетельствует «Общий обзор записей, по ведомствам и главным управлениям Империи» (1867), подготовленный по решению Статистического совета. Он давал исчерпывающую картину текущей правительственной статистики России: перечень статистических сведений, собиравшихся административными учреждениями по шести основным разделам административной статистики. По каждому случаю получения сведений (ведения «записей») фиксировалось ведомство (учреждение), которое эти сведения получало, законодательное или административное распоряжение, на основании которого они представлялись, формы и круг сообщаемых сведений. Такого рода работа была необходима для разработки мер по улучшению административной статистики, устранению многократного параллельного учета одних и тех же фактов разными ведомствами, упорядочению законодательных распоряжений, относящихся к учету.
Своеобразный смотр работы существующей правительственной статистики представлял первый статистический сборник ЦСК «Статистический временник Российской империи» (1866). Он содержал сведения о территории, населении, промышленности, торговле, транспорте, народном образовании, уголовной статистике и др. Это был первый русский статистический ежегодник, (с 1905 г. – «Ежегодник России», с 1912 г. – «Статистический ежегодник России»).