Тема: «Культурное развитие страны и его противоречия
в 20-30-е годы»
План
1. Объективная необходимость преодоления культурной отсталости страны и политика партии в преобразовании сознания людей:
- проявления культурной отсталости большинства населения СССР;
- неграмотность, пережитки патриархального, средневекового сознания;
- цивилизованные потребности и задачи культурного развития страны;
- перестройка сознания советских людей; объективная необходимость, цели партийного руководства и их осуществление.
2. Ликвидация неграмотности, формирование советской интеллигенции:
- чрезвычайные формы борьбы с неграмотностью и реальные результаты;
- создание современной системы образования в стране;
- проблема обеспечения всех отраслей культуры, сферы управления и хозяйства дипломированными кадрами;
- развитие системы высшего и среднего специального образования в стране;
- социально-политическое положение интеллигенции в советском обществе.
3. Развитие советской науки, литературы и искусства в 20-30-е годы:
- советская наука – достижения и потери;
- литература и искусство в условиях построения социализма;
- коллективизация творческих работников, ее методы и последствия;
- советская урбанизация, ее влияние на культуру и ментальность советских людей.
Вопросы для дискуссии
1. Если бы в СССР не происходило строительство социализма, а старая Россия развивалась по наметившемуся до революции пути, нужно ли было бы ожидать форсированных темпов культурного развития страны?
2. Одна из первоочередных задач «культурной революции», объявленной ВКП(б), была формирование научного мировоззрения и коммунистического сознания людей, религиозное сознание рассматривалось как опасный пережиток, с которым повели беспощадную борьбу. Как повлияла эта борьба (положительно или отрицательно) на развитие духовной культуры и сознание советских людей?
3. Грамотность и кругозор населения быстро росли, но вместе с тем усиливалось манипулированное руководство общественным сознанием. По желанию руководителей огромное число людей активно включалось в борьбу с «правыми и левыми уклонистами» в различные движения. Чем это объяснить?
4. В годы гражданской войны и НЭПа российская интеллигенция понесла большие потери. В ходе «культурной революции» численность интеллигенции резко возросла. Как повлияли эти процессы на уровень культуры самой интеллигенции?
5. Довольно распространено суждение, что если бы не Октябрьская революция и не Советская власть, то большинство представителей современной интеллигенции не получили бы образования и остались бы на низких ступенях социальной лестницы. Насколько обосновано это суждение?
6. Уровень науки и техники во многом определял экономическую мощь страны и решение социальных задач, в чем заинтересовано советское руководство. Чем же объяснить широкие репрессии в среде научно-технических работников?
7. Творчество в литературе, искусстве предполагает широкую свободу и не терпит жесткой регламентации. В условиях тоталитаризма и культа вождя в литературе и искусстве было наоборот; максимум регламентации и минимум свободы. Как объяснить, что в таких условиях создавались шедевры духовной культуры мирового значения?
Темы докладов и рефератов
1. Парадоксы дореволюционной российской культуры.
2. Культура «национальная по форме и социалистическая по содержанию» - что это?
3. Средства, формы и методы манипулирования общественным сознанием в советском тоталитарном государстве.
4. Ликвидация неграмотности – народный порыв к свету современной культуры.
5. Форсированная подготовка советской интеллигенции. Плюсы и минусы.
6. Принципы «соцреализма» и «партийности» в литературе и искусстве. Их роль в развитии духовной культуры СССР.
7. Народное просвещение Башкирии в 20-30-е годы.
8. Медицинская наука и кадры в Башкирии в 20-30-е годы.
9. Литература и искусство Башкирии в 20-30-е годы.
Объясните понятия:«соцреализм», либерализация общественных отношений, ликбезы, рабфаки, секуляризация.
Портреты эпохи. Что вы о них знаете?А.В.Луначарский, А.С.Бубнов, А.М.Горький, А.Фадеев, А. Тагиров, В.Мухина, М.Булгаков, О.Мандельштам, В.Мейерхольд, М.Цветаева, А.Ахматова, И.Мичурин, Н.Вавилов, И.Павлов, К. Циолковский.
Исторический календарь
1918 г. – декрет о монументальной пропаганде.
1919 г. – декрет о ликвидации неграмотности среди населения России.
1930 г. – постановление ЦИК и СНК «О всеобщем обязательном начальном обучении».
1932 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Литература
1. Боффа Д. История Советского Союза. Т.1. –М.,1990.
2. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? –М.,1990.
3. Горинов М.М. и др. История России. XX век. Ч.III. –М.,1994.
4. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. –М.,1990.
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. –М.,1994. Гл.11-12.
6. Красильников С.А. Культурная революция и духовный прогресс /Историки спорят. –М.,1988.
7. Давлетшин Р.А. Великий перелом в судьбах крестьянства Башкортостана. –Уфа,1993.
8. История Отечества. 1921-1953: Хрестоматия. –М.,1992.
9. История России XX в. Курс лекций //Под ред. Б.В. Личмана. –Екатеринбург,1993.
10. История России (IX-XX вв.) /Под ред. Л.А. Терехова. –М.,2000.
11. Шубин О.Е. История России. –М.,2002.
СЕМИНАР № 13
Тема: «Советское тоталитарное государство»
План
1.Сущность и функции тоталитарного государства. Культ Сталина:
- основные характеристики тоталитарного государства;
- механизм функционирования советской модели тоталитарного государства;
- защитные органы тоталитаризма. Массовые репрессии;
- влияние тоталитаризма на экономическое, общественно-политическое, духовное развитие советского общества;
- культ личности Сталина, его проявление, влияние на жизнь общества. Объективные и субъективные причины культа.
2. Объективные и субъективные причины создания тоталитарного режима в стране:
- социально-политическая неразвитость большинства населения страны. Культурно-политическая отрасль;
- влияние индустриализации и коллективизации на формирование тоталитарного режима;
- деформация социальной структуры рабочего класса и крестьянства;
- социально-психологические последствия гражданской войны;
- деформационные процессы ВКП(б);
- влияние внешнеполитической обстановки на утверждение тоталитаризма в СССР.
Вопросы для дискуссии
1. Ленин и большевики, приходя к власти, обещали самую широкую демократию, самоуправление народа, жестокий контроль народа за чиновниками. Почему не удалось выполнить обещанное, и они скатились к самому жестокому диктату над своим народом?
2. Тоталитарное государство по своей сути антинародно. Чем объяснить, что в СССР оно существовало более полувека, проявляя очевидную прочность?
3. Массовые репрессии охватили множество невиновных и ценных для общества людей, от которых зависели успехи страны, а, следовательно, и прочность режима. Почему режим действовал, казалось бы, вопреки своим интересам?
4. В стране развенчали религиозный культ, в системе ценностей возобладал материализм, которому чужд всякий культ. В то же время утвердился и расцветал культ личности Сталина. Нет ли в этом противоречия?
5. Часто под культом личности понимают её непомерное публичное восхваление (например, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев). Достаточно ли это для подлинного культа личности?
6. Номенклатура – просто управленцы или советский господствующий класс.
7. Неизбежны ли репрессии при установлении и поддержании культа личности вождя?
8. Чем объяснить, что рабочий класс и крестьянство, поддержавшие в 1917 году свержение царской власти, не захотели или не смогли воспрепятствовать установлению тоталитарного режима в стране?
Темы докладов и рефератов
1. Социально-политические и экономические предпосылки установления тоталитаризма в СССР.
2. Карательные органы на службе тоталитаризма.
3. Массовые репрессии и их назначения в СССР.
4. Влияние тоталитаризма на менталитет советских людей.
5. Сталин – человек или политик?
6. Номенклатура и её роль в советском тоталитарном государстве.
7. Репрессии в Башкирии и их последствия.
Объясните понятия: номенклатура, массовые репрессии, тоталитаризм, культ личности.
Портреты эпохи. Что вы о них знаете?С.М. Киров, Г.Г.Ягода, Н.И.Ежов, Л.П.Берия.
Исторический календарь
1934 г. – начало массовых репрессий.
1936 г. – принятие новой Конституции СССР.
1937 г. – пик массовых репрессий в стране.
Литература
1. Боффа Д. История Советского Союза. Т.1. –М.,1990.
2. Борисов Ю.С. и др. Политические системы 20-30-х годов. О Сталине и сталинизме //Историки спорят. Т.1.–М., 1990.
3. Возвращенные времена. -Уфа, 1991.
4. Волкогонов Д.А. Сталин. –М.,1991.
5. Волкогонов Д.А. Сталинизм: сущность, генезис, эволюция //Вопросы истории, 1992. №3.
6. Восленский М. Номенклатура. –М., 1991.
7. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? –М.,1990.
8. Горинов М.М. и др. История России. XX век. Ч.III. –М.,1994.
9. История Отечества. 1921-1953: Хрестоматия. –М.,1992.
10. История России XX в. Курс лекций //Под ред. Б.В. Личмана. –Екатеринбург, 1993.
11. История России (IX-XX вв.) /Под ред. Л.А. Терехова. –М.,2000.
12. Мэтьюз М. Становление системы привилегий в советском государстве //Вопросы истории, 1992. №2-3.
13. Шубин О.Е. История России. –М., 2002.
СЕМИНАР № 14
Тема: «Великая Отечественная война. Послевоенное пятилетие»
План
1. Предвоенная внешняя политика СССР. Поражение Красной Армии в начале войны и их причины:
- внешние политические просчеты Советского руководства и их влияние на развязывание войны;
- поражение Красной Армии, их масштабы и его потери;
- фактор внезапности нападения и его причины;
- состояние командных кадров;
- отставание в техническом оснащении армии;
- ошибки командования в начале войны.
2. Великая победа её истоки и её цена:
- перестройка управления страной, мобилизация ресурсов, героизм и самоотверженность народа.
3. Послевоенная экономика. Новые волны репрессий:
- восстановление хозяйства – мирный подвиг народа;
- новые волны репрессий, причины и последствия;
- борьба власти с деятелями культуры и учеными.
Вопросы для дискуссии
1. Были ли предпосылки для того, чтобы предотвратить развязывание мировой войны в 1939 году?
2. Военно-политическая целесообразность и реальные последствия «Пакта о ненападении» между СССР и фашистской Германией 1939 года».
3. Сталин И.В., «по природе недоверчивый», имел обширную и достоверную информацию о подготовке нападения Германии на СССР. Чем объяснить его слепое доверие гитлеровскому руководству в июне 1941 года?
4. Сталин И.В. и его окружение знали о надвигающейся угрозе войны, проявляли заботу об укреплении вооруженных сил. Как объяснить массовые репрессии высшего командного состава накануне войны, которые ослабляли армию?
5. Какую роль сыграло ВКП(б) в достижении победы (положительную или отрицательную), если принять во внимание крупные военно-политические, стратегические и тактические ошибки партийного руководства, повлекшие огромные людские и материальные потери, и то, что партийные организации всех уровней проделали огромную работу по мобилизации всех ресурсов на оборону страны, а коммунисты и на фронте, и в тылу были в первых рядах и несли значительно большие потери, чем беспартийные?
6. Сталина И.В. считали (и сейчас иногда считают) подлинным организатором победы в Великой Отечественной войне на том основании, что он занимал все высшие военные, государственные и партийные посты. На сколько верно или ошибочно это суждение?
7. После войны промышленность, большинство городов и сел были восстановлены в кратчайшие исторические сроки. Чем это объяснить?
8. Победа в Великой Отечественной войне и успешное восстановление промышленности после войны рассматривались как неопровержимое свидетельство преимущества социализма, правильность курса ВКП(б) и её огромной организаторской работы. На сколько верно или ошибочно это суждение?
Темы докладов и рефератов
1. Военно-политическая целесообразность и реальные последствия предвоенной внешней политики советского руководства.
2. Внезапность нападения 22 июня 1941 года. Причины и последствия.
3. Уничтожение собственных командиров. Причины и их последствия.
4. Все для фронта, все для победы (мобилизация ресурсов страны на оборону).
5. Партизанское движение и его вклад в победу.
6. Советская медицина в Великой Отечественной войне.
7. Башкирия в Великой Отечественной войне. Полководцы Победы.
8. Восстановление хозяйства страны – мирный подвиг народа.
9. Новые волны репрессий. Причины и цели.
Объясните понятия:фашизм, оккупация, план «молниеносной» войны, «второй фронт», ленд-лиз, партизанское движение, депортация, «холодная война», борьба с космополитизмом и вольнодумством, «Ленинградское дело», «дело врачей».
Портреты эпохи. Что вы о них знаете?Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Роккосовский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.А.Мерецков, А.Матросов, М.Губайдуллин, М.Гареев, Т.Кусимов, М.Шаймуратов, М.Сыртланова, К.Симонов, В.Лебедев-Кумач, М.Исаковский, Ю.Левитан, А.Шикльгрубер (Гитлер), Муссолини, У. Черчилль, Ф.Рузвельт, Шарль де Голль, Д.Эйзенхауэр, В.М. Молотов, Н.А.Булганин, Л.П.Берия, Т.Д.Лысенко, С.П.Королев, И.В.Курчатов, А.Н.Туполев.
Исторический календарь
1939 г., 23 августа – заключение советско-германского пакта о ненападении.
1939 г., 1 сентября – нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны.
1939 г., 28 сентября – подписание советско-германского договора «О дружбе и границах».
1939 г., 30 ноября – 1940 г., 12 марта – Советско-финская война.
1940 г. – включение в состав СССР Литвы, Латвии, Эстонии, Бесарабии.
1941 г., 22 июня – нападение Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны.
1941 г., август – депортировано более 1 млн. немцев Поволжья.
1941 г., сентябрь-декабрь – битва за Москву.
1942 г.,17 июля – 1943 г., 2 февраля – битва за Сталинград.
1843 г., 5-12 июля – Курская битва.
1943 г., 28 ноября – 1 декабря – Тегеранская конференция.
1943-1944 гг. – массовые депортации карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар.
1944 г. – открытие второго фронта.
1945 г., 4-11 февраля – Ялтинская конференция.
1945 г., 9 мая – день Победы СССР над фашистской Германией.
1945 г.,9 августа – 2 сентября – война СССР против Японии. Конец Второй мировой войны.
1945 г., июль-август – Потсдамская конференция.
1945 г., 6 и 9 августа – атомная бомбардировка американцами Хиросимы и Нагасаки.
1946-1947 гг. – засуха и голод в СССР.
1947 г. – денежная реформа, отмена карточной системы.
1948 г. – начало компании борьбы с «космополитизмом», «ленинградское дело».
1948 г. – сессия ВАСХНИЛ, разгром советской генетики.
1949 г. – испытание атомной бомбы СССР.
1949 г. – подписание Североатлантического пакта (НАТО).
1953 г. – дело врачей.
5 марта 1953 г. – смерть И.В.Сталина.
Литература
1. Араловец Н. Людские потери во второй мировой войне//Отечественная история, 1996. №3.
2. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Сб. документов и материалов. –Уфа, 1995.
3. Боффа Д. История Советского Союза. Т.1. –М.,1990.
4. Васильев А. Имелись ли объективные причины поражения Красной Армии в 1941 году? //Вопросы истории, 1994. №4.
5. Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. –М.,1985.
6. Верт Н. История Советского государства. –М.,1992.
7. Волкогонов Д.А. Сталин. –М.,1991.
8. Вторая мировая война в воспоминаниях У.Черчилля, Ш.де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. –М.,1990.
9. Гиренко Ю.С. Сталин – Тито. –М.,1991.
10. Гринцберг Л. Советско-германский пакт: замысел и его реализация //Отечественная история, 1996. №3.
11. Данилов В. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность //Отечественная история, 1995. №3
12. Европа между миром и войной. 1918-1939. –М.,1992.
13. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964 гг. –М.,1993.
14. Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны (1945-1946) //Свободная мысль,1991. №6.
15. История Отечества. 1921-1953: Хрестоматия. –М.,1992.
16. История России XX в. Курс лекций //Под ред. Б.В. Личмана. –Екатеринбург,1993.
17. История России. XX век /Отв. ред. В.П. Дмитренко. –М.,1997.
18. История России. XX век /Под ред. А.Н. Сахарова. –М.,1996.
19. Камал Ф. О некоторых причинах поражения Красной Армии в начале ВОвойны //Россия в XX веке. –М.,1994.
20. Кирсанов Н. Национальные формирования Красной Армии в ВОвойне //Отечественная история, 1995. №4.
21. Кнышевский П. Государственный комитет обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов //Вопросы истории, 1994. №2.
22. Кулиш В.И. Об уроках и праве истории //Страницы истории советского общества. –М.,1989.
23. Молодняко В. Начало Второй мировой войны: некоторые геополитические аспекты //Отечественная история, 1997. №5.
24. Новейшая история Отечества. XX.век. Учебник для вузов /Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. -М.,1998. Т.1.
25. Объективные причины поражения Красной Армии в 1941 году? //Вопросы истории, 1994. №4.
26. Оглашению не подлежит. СССР-Германия. 1939-1941 гг. Документы и материалы. –М.,1991.
27. Павленко Н.Г. На первом этапе войны //Страницы истории советского общества. –М.,1989.
28. Панов В.П. Это было. О тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны. –М.,1990.
29. Пережогин В. Партизаны и население (1941-1945 гг.) //Отечественная история, 1997. №6.
30. Попов В.П. Крестьянство и государство (1945-1953). –Париж, 1992.
31. Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945-март 1953): Сборник документов. –М.,1993.
32. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции //Кентавр,1991. №10-12.
33. Самсонов А.М. Знать и помнить. Диалог историка с читателем. –М.,1989.
34. Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. –М.,1995.
35. Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. –М.,1991.
36. Тайна сталинской дипломатии /Под ред. М.И. Семиряги. –М.: Высшая школа,1992.
37. Тоталитаризм как исторический феномен. –М.,1989.
38. Шубин О.Е. История России. –М.,2002.
СЕМИНАР №15