Тема 5. Право международных организаций.
Тема 5. Право международных организаций.
1. Принципы деятельности и основные институты права международных организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.
2. Членство в международных организациях.
Тема 6. Организация Объединенных Наций (ООН).
- Понятие ООН, история создания, цели, структура.
- Совет безопасности.
- Генеральная Ассамблея.
- Секретариат.
- Экономический и социальный совет ООН
- Международный суд ООН.
Вопрос 4. Секретариат.
Секретариат и Генеральный секретарь. Секретариат ООН является главным административно-техническим органом, состоящим из Генерального секретаря ООН и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, принятой с применением принципа единогласия, сроком на пять лет с возможностью переизбрания на новый срок.
С января 1997 года Генеральным секретарем являлся Кофи Аннан (Гана), переизбранный на второй срок в 2001 году. До него Генеральными секретарями назначались Трюгве Ли (Норвегия, 1946-1953 гг.), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-1961 гг.), У Тан (Бирма, 1961-1971 гг.), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-1981 гг.), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-1991 гг.), Бутрос Бутрос Гали (АРЕ, 1992— 1996 гг.).
Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации. В этом качестве он осуществляет набор персонала Секретариата и обеспечивает персоналом органы ООН; песет ответственность за подготовку документов при изучении органами ООН различных вопросов, за составление и исполнение бюджета ООН; представляет ООН в ее отношениях с другими организациями и правительствами; предоставляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации и т.д.
Кроме этих функций, носящих в целом административно-технический характер, Генеральному секретарю, согласно ст. 99 Устава ООН, дано право доводить до сведения Совета Безопасности о ситуациях, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
На Секретариате лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования всех органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений. В его структуру входят департаменты, управления и другие подразделения, например департаменты по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, вопросам разоружения, международным экономическим и социальным вопросам и др.
В настоящее время общая численность Секретариата — около 15 тыс. человек. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Основными критериями при приеме на службу являются уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников, а также подбор персонала на «возможно более широкой географической основе» (ст. 101 Устава ООН). Государствам — членам ООН устанавливаются квоты, определяющие количество и уровень постов в Секретариате, которые могут быть заняты их гражданами. Порядок замещения вакантных должностей — конкурсный. Назначение сотрудников производится на основе системы постоянных (бессрочных) и срочных (на определенный срок) контрактов.
Сотрудники Секретариата разделены на четыре основные категории: руководящие сотрудники, специалисты, работники общих служб и работники полевой службы. Руководящее звено составляют заместители и помощники Генерального секретаря, директора и главные сотрудники. У этой категории сотрудников имеются два служебных ранга. Остальные категории делятся на пять служебных должностей (рангов).
Генеральная Ассамблея еще на своей 2-й сессии в 1947 году, указывая на международный характер Секретариата, подчеркивала необходимость «избегать неправомерного господства отдельной национальной практики».
В ее решениях отмечалось, что «политика и административные методы работы Секретариата должны отражать и в максимально возможной мере обогащаться за счет различных культур и профессиональной компетенции всех государств-членов» (рез. А/153/Ш).
Вместе с тем в комплектовании Секретариата ООН до сих пор сохраняются нерешенные проблемы. По-прежнему штаты в среднем и высшем звеньях укомплектованы в основном гражданами нескольких крупных стран. Почти 75 процентов сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты, что мешает ротации кадров, затрудняет приток молодых профессиональных сил, создает некое международное сообщество чиновников, интересующихся больше своим благополучием, чем задачами международной организации.
Начатая с приходом Кофи Аннана институциональная реформа Секретариата должна способствовать лучшей его организации и повышению эффективности. Основные параметры реформы изложены в документе «Обновление ООН: программа реформы. А/51/950/1997». Центральным ее звеном является перестройка работы Секретариата в пяти областях: мир и безопасность; экономические и социальные вопросы; сотрудничество в целях развития; гуманитарные вопросы; права человека. В первых четырех областях созданы исполнительные комитеты. Что касается вопросов прав человека, то они считаются межсекторальными и должны присутствовать в деятельности четырех исполнительных комитетов. Все подразделения ООН должны быть прикреплены к указанным ключевым областям.
Вопрос 6. Совет по опеке.
Устав ООН предусмотрел создание международной системы опеки, в которую должны были войти
- бывшие мандатные территории;
- территории, отторгнутые в результате Второй мировой войны от вражеских государств;
- территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.
В систему опеки были включены 11 территорий: часть Камеруна и часть Того, Танганьика (под управлением Великобритании), часть Камеруна и часть Того (под управлением Франции), Руанда-Урунди (под управлением Бельгии), Сомали (под управлением Италии), Новая Гвинея (под управлением Австралии), Западное Самоа и острова Микронезии — Каролинские, Маршалловы и Марианские (под управлением США), Науру (под совместным управлением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии).
Управляющие территориями под опекой государства (всего их было семь — Австралия, Бельгия, Великобритания, Италия, Новая Зеландия, США, Франция) заключили соглашения с ООН, в которых были определены условия опеки для каждой территории. Различались два типа подопечных территорий: не отнесенные к стратегическим районам и относящиеся к стратегическим районам (Микронезия под опекой США). В отношении первых функции опеки осуществлялись Советом по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи. В отношении стратегических районов главная роль принадлежала Совету Безопасности во взаимодействии с Советом по Опеке.
Численный состав Совета по Опеке не был определен в Уставе и зависел от количества управляющих держав. В соответствии со ст. 86 Устава ООН в Совет входили:
1) государства-опекуны;
2) постоянные члены Совета Безопасности, не управляющие территориями под опекой;
3) такое число государств, избираемых на трехлетний срок, которое необходимо, чтобы уравнять первые две группы государств.
С учетом этих критериев численный состав Совета неоднократно менялся. Наибольшее число членов — 14 — было в период с 1955 по 1960 год. С 1975 года Совет состоит из пяти государств — постоянных членов Совета Безопасности.
Совет по Опеке выполнил возложенные на него по Уставу задачи: все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них — острова Палау — в 1994 году. В этой связи Советом было принято решение, что он должен созываться лишь по мере необходимости.
Вопрос о будущем Совета обсуждался на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи и в Специальном комитете по Уставу ООН и усилению роли Организации. Среди внесенных предложений — превращение этого органа в Совет по правам человека, в Совет по окружающей среде и развитию и др.
Тема 5. Право международных организаций.
1. Принципы деятельности и основные институты права международных организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.
2. Членство в международных организациях.