Общая характеристика и этапы становления

Н.Н.Арзамаскин,

зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ

Новый федерализмв России не укладывается в привычные рамки и

конструкции, разработанные в отечественной и мировой юридической и политической науке. Попытки воспользоваться опытом советской власти также терпят неудачу. Дело все в том, что современная действительность отвергает партийно-государственные модели управления. Не подходят и схемы классического западного федерализма.

Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во мно­гих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением феде­рализма в России, можно выделить три этапа, характеризующие сущест­венные изменения общественного и государственного строя.

Так, на первом этапе (примерно1991 ~1993 гг.) складывались поли­тические и идеологические предпосылки федерализма. К этому времени относится переворот в общественной идеологии, направленный на макси­мальный учет национальных интересовРоссийского общества в целом и составляющих егонародов, создание условий для их свободного нацио­нально-культурного развития, языка, традиций, религий и т.д. Проявление данного этапа состояло в перераспределении предметов веденияи полно­мочий между Центром и субъектами Федерации.

На втором этапе, начавшемся с принятия Конституции Российской Федерации, произошло укрепление правовой основы российского федера­тивного государства (примерно 1993 - 1997 гг.).

За последующие пять лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года сформирована новая страница в отечественной го­сударственности, которая характеризуется совершенно иными вертикаль­ными и горизонтальными связями. Реализованы особо статусные (Респуб­лика Татарстан) и просто договорные (Республика Башкортостан) отноше­ния между государствами и народами.

Вариант многообразия национально-территориальногоустройствафедеративного государства выглядит самым трудным и самым предпочти­тельным с точки зрения отказа от насилия, принуждения, с позиции опти­мального учета особенностей народа, территории, историческихи куль-

турных традиций, свободного самоопределения и иных демократических ценностей.

Проходятакой путь развития,можно достичь баланса интересов Центра и субъектов Федерации, осуществить разумное распределение полномочий.

И, наконец, третий этап (начиная с 1997 года) характеризуется поис­ком новых отвечающих времени путей укрепления федеративного устрой­ства. Основная цель этого периода - создание стройной и результативной модели, рассчитанной на стабильное функционирование.

В теории государства существует множество концепций, опреде­ляющих ту или иную модель федерализма. Одно время предлагалась кон­цепция смешанной национально-территориальной федерации, в которую на равных правах вошли бы и территориальные единицы («штаты»). Далее было предложено ввести в России дореволюционную систему деления страны на ведомственные округа (военные, судебные, таможенные, учеб­ные и т.п.). Предлагалось создание в качестве территориальных субъектов государственного устройства России республик - земель, которым предла­галось придать статус, одинаковый с национальными республиками, Су­ществовало также предложение о построении федерации на основе терри­ториального начала. Иные предлагают усилить процессы интеграции в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия («Сибирское соглашение», «Северо-запад», «Черноземье», «Большая Вол­га», «Центральная Россия» и др.), что, по их мнению, может создать объ­ективные условия для укрупнения субъектов Российской Федерации и формирования Федерации с однородным составом субъектов.

Своеобразие России столь уникально, что ни один исторический прецедент не может рассматриваться какдостаточно достойный опыт, ко- ' торый следует использовать Российскому государству.

Поиск оптимального пути формирования российского федерализма требует объединения усилий политологов, социологов, экономистов, юри­стов, научные исследования которых будут направлены на разработку критерия совершенствования эффективности деятельности федеративных и региональных органов власти; профессиональнуюоценку нормативно-правовых актов; анализ хода реализации федеральной и региональной по­литики и прогноз на дальнейшее развитие ситуации.


Наши рекомендации