Общая характеристика и этапы становления
Н.Н.Арзамаскин,
зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ
Новый федерализмв России не укладывается в привычные рамки и
конструкции, разработанные в отечественной и мировой юридической и политической науке. Попытки воспользоваться опытом советской власти также терпят неудачу. Дело все в том, что современная действительность отвергает партийно-государственные модели управления. Не подходят и схемы классического западного федерализма.
Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, можно выделить три этапа, характеризующие существенные изменения общественного и государственного строя.
Так, на первом этапе (примерно1991 ~1993 гг.) складывались политические и идеологические предпосылки федерализма. К этому времени относится переворот в общественной идеологии, направленный на максимальный учет национальных интересовРоссийского общества в целом и составляющих егонародов, создание условий для их свободного национально-культурного развития, языка, традиций, религий и т.д. Проявление данного этапа состояло в перераспределении предметов веденияи полномочий между Центром и субъектами Федерации.
На втором этапе, начавшемся с принятия Конституции Российской Федерации, произошло укрепление правовой основы российского федеративного государства (примерно 1993 - 1997 гг.).
За последующие пять лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года сформирована новая страница в отечественной государственности, которая характеризуется совершенно иными вертикальными и горизонтальными связями. Реализованы особо статусные (Республика Татарстан) и просто договорные (Республика Башкортостан) отношения между государствами и народами.
Вариант многообразия национально-территориальногоустройствафедеративного государства выглядит самым трудным и самым предпочтительным с точки зрения отказа от насилия, принуждения, с позиции оптимального учета особенностей народа, территории, историческихи куль-
турных традиций, свободного самоопределения и иных демократических ценностей.
Проходятакой путь развития,можно достичь баланса интересов Центра и субъектов Федерации, осуществить разумное распределение полномочий.
И, наконец, третий этап (начиная с 1997 года) характеризуется поиском новых отвечающих времени путей укрепления федеративного устройства. Основная цель этого периода - создание стройной и результативной модели, рассчитанной на стабильное функционирование.
В теории государства существует множество концепций, определяющих ту или иную модель федерализма. Одно время предлагалась концепция смешанной национально-территориальной федерации, в которую на равных правах вошли бы и территориальные единицы («штаты»). Далее было предложено ввести в России дореволюционную систему деления страны на ведомственные округа (военные, судебные, таможенные, учебные и т.п.). Предлагалось создание в качестве территориальных субъектов государственного устройства России республик - земель, которым предлагалось придать статус, одинаковый с национальными республиками, Существовало также предложение о построении федерации на основе территориального начала. Иные предлагают усилить процессы интеграции в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия («Сибирское соглашение», «Северо-запад», «Черноземье», «Большая Волга», «Центральная Россия» и др.), что, по их мнению, может создать объективные условия для укрупнения субъектов Российской Федерации и формирования Федерации с однородным составом субъектов.
Своеобразие России столь уникально, что ни один исторический прецедент не может рассматриваться какдостаточно достойный опыт, ко- ' торый следует использовать Российскому государству.
Поиск оптимального пути формирования российского федерализма требует объединения усилий политологов, социологов, экономистов, юристов, научные исследования которых будут направлены на разработку критерия совершенствования эффективности деятельности федеративных и региональных органов власти; профессиональнуюоценку нормативно-правовых актов; анализ хода реализации федеральной и региональной политики и прогноз на дальнейшее развитие ситуации.