Глобальные проблемы современности. Исходя из развитости современного общества в технико-технологическом отноше-
Исходя из развитости современного общества в технико-технологическом отноше-
нии, его зачастую называют технотронным, но высокий уровень развития техники имеет
как положительные, так и отрицательные стороны. Им обусловлены глобальные проблемы
современности. Глобальные (от лат. global – всеобщий) проблемы затрагивают интересы
всего человечества или значительной его части. Решение этих проблем возможно только
общими усилиями всего мирового сообщества.
К важнейшим глобальным проблемам относят:
– экологическую;
– демографическую;
– топливно-сырьевую;
– проблему третьей мировой войны;
– проблему «Севера и Юга» и некоторые другие.
Многие из них являются прямым следствием современного состояния техники и тех-
нологий производства. Однако решение этих проблем, как предполагают оптимистические
прогнозы, также возможно при помощи техники.
Глобальные проблемы современности прогнозировались еще на рубеже XIX–XX вв.
Представители «русского космизма» – философы Н. Федоров, К. Циолковский и В. Вернад-
ский – видели решение демографической и экологических проблем в освоении космического
пространства.
Глобальные проблемы остро заявили о себе в период после Второй мировой войны,
когда гонка вооружений, безудержное потребление природных ресурсов и прогрессирую-
щее загрязнение природной среды привели к возникновению особой области знания – тео-
рии глобальных проблем, или глобалистики, призванной выработать практические рекомен-
дации для решения глобальных проблем. Глобалистика учитывает множество социальных,
экономических и политических факторов и опирается на науки, связанные с изучением
жизни живых существ, а также земной поверхности: комплекс биологических дисциплин,
геология, геохимия, геофизика, почвоведение и др. Именно представители этих наук впер-
вые обратили внимание на отрицательные изменения, вызванные деятельностью человека.
Особое место в глобалистике занимает проблема исчерпаемости природных ресурсов.
Экономическая деятельность неуклонно ведет к тому, что все большее число природных
ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Пределом их
истощения может быть либо полное исчерпание запасов, либо ограничение, связанное с эко-
логической безопасностью, либо невозможность для общества платить за данные ресурсы
слишком высокую цену.
Не менее важным элементом теории глобальных проблем явилось осознание не только
ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества.
Речь идет о реальной возможности самоуничтожения человечества, что стало очевидным
с августа 1945 г., когда на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены первые
атомные бомбы. Накопленных на сегодня запасов ядерного оружия достаточно, чтобы уни-
чтожить планету не один раз, а многократно. Абсолютных гарантий того, что самоуничтоже-
ния человечества не произойдет ни при каких условиях, не может дать никто. Чтобы пред-
отвратить опасность, необходимо знать и не забывать о ее существовании. Ядерное оружие
выдвинуло на первый план задачу выживания человечества.
Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней
проблем технических. Поэтому человечество сможет выжить и развиваться дальше только в
случае, если претерпят изменения отношения людей к друг к другу и к природе. Западному
И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»
обществу будет поэтому полезно, а может быть, и необходимо воспринять элементы восточ-
ной философии с ее бережным отношением к природе.
Цивилизации Востока
Сторонники локально-исторического подхода к цивилизации нередко и современные
цивилизации делят на западные и восточные. Первые условно объединяются с их историче-
скими предшественницами под понятием Запад. Вторые – Восток.
Восточная цивилизация (Восток) имеет длительную историю развития, она древнее
западной, ведет начало от Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др.).
Различия между западной и восточной цивилизациями и путями их развития наметились
еще в глубокой древности, окончательно сложились в Средние века и в Новое время, когда
страны Азии прилагали усилия к самоизоляции, пытаясь сохранить самобытность и непо-
вторимость. И это понятно, особенно в XVII–XVIII вв., ведь развитые страны Запада в эпоху
абсолютизма проводили имперскую, захватническую, колониальную политику. Но даже и в
это время западная и восточная цивилизации всегда испытывали взаимное влияние. Запад-
ная цивилизация выступала более агрессивной и нетерпимой. Тем не менее Восток сохранил
свои особые черты, обусловленные традиционными религией и философией. По религиоз-
ному принципу восточные цивилизации принято подразделять на арабо-исламские, китай-
ско-конфуцианские и индо-буддистские. Существует и другая классификация современных
восточных цивилизаций в зависимости от уровня развития и интеграции в мировое сообще-
ство. В этом случае выделяют:
– страны, в экономическом и политическом развитии сравнявшиеся с индустриаль-
ными западными странами (Япония, Южная Корея);
– страны, которые, подвергаясь влиянию Запада, сохраняют восточную самобытность
(Индия, Турция, Египет и др.);
– страны, замкнувшиеся в традиционной модели развития (большинство африканских
стран, Камбоджа, Бирма и др.).
Среди 6 миллиардов жителей планеты один миллиард – это граждане наиболее про-
мышленно развитых стран, таких как США, Япония, Великобритания, Франция, Италия,
Швейцария и др. Их в совокупности называют иногда «золотым миллиардом». Они поль-
зуются львиной долей природных богатств планеты. 60 % ресурсов находится в руках 6 %
землян, большинство которых живет в США. Это неравенство не обусловлено, как можно
видеть, прямо противостоянием Запада и Востока, однако если оно в дальнейшем будет
усугубляться, то протест возникнет именно в странах Востока, густонаселенных и испыты-
вающих давление социальных проблем. Этот протест может приобрести форму вооружен-
ного конфликта, что чревато обострением отношений между отдельными государствами и
целыми регионами планеты. Выход из создавшегося положения – в отказе от безудержной
гонки производства и потребления в богатых странах Запада и Востока в пользу справедли-
вого распределения ресурсов и продуктов производства между всеми странами и народами
мира под контролем международных организаций.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные и ныне применяемые философами, историками, социологами и
культурологами подходы к описанию исторических явлений и процессов?
2. В чем состоит суть цивилизационного подхода к истории? Назовите его основопо-
ложников.
3. Кем и когда разрабатывался формационный подход к историческому процессу?
Каковы особенности этого подхода?
4. Какие критерии кладутся сегодня в основу типологии (классификации) цивилиза-
ций?
5. Как вы понимаете суть выражения «Периодизация исторического процесса»? Как
связаны периодизация и основные подходы к описанию исторических процессов и явлений?
6. Что общего у цивилизаций Древнего мира с более поздними локальными цивилиза-
циями?
7. Перечислите основные различия античной и древневосточных цивилизаций.
8. Каковы отличительные особенности европейской Средневековой цивилизации?
9. В чем состоят отличительные особенности индустриальной цивилизации? Когда и
при каких обстоятельствах она начинает трансформироваться в информационную?
10. Перечислите основные глобальные проблемы современности.