Тема 10. Государственное регулирование социальной сферы
В современном мире роль социальной сферы весьма высока для каждого государства. Она составляет одну из фундаментальных основ экономического благополучия нации. Дело в том, что возможности поступательного развития экономики напрямую связанны с качественным развитием созидательных способностей человека. Определяющее влияние на качество рабочей силы оказывает образование, ее профессиональная подготовка. Важную роль в ее формировании выполняет здравоохранение, культурное обслуживание, все те сферы деятельности, которые формируют человеческий капитал.
Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. Можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы.
С точки зрения экономического подхода, социальную сферу традиционно определяют как сферу услуг, непроизводственную сферу удовлетворения материальных и духовых потребностей, взаимосвязанную совокупность функциональных комплексов народного хозяйства, деятельность которых направлена на обеспечение высокого качества жизни населения (Л.В.Агапова, Б.М.Генкин, Н.П.Гуляева, Л.Ш.Лозовский, Ю.Ю.Отварухина, К.Ф.Пузыня, Б.А.Райзберг, Е.Б.Стародубцева).
С позиций философии под социальной сферой подразумеваются отношения между людьми, общественными образованиями по поводу формирования и удовлетворения насущных потребностей, обеспечивающих воспроизводство человека (Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов, В.Н. Шевченко).
Для целей правового регулирования понятие социальной сферы определяется как совокупность публичных услуг, направленных на обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина РФ. Поскольку человек в Российской Федерации объявлен высшей ценностью, целью деятельности государства является обеспечение высокого качества жизни населения страны. Достижение указанной цели - задача социального государства, которая декларируется в ст. 7 Конституции РФ.
Обобщающим показателем развития социальной сферы является рост уровня и качества жизни населения.
В современной экономике социальная сфера выступает важнейшим объектом регулирования со стороны государства.
Одним из направлений регулирования социальной сферы являются государственные социальные программы, которые принимаются на всех уровнях управления и направлены на ускорение решения проблем социальной направленности, удовлетворение потребностей населения и укрепления позиций на определенном социальном уровне.
Условно социальные программы можно подразделить на два основных вида:
1) программы государственной помощи, предоставляемой тем, кто слишком беден, чтобы получить квалификацию. Они осуществляются в виде денежных пособий или оплаты строго определенных товаров и услуг(натуральные пособия). В США наиболее известна программа медицинской помощи, которая покрывает расходы бедных на медицинское обслуживание. Большинство пособий (примерно 65 %) предоставляются не деньгами, а товарами и услугами;
2) программы социального страхования, по которым помощь оказывается пенсионерам по возрасту, инвалидам, безработным и больным. Их можно назвать программами для среднего класса, потому что именно представители среднего класса являются основными получателями таких пособий, которые выплачиваются не по нуждаемости, а исходя из того, что получатели отвечают оговоренным требованиям, например, достигают определенного возраста.
Кроме того, с целью улучшения положения в социальной сфере Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ выступал с инициативами в 2005-м[13], 2006 гг.[14], которые нашли свое выражение в реализации ряда приоритетных национальных проектов, основная задача которых состояла в том, чтобы определить приоритетные направления, на которых следует сосредотачивать совместные усилия органов власти разного уровня иерархии, повышать их ответственность и самостоятельность в решении вопросов, связанных с повышением качества жизни населения, в пределах их компетенций.
Ведущую роль в регулировании социальной сферы играют социальные стандарты, которые позволяет решить следующие задачи:
- подготовить методологическую базу для эффективного определения социальных расходов,
- обеспечить экономические основы для формирования единого социального пространства,
- создать реальные условия для оценки качественных параметров социального развития.
Сегодня в России установлены минимальные государственные социальные стандарты. Это единые на всей территории РФ требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для реализации основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции РФ; упорядочивания и совершенствования межбюджетных отношений между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объемов финансирования отраслей социальной сферы на очередной финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетное финансирование позволяет государству выполнить взятые на себя социальные гарантии.
Однако средств, выделяемых на финансирование социальной сферы из бюджета, недостаточно, поэтому важным дополнительным каналом финансирования становится бизнес. Это связано с тем, что большая часть населения, будучи наемными работниками, осуществляют свою трудовую деятельность в частном секторе, который по мере перехода к инновационному развитию становится все больше заинтересованным в более качественных человеческих ресурсах. Повышение качества человеческого капитала во многом зависит от обеспеченности большей части трудовых ресурсов социальными услугами. Поэтому бизнес-структуры заинтересованы, как минимум, в локальном финансировании соответствующих отраслей социальной сферы, которые обеспечивают социальными услугами занятых в этих бизнес-структурах граждан. При этом следует отметить, что такой канал финансирования представляет собой наиболее оптимальный вариант по сравнению с бюджетным финансированием, так как точнее оцениваются потребности в социальных услугах и потребности в финансовых ресурсах.
Таким образом, в современных условиях социальная сфера должна функционировать на основе механизма многоканального финансирования. С одной стороны, государство должно определять направления развития и берет на себя определенную социальную ответственность за социальное развитие общества. Это достигается за счет бюджетного финансирования. С другой стороны, должна повышаться значимость частного финансирования. Во-первых, по мере социального развития возникает спрос на новые социальные услуги, которые не являются социально значимыми и которые позволяют удовлетворить предпочтения более высокого уровня по сравнению с социальными потребностями в рамках социальных гарантий государства. Во-вторых, существует тенденция роста спроса на услуги высокотехнологичной медицинской помощи и более качественного образования. В-третьих, в настоящее время происходит процесс индивидуализации услуг вообще и социальных услуг в частности, что увеличивает цену на оказываемые услуги.
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Выполнение учебного плана осуществляется при помощи проведения лекционных и практических занятий.
Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по соответствующей теме, раскрывать состояния и перспективы развития рассматриваемых вопросов, концентрировать внимание студентов на наиболее сложных узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Практические занятия проводятся с целью углубленного освоения материала лекций и выработки навыков в решении практических задач. Главным содержанием практических занятий является активная работа каждого студента. На практических занятиях студенты участвуют в обсуждении вопросов, готовят презентации, выступают с научными докладами, реферативными сообщениями, решают практические ситуации.
На практических занятиях осуществляется индивидуальная работа каждого студента, как в аспекте группы, так и в личностном плане, что позволяет оптимально и быстро сформировать комплекс знаний и практических навыков в сфере управленческой деятельности и предоставления качественных услуг.
В процессе организации контроля знаний студентов по курсу «Государственное регулирование экономики» используются следующие варианты контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях в качестве итога изучения темы, промежуточный контроль является логическим завершением блока тем, объединенных общим содержанием, итоговый контроль возможен в конце курса в качестве допуска к зачету (экзамену). Формы контроля, используемые при изучении дисциплины, - это контрольный опрос, контрольная работа, проверка рефератов. Контрольный опрос может быть проведен как в индивидуальной, так и в фронтальной форме. Контрольная работа выполняется письменно, предполагает 2-3 вопроса, на которые нужно дать короткие ответы, оценивается по 5-ти бальной системе.
При организации самостоятельной работы студентов по курсу «Государственное регулирование экономики» предполагается осуществление следующих форм работы: подготовка к практическому (семинарскому) занятию; подготовка к контрольной работе; изучение учебного материала и составление конспекта; подготовка реферата; составление анкет; участие в разработке деловой игры. Формы контроля СРС выбираются преподавателем в соответствии с заданием. Основными критериями оценки выполненных студентами работ являются соответствие содержания теме, творческий подход, аргументированность выводов, логическая непротиворечивость и научная новизна.
Раздел 3. Типовые задания для текущего и промежуточного контроля знаний студентов
Темы научных докладов
1. Меркантилисты о роли государства в экономике.
2. Представления классической школы о сфере деятельности государства (А.Смита и Д.Рикардо).
3. Историческая школа о роли государства (Ф.Лист).
4. Неоклассическая школа о функциях и особенностях государсвтенного регулирования экономики.
5. Кейнсианство о месте государства в экономике.
6. Монетаристы и их взгляды на роль государства в экономике.
7. Особенности взглядов институционалистов на роль государства.
8. Теория общественного выбора: представители, идеи относительно роли государства.
9. Неолиберализм о роли и месте государства в экономике.
10. Особенности социального рыночного хозяйства (Л.Эрхард и др.).
11. Роль государства в странах Северной Европы.
12. Япония и особенности государственного регулирования.
13. Роль государства в США.
14. Изменение роли государства в период трансформационных изменений в России.
15. Китайская экономика и функции государства.
16. Европейский союз и особенности наднационального регулирования.
17. Особенности регулирования мировой экономики.
18. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
19. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации
20. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
21. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации
22. Основные направления налоговой политики РФ
23. Об Энергетической стратегии России
24. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
25. Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации
26. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации
27. Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ.
28. Институциональные основы приватизации.
29. Негативные и позитивные последствия кризисных ситуаций в экономике России для хозяйственной деятельности предприятий.
30. Особенности промышленной политики в условиях переходной экономики России.
31. Перспективы структурной перестройки экономики России.
32. Основные социальные проблемы в странах с рыночной экономикой и необходимость социальной политики.
33. Особенности денежно-кредитной политики в современной России.
34. Основные направления финансового регулирования в современной России.
35. Основные направления инвестиционной политики в России в современных условиях.
Вопросы итогового контроля знаний студентов.
1. Основные экономические школы о роли государства в экономике.
2. Цели государственного регулирования национальной экономики. Пропорции и диспропорции в экономике.
3. Роль государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме.
4. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования экономики.
5. Формы государственного регулирования экономики. Пределы государственного регулирования.
6. Особенности государственного регулирования в современной российской экономике.
7. Понятие, виды и задачи планирования.
8. Использование прогнозов в государственном регулировании.
9. Государственное регулирование отношений собственности.
10. Формы поддержки малого бизнеса со стороны государства.
11. Государственное антимонопольное регулирование.
12. Государственное предпринимательство.
13. Государственное регулирование инвестиций.
14. Организационные формы инновационной деятельности.
15. Финансирование рисковых капиталовложений.
16. Структурная политика государства.
17. Государственное регулирование естественных монополий.
18. Финансовая система: сущность, элементы, принципы построения.
19. Государственный бюджет.
20. Налоги как инструмент финансовой политики государства.
21. Проблема сбалансированности бюджета. Межбюджетные отношения.
22. Государственное регулирование финансового рынка.
23. Государственное регулирование денежного обращения.
24. Антиинфляционная политика.
25. Социальная сфера как объект воздействия государства.
26. Государственная система социальной защиты.
27. Социальные нормы, нормативы, стандарты.
28. Основные экономические теории кризисов. Антикризисная политика государства.
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Государственное регулирование экономики»
1. Абалкин, Л. И. Россия: поиск самоопределения [Текст] : очерки / Л. И. Абалкин. — 2-е изд., доп. — М. : Наука, 2005. — 464 с.
2. Антикризисная реструктуризация российской экономики / Под ред. И. К. Ларионова. — М. : Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 289 с.
3. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник [Текст] / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева. — М. : Изд-во Юрайт, 2009. — 777 с.
4. Борох, О. Н. Современная китайская экономическая мысль [Текст] / О. Н. Борох. — М. : Наука, 1998. — 295 с.
5. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление [Текст] / А. И Гаврилов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
6. Глазьев, С. Ю. Выбор будущего [Текст] / С. Ю. Глазьев. — М. : Алгоритм, 2005. — 352 с.
7. Государство и экономика: факторы роста [Текст] / А. Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский и др.; Ин-т экономики. — М. : Наука, 2003. — 214 с.
8. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. — 5-е изд. — М. : ГУ-ВШЭ, 2006. — 496 с.
9. Доклад ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток» [Электронный ресурс] //Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг». - URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/
10. Доклад о развитии человека 2010 года «Реальное богатство народов: пути к развитию человека» [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. — URL: http://www.un.org/ru/development/hdr/2010/index.shtml
11. Дудкин, В. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой [Текст] / В. Дудкин, Ю. Петров // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38—58.
12. Евграшин, А. Из практики французского индикативного планирования [Текст] / А. Евграшин // Российский экономический журнал. — 1998. — № 2. — С. 84—87.
13. Иншаков, О. В. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона: препринт / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова, И. В. Митрофанова, Е. А. Петрова. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. — 66 с.
14. Иншаков, О. В. О новых методологических подходах в стратегическом планировании развития макрорегионов России [Текст] / О. В. Иншаков // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы : Ежегодник. Вып. 4. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. — С. 13—26.
15. Калмыков, Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) [Текст] Ю. Калмыков // Плановое хозяйство. — 1990. — № 9.—С. 102—108.
16. Кулайкин, В. И. Доктрина государственного регулирования качества жизни населения России как концептуальная основа реализации главной стратегической цели социально-экономического развития страны [Текст] / В. И. Кулайкин, Г. М. Заровский, Е. Е. Задесенец // Поволжский вестник качества. — 2005. — № 1. — С. 10—17.
17. Кузык, Б. И. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М. : Экономист, 2004. — 621 с.
18. Кузык, Б. Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития [Текст] : учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец.— М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 422 с.
19. Леонтьев, В. В. Избранные произведения [Текст] : в 3 т. / В. В. Леонтьев; науч. ред., вступ. статья А. Г. Гранберг; пер. с англ. — М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006—2007. Т. 1: Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. — 2006. — 407 с.
20. Львов, Д. С. Экономика развития [Текст] / Д. С. Львов. — М. : Экзамен, 2002. — 512 с.
21. Нобелевские лауреаты XX века. Экономика. Энциклопедический словарь [Текст]. — М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с.
22. Региональная стратегия экономического роста-2015 [Текст] / Отв. ред. В. А. Ильин; Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. — М. : Наука, 2007. — 244 с.
23. Россия в многообразии цивилизаций [Текст] / Под ред. Н. П. Шмелева. М. : Изд-во «Весь мир», 2011. — 896 с.
24. Северная Европа. Регион нового развития [Текст] / Под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. — М. : Изд-во «Весь мир», 2008. — 512 с.
25. Совершаева, Л. П. Теория и практика государственного управления региональными системами: опыт Северо-Западного региона России [Текст] / Л. П. Совершаева. — СПб: Изд-ский дом «Петрополис», 2007. — 536 с.
26. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики [Текст] / Отв. ред. А. Г.Зельднер, И. Ю. Ваславская; ин-т экономики РАН. — М. : Наука, 2006. — 261 с.
27. Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики : учебное пособие [Текст] / Е. В. Харченко, Ю. В. Вертакова — 5-е изд.., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 328 с.
28. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Пер. с нем. В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко; общ. редакция А. Г. Милейковского. — М. : Прогресс, 1982. — 440 с.
29. Экономическая безопасность России: общий курс [Текст] : учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. — М. : Дело, 2005. — 896 с.
[1] Например, словарь Фасмра, 1996, т. 1, с.446, 448
[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1994. С. 896
[3]В бизнес поневоле // Эксперт on – line [Электронный ресурс,], Режим доступа: http://expert.ru/2014/01/22/v-biznes-ponevole/
[4] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации. осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.№39-ФЗ
[5] Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: правовая база «Консультант плюс
[6] См.: Лексин В. Н. Бюджетная децентрализация: система понятий в контексте мирового опыта. / Учебные материалы. Тема 1. // Бюджетный федерализм и финансовое управление на местном уровне. М. : 2002. С. 14—15.
[7] Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
[8] Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ на 2005—2020 гг. [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития РФ. URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID=148
[9] Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID=148
[10] Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL :http://archive.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=536
[11] Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития РФ. URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=536
[12] Содикова С. Ш. Эволюция функциональной действенности инструментария денежно-кредитной политики в изменяющихся экономических условиях : автореферат диссертации на соискание степени к.э.н., специальность 08.00.01; 08.00.10. Ростов-на-Дону, 2011. – с . 17 (30 с.)
[13] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2005. 26 апреля (№ 86).
[14] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2006. 11 мая (№ 97).