Государственное регулирование развития социальной сферы

План

1.Понятие социальной сферы

2.Уровни управления социальной сферой

3.Источники финансирования социальной сферы

4.Задачи государственного регулирования развития отраслей социальной инфраструктуры

Показатели, характеризующие социальное развитие страны и регионов, разделяют на четыре группы.

Первая группа характеризует уровень жизни населения.

Вторая – социальную обеспеченность.

Третья – демографическую ситуацию.

Четвертая – состояние трудовых ресурсов.

В научной литературе понятие «социальная сфера» используется в разных значениях, в том числе:

1) как определенная сфера общественной системы;

2) как совокупность отраслей народного хозяйства, а также отраслей государственного, регионального и местного управления.

Функции и отношения социальной сферы реализуют через деятельность двух групп социальных институтов:

1) институты малого уровня формализации, которые действуют на основе внутренней саморегуляции (общественные объединения, семья);

2) институты большого уровня формализации, регулирование которых осуществляется через специальные органы управления (организации и учреждения социальной сферы и соответствующие органы их управления).

Поэтому социальную сферу во втором значении можно определить как совокупность отраслей, программ и мероприятий, направленных на достижение социальных целей и результатов, призванных повысить общественное благосостояние и улучшить качество жизни населения.

Реализуют социальную сферу через предоставление социальных услуг, обеспечение социальных гарантий, льгот и выплат.

Социальная сфера содержит в себе ряд самостоятельных отраслей и направлений деятельности государственных органов власти, каждая из которых имеет свою структуру, органы управления, правовую и финансовую основу: образование; охрана здоровья; культура и искусство; социальная защита населения.

Государственное управление социальной сферой осуществляется всеми ветвями власти. Реализация социальной политики осуществляется на государственном, региональном и местном уровне.

К полномочиям государственных органов власти относятся:

принятие законодательных актов, регулирующих общие процессы социальной политики в Украине;

установление одной системы государственных минимальных социальных стандартов;

разработка и реализация государственных целевых программ, формирование внебюджетных государственных социально-страховых фондов;

финансирование государственных объектов социальной инфраструктуры.

К полномочиям региональных и местных органов власти относятся:

разработка и реализация региональных социальных программ;

обеспечение учреждений социальной инфраструктуры, которые находятся в подчинении местной власти;

нормативное оформление и организация адресной социальной помощи населению;

проверка потребностей в определении и реализации социальной помощи слабозащищенным прослойкам населения.

Кроме перечисленных отраслей, социальная сфера охватывает направления деятельности органов государственного, регионального и местного управления.

Ныне в социальную сферу направляется несколько финансовых потоков:

бюджетные источники;

внебюджетные источники;

внешние источники.

Вместе и параллельно с бюджетной системой в Украине функционирует сравнимая с ней по масштабам внебюджетная финансовая страховая система.

К государственной социально-страховой системе относятся:

Фонд занятости;

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования (проект).

В социальной инфраструктуре можно выделить два уровня:

I уровень – отрасли, услуги которых гарантированы гражданам Конституцией и поддерживаются, в основном, за счет средств бюджета;

II уровень – отрасли, оказывающие услуги, в основном на коммерческой основе.

Базовой предпосылкой развития экономики, нового качества роста является приумножение человеческого потенциала, которое достигается путем модернизации всей системы образования, приближении его качества к стандартам ЕС, потребностям внутреннего развития государства и общества. Государство должно создать равные и более широкие возможности получения качественного образования, независимо от доходов и материального положения семей. Необходимо создать такую среду, в которой общественный статус человека определялся бы уровнем образованности, приобретенными знаниями и умением использовать их на практике.

Целью преобразований в сфере охраны здоровья является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности к качественной медицинской помощи, создание надлежащих условий для предоставления качественных медицинских услуг, переориентации государственной службы охраны здоровья на предотвращение заболеваниям.

Государство внедряет механизмы многоканального финансирования медицинской отрасли, обеспечивает государственное социальное медицинское страхование. Одновременно его обеспечивает доступность медицинской помощи для социально незащищенных слоев населения путем законодательно определенного уровня бесплатного медицинского обслуживания.

Под особенным контролем государства находится жилищно- коммунальное хозяйство, которое находится на этапе коренной перестройки. Государство стимулирует приватное строительство, осуществляет поддержку молодежного жилищного строительства, обеспечение жильем военнослужащих.

Продолжается реформирование жилищно- коммунального хозяйства. Его основной целью является преодоление монополизма, формирование эффективной конкурентной среды в этой сфере.

Вопросы для самопроверки

1.Социальная сфера и ее характеристики.

2.Группы социальных институтов.

3.Полномочия государственных органов власти.

4.Полномочия региональных и местных органов власти.

5.Источники финансирования социальной сферы.

6.Задачи государственного регулирования развития социальной сферы.

Литература: [3, 6, 9, 12, 15].

Список литературы

1. Конституция Украины, принятая на пятой сессии Верховного Совета Украины 28 июня 1996г. К., 1996.

2. Закон України «Про інвестиційну діяльність» // Відомості Верховної Ради України 1992. №10.

3. Закон України «Про державний бюджет України на 2006 рік» від 28 червня 2006 р.

4.Закон України “Про загальні засади створення і функціонування спеціальних (вільних) економічних зон”// Відомості Верховної Ради 1992, № 50, ст. 676.

5. Указ Президента України «Про державну підтримку малого підприємництва» від 12 травня 1998 р.

6. Аграрна реформа в Україні: здобутки і прорахунки // Національна безпека і оборона. – 2001. - №5 – с.38-44.

7. Бородіна О. Людський капітал як основне джерело економічного зростання // Економіка України. – 2003.- №7.- с. 48-53.

8. Векліч О. Сучасний стан та ефективність економічного механізму екологічного регулювання // Економіка України. – 2003. - №10.- с. 62-70.

9. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова, Ю. М. Дурдыев, В. Ф. Тихонов и др., Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 255с.

10. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

11. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие / Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханова. – М.: ИНФРА-М, 1998.- 168с.

12. Дідківська Л. І., Головко Л. С. Державне регулювання економіки: Навч. посіб. – 5-те видання, стер.- К.: Знання, 2006.- 213с. – (Вища освіта ХХІ століття).

13. Долішній М., Козоріз М. Моделі державного регулювання в ринковій економіці.- Економіка України. – 1999.- №6.- с. 13-22.

14. Зайцева Л., Польська І. Тенденції соціального розвитку регіонів України // Економіка України. – 2003.- №5.- с. 67-73.

15. Запоточний І. В., Захарченко В. І. Державне регулювання регіональної економіки /За заг. ред. д. е. н., проф Захарченка В. І.- Харків – Львів – Одеса: ТОВ “Одіссей”, 2003 р. – 592с.

16. Зельдина О. Р. Спеціальний режим господарювання: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 112с.

17. Кухарская Н. А. Организационно-методические основы создания свободных промышленно ориентированных зон. – Одесса: Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, 2000. – 74с.

18. Мельник А. Ф. Державне регулювання економіки перехідного періоду (світовий досвід і проблеми України ). – Тернопіль: Збруч, 1995.- 182с.

19. Мельник А. Ф., Оболенский О. Ю., Васіна А. Ю. та ін Державне управління: Навч. посіб. – К.: Знання – Прес, 2003.- 343с.

20. Михасюк І., Мельник А., Крупка М. та ін. Державне регулювання економіки. – Л.: Українські технології, 1999. - 640с.

21. Михасюк І., Мельник А., Крупка М., Залога З. Державне регулювання економіки. / За ред. д-ра екон. наук проф., акад. АН вищої школи України І. Р. Михасюка.- Львівський національний університет ім. І. Франка. Підручник. Друге видання, виправлене: доповнене.- К.: Атіка, Ельга- Н, 2002.- 592с.

22. Михасюк І. Р., Янків М. Д., Залога З. М. та ін. Регіональна економіка. - Л.: Українські технології, 199. - 240с.

23. Осипов В. И. Экономика предприятия: (Учебник). – Одесса: Маяк, 2005. – 720 с.

24. Сіваченко І. Ю., Кухарська Н. О., Левицький М. А. Вільні економічні зони. Навчальний посібник. – К.: Дакор; Алерта, 2001.- 480 с.

25. Стеченко Д. М. Державне регулювання економіки: Навч. посіб. – К.: Вікар, 2003. – 262 с.

26. Чистов С. М. Державне регулювання економіки.: Навч. метод. посіб. – К.: КНЕУ, 2002. – 208 с.

27. Чистов С. М., Никифоров А. Є., Куценко Т. Ф. та ін. Державне регулювання економіки. К.: КНЕУ, 2000. – 316 с.

28. Швайка Л. А. Державне регулювання економіки.: Навч. посіб. – К.: Знання, 2006. – 435 с. – (Вища освіта ХХІ століття).

29. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 с.

Наши рекомендации