Тема 8. Государственное регулирование финансовой системы
Поступательное развитие современного социально ориентированного общества невозможно представить без эффективно функционирующей финансовой системы. Как известно, финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.
Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: а) заработной платы наемных работников; б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.
Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов1. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
В первую подсистему входятгосударственные (централизованные) финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом.
Во вторую —децентрализованные фонды (финансы предприятий хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса на уровне отдельных предприятий.
Рис. Финансовая система РФ.
Процесс формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления.
Управление финансами можно рассматривать как воздействие органов управления на финансовые отношения экономических субъектов, на финансовые процессы, финансовую деятельность, финансовые ресурсы, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, устойчивости финансовой и социально-экономической системы, получения доходов, обеспечения эффективности использования государственных расходов, финансового обеспечения решения экономических и социальных задач.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства (к примеру, процессами перераспределения государственной, а также негосударственной собственности).
Субъектами управления выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, пенсионного обеспечения и т.д. Иначе говоря, эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов, которые являются инструментом вмешательства государства в экономику в целом.
Система управления государственными финансами включает в себя следующие основные институциональные элементы:
- бюджетный процесс, без которого невозможно управление финансами в развитом обществе;
- государственный бюджет – это главным звеном финансовой системы любого государства;
- государственный кредит, который играл важную роль в механизме финансового управления.
- система финансового контроля, направленного на избежание злоупотреблений и нерациональных расходов.
В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.
Стратегические цели управления государственными финансами сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, в государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ», а также в проекте Долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2030 года.