Тема 2. Государственное регулирование отношений
Собственности
Отношения собственности являются фундаментом экономики, на котором выстраиваются все другие социально-экономические, управленческие и прочие отношения и которые трансформируются с переходом к новой экономической системе.
Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. «Собственность» способна «управлять» людьми, быть одновременно источником созидания и орудием колоссальной разрушительной силы. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, и общество переходило на новую, более высокую ступень своего развития, в других - терпели крах, в результате чего общество оказывалось отброшенным далеко назад. Все это ведет к необходимости проведения взвешенной, научно обоснованной политики в отношении регулирования прав собственности. Ведущую роль в этом процессе играет государство, позиция которого носит двойственный характер.
С одной стороны, государство – это орган власти (принуждения), определяющий законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности в пределах национального экономического пространства и создающий все условия для его реализации в целях обеспечения экономического роста страны. С другой стороны, государство – это «совокупный» собственник, или представитель общества в целом как собственника. Так, ежегодно правительства различных стран осуществляют закупки товаров и услуг на астрономические суммы, например в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д. Если в США расходуемые на это средства составляют четверть национального производства, то в европейских странах данный показатель может достигать 40 %.. Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение. В США почти половина всех затрат на транспорте в государственном секторе финансируется федеральным правительством, а в ведении штатов и местных органов власти находится 86% этих расходов. Кроме этого, государственные закупки существуют в виде программ, направленных на содействие и регулирование торговли, строительство жилья и проекты развития городов, сохранение природных ресурсов и защиту окружающей среды.
Иначе говоря, государство – это такой собственник, который одновременно устанавливает сам правила собственности в подведомственном ему обществе в отношении как самого себя, так и всех своих членов. Эти законы собственности охватывают все стороны ее возникновения, закрепления и использования частным лицом и государством.
Кроме того, существует государственная собственность, которая не принадлежит никаким частным лицам и которая лишь управляется какими-то частными лицами от имени и по поручению всех остальных частных лиц как членов данного государства.
Наличие государственной собственности обусловлено тем, что только в этом случае гарантируется удовлетворение ряда общественных потребностей, создание и использование необходимых общественных благ. С этой точки зрения управление государственной собственностью тем более эффективно, чем больше при имеющихся возможностях создается общественных благ. Такую эффективность принято называть социальной, она не зависит непосредственно от окупаемости затрат и в большей степени связана с предельными возможностями государства удовлетворять общественные потребности. В реальных условиях их производит государство, и называются они общественными благами.
Государственный сектор экономики играет специфическую роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется с этой задачей, то государственный сектор может играть заметную роль в первичной индустриализации, защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.
Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, не свойственными частным организациям, позволяет использовать государственную собственность для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства, а также в целях государственного регулирования экономики.
Исходя из соображений приоритетности общественного блага, государство постоянно приводить отношения собственности в соответствие с этими объективно обусловленными требованиями. И прежде всего, оно достигается через законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности.
В условиях современного социально ориентированного рыночного хозяйства существует тенденция к приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, которая нормативно закрепляется в соответствующих законодательных актах.
В тоже время, наряду с приватизацией, имеет место и постоянно усиливается тенденция к национализации частной собственности. В энциклопедическом понимании национализация (англ. nationalization, франц. nationalisation, нем. nationalisierung) означает переход частной собственности в собственность государства, народа, нации, т.е. превращение частного имущества в национальное достояние. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под национализацией понимается принудительное отчуждение, изъятие собственности[2] (добавим здесь – в целях обеспечения общественных интересов). И здесь важное значение имеет обязательность государства возместить стоимость имущества и других убытков собственнику. Государство определяет время, форму и размер компенсации, устанавливает сроки и порядок ее выплаты. Оно определяет вопросы налогообложения и возможности вывоза компенсации за границу. В ряде стран Запада компенсация, как правило, осуществляется ценными бумагами со сроком погашения до 50 лет.
Наложение векторов отмеченных тенденций ведет к демократизации отношений собственности.