Государственное регулирование экономики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
(Учебно-методическое пособие)
Волгоград, 2015
ББК
УДК
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ и Правительства Волгоградской области № 14-12-34007 «Антикризисное управление и банкротство муниципальных образований»
Рецензент: д-р экон. наук, проф., зав. кафедры государственного
и муниципального управления
Волгоградского государственного университета
В.В.Курченков,
Морозова, Н.И.
Государственное регулирование экономики: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – 34 с.
В учебно-методическом пособии раскрываются теоретико-методологические аспекты государственного регулирования экономики
Для ученых-экономистов, практиков, преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами теории и практики управления предприятием.
© Волгоградский государственный университет, 2015
© Н.И.Морозова, 2015
оглавление
Введение
Раздел 1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Тема 1. Происхождение государства и эволюция его роли в экономике
Тема 2. Государственное регулирование отношений
собственности
Тема 3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Тема 4. Кризисы и государственное антикризисное регулирование
Тема 5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Тема 6. Государственное регулирование инновационной деятельности
Тема 7.. Государственное регулирование регионального развития
Тема 8. Государственное регулирование финансовой системы
Тема 9. Государственное регулирование денежно-
кредитной системы. Антиинфляционная политика
Тема 10. Государственное регулирование социальной сферы
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Раздел 3. Типовые задания для текущего и промежуточного контроля знаний студентов
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Введение
Дисциплина «Государственное регулирование экономики» является важной в программе подготовке бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», изучение которой поможет студентам:
- сформировать собственный взгляд на место государства в системе рыночных и социальных отношений;
- изучить последствия проводимых экономических реформ, касающихся изменению роли государства в рыночной экономике, ведущими странами мира на различных этапах своего развития;
- выработать практические навыки оценки состояния экономики и проводимой государством экономической политики.
«Государственное регулирование экономики» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» опирается на знания, полученные студентами курсах "Экономическая теория", "Теория управления". В свою очередь знания, полученные в процессе изучения этого курса, широко используются при изучении курсов «Государственные и муниципальные финансы», «Государственная и муниципальная служба» и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические основы и базовые концепции в области государственного регулирования экономики
- инструменты и методы государственного регулирования экономики и уметь применять эти знания в профессиональной деятельности
- международный и отечественный опыт макроэкономического регулирования воспроизводственных процессов — факторов, динамики и структуры экономического роста,
уметь:
- оперировать информацией о ключевых вопросах государственного регулирования экономики для четкого и убедительного публичного изложения,
- собирать, отбирать и систематизировать информацию по объектам государственного регулирования, анализировать социально-экономическую ситуацию в стране, выделять современные приоритеты и проблемы в их развитии,
- ставить цели и формулировать конкретные задачи, обосновывать рациональные пути и темпы развития экономики, определять методы, конкретные инструменты, необходимые для реализации поставленных целей,
Владеть:
- навыками анализа и оценки состояния и развития экономики, влияния государства на социальное и экономическое развития,
- способностью определять эффективность государственного регулирования экономики, прогнозировать и смягчать влияние неблагоприятных факторов развития
Раздел 1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Собственности
Отношения собственности являются фундаментом экономики, на котором выстраиваются все другие социально-экономические, управленческие и прочие отношения и которые трансформируются с переходом к новой экономической системе.
Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. «Собственность» способна «управлять» людьми, быть одновременно источником созидания и орудием колоссальной разрушительной силы. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, и общество переходило на новую, более высокую ступень своего развития, в других - терпели крах, в результате чего общество оказывалось отброшенным далеко назад. Все это ведет к необходимости проведения взвешенной, научно обоснованной политики в отношении регулирования прав собственности. Ведущую роль в этом процессе играет государство, позиция которого носит двойственный характер.
С одной стороны, государство – это орган власти (принуждения), определяющий законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности в пределах национального экономического пространства и создающий все условия для его реализации в целях обеспечения экономического роста страны. С другой стороны, государство – это «совокупный» собственник, или представитель общества в целом как собственника. Так, ежегодно правительства различных стран осуществляют закупки товаров и услуг на астрономические суммы, например в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д. Если в США расходуемые на это средства составляют четверть национального производства, то в европейских странах данный показатель может достигать 40 %.. Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение. В США почти половина всех затрат на транспорте в государственном секторе финансируется федеральным правительством, а в ведении штатов и местных органов власти находится 86% этих расходов. Кроме этого, государственные закупки существуют в виде программ, направленных на содействие и регулирование торговли, строительство жилья и проекты развития городов, сохранение природных ресурсов и защиту окружающей среды.
Иначе говоря, государство – это такой собственник, который одновременно устанавливает сам правила собственности в подведомственном ему обществе в отношении как самого себя, так и всех своих членов. Эти законы собственности охватывают все стороны ее возникновения, закрепления и использования частным лицом и государством.
Кроме того, существует государственная собственность, которая не принадлежит никаким частным лицам и которая лишь управляется какими-то частными лицами от имени и по поручению всех остальных частных лиц как членов данного государства.
Наличие государственной собственности обусловлено тем, что только в этом случае гарантируется удовлетворение ряда общественных потребностей, создание и использование необходимых общественных благ. С этой точки зрения управление государственной собственностью тем более эффективно, чем больше при имеющихся возможностях создается общественных благ. Такую эффективность принято называть социальной, она не зависит непосредственно от окупаемости затрат и в большей степени связана с предельными возможностями государства удовлетворять общественные потребности. В реальных условиях их производит государство, и называются они общественными благами.
Государственный сектор экономики играет специфическую роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется с этой задачей, то государственный сектор может играть заметную роль в первичной индустриализации, защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.
Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, не свойственными частным организациям, позволяет использовать государственную собственность для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства, а также в целях государственного регулирования экономики.
Исходя из соображений приоритетности общественного блага, государство постоянно приводить отношения собственности в соответствие с этими объективно обусловленными требованиями. И прежде всего, оно достигается через законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности.
В условиях современного социально ориентированного рыночного хозяйства существует тенденция к приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, которая нормативно закрепляется в соответствующих законодательных актах.
В тоже время, наряду с приватизацией, имеет место и постоянно усиливается тенденция к национализации частной собственности. В энциклопедическом понимании национализация (англ. nationalization, франц. nationalisation, нем. nationalisierung) означает переход частной собственности в собственность государства, народа, нации, т.е. превращение частного имущества в национальное достояние. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под национализацией понимается принудительное отчуждение, изъятие собственности[2] (добавим здесь – в целях обеспечения общественных интересов). И здесь важное значение имеет обязательность государства возместить стоимость имущества и других убытков собственнику. Государство определяет время, форму и размер компенсации, устанавливает сроки и порядок ее выплаты. Оно определяет вопросы налогообложения и возможности вывоза компенсации за границу. В ряде стран Запада компенсация, как правило, осуществляется ценными бумагами со сроком погашения до 50 лет.
Наложение векторов отмеченных тенденций ведет к демократизации отношений собственности.
Темы научных докладов
1. Меркантилисты о роли государства в экономике.
2. Представления классической школы о сфере деятельности государства (А.Смита и Д.Рикардо).
3. Историческая школа о роли государства (Ф.Лист).
4. Неоклассическая школа о функциях и особенностях государсвтенного регулирования экономики.
5. Кейнсианство о месте государства в экономике.
6. Монетаристы и их взгляды на роль государства в экономике.
7. Особенности взглядов институционалистов на роль государства.
8. Теория общественного выбора: представители, идеи относительно роли государства.
9. Неолиберализм о роли и месте государства в экономике.
10. Особенности социального рыночного хозяйства (Л.Эрхард и др.).
11. Роль государства в странах Северной Европы.
12. Япония и особенности государственного регулирования.
13. Роль государства в США.
14. Изменение роли государства в период трансформационных изменений в России.
15. Китайская экономика и функции государства.
16. Европейский союз и особенности наднационального регулирования.
17. Особенности регулирования мировой экономики.
18. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
19. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации
20. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
21. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации
22. Основные направления налоговой политики РФ
23. Об Энергетической стратегии России
24. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
25. Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации
26. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации
27. Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ.
28. Институциональные основы приватизации.
29. Негативные и позитивные последствия кризисных ситуаций в экономике России для хозяйственной деятельности предприятий.
30. Особенности промышленной политики в условиях переходной экономики России.
31. Перспективы структурной перестройки экономики России.
32. Основные социальные проблемы в странах с рыночной экономикой и необходимость социальной политики.
33. Особенности денежно-кредитной политики в современной России.
34. Основные направления финансового регулирования в современной России.
35. Основные направления инвестиционной политики в России в современных условиях.
Вопросы итогового контроля знаний студентов.
1. Основные экономические школы о роли государства в экономике.
2. Цели государственного регулирования национальной экономики. Пропорции и диспропорции в экономике.
3. Роль государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме.
4. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования экономики.
5. Формы государственного регулирования экономики. Пределы государственного регулирования.
6. Особенности государственного регулирования в современной российской экономике.
7. Понятие, виды и задачи планирования.
8. Использование прогнозов в государственном регулировании.
9. Государственное регулирование отношений собственности.
10. Формы поддержки малого бизнеса со стороны государства.
11. Государственное антимонопольное регулирование.
12. Государственное предпринимательство.
13. Государственное регулирование инвестиций.
14. Организационные формы инновационной деятельности.
15. Финансирование рисковых капиталовложений.
16. Структурная политика государства.
17. Государственное регулирование естественных монополий.
18. Финансовая система: сущность, элементы, принципы построения.
19. Государственный бюджет.
20. Налоги как инструмент финансовой политики государства.
21. Проблема сбалансированности бюджета. Межбюджетные отношения.
22. Государственное регулирование финансового рынка.
23. Государственное регулирование денежного обращения.
24. Антиинфляционная политика.
25. Социальная сфера как объект воздействия государства.
26. Государственная система социальной защиты.
27. Социальные нормы, нормативы, стандарты.
28. Основные экономические теории кризисов. Антикризисная политика государства.
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Государственное регулирование экономики»
1. Абалкин, Л. И. Россия: поиск самоопределения [Текст] : очерки / Л. И. Абалкин. — 2-е изд., доп. — М. : Наука, 2005. — 464 с.
2. Антикризисная реструктуризация российской экономики / Под ред. И. К. Ларионова. — М. : Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 289 с.
3. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник [Текст] / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева. — М. : Изд-во Юрайт, 2009. — 777 с.
4. Борох, О. Н. Современная китайская экономическая мысль [Текст] / О. Н. Борох. — М. : Наука, 1998. — 295 с.
5. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление [Текст] / А. И Гаврилов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
6. Глазьев, С. Ю. Выбор будущего [Текст] / С. Ю. Глазьев. — М. : Алгоритм, 2005. — 352 с.
7. Государство и экономика: факторы роста [Текст] / А. Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский и др.; Ин-т экономики. — М. : Наука, 2003. — 214 с.
8. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. — 5-е изд. — М. : ГУ-ВШЭ, 2006. — 496 с.
9. Доклад ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток» [Электронный ресурс] //Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг». - URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/
10. Доклад о развитии человека 2010 года «Реальное богатство народов: пути к развитию человека» [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. — URL: http://www.un.org/ru/development/hdr/2010/index.shtml
11. Дудкин, В. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой [Текст] / В. Дудкин, Ю. Петров // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38—58.
12. Евграшин, А. Из практики французского индикативного планирования [Текст] / А. Евграшин // Российский экономический журнал. — 1998. — № 2. — С. 84—87.
13. Иншаков, О. В. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона: препринт / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова, И. В. Митрофанова, Е. А. Петрова. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. — 66 с.
14. Иншаков, О. В. О новых методологических подходах в стратегическом планировании развития макрорегионов России [Текст] / О. В. Иншаков // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы : Ежегодник. Вып. 4. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. — С. 13—26.
15. Калмыков, Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) [Текст] Ю. Калмыков // Плановое хозяйство. — 1990. — № 9.—С. 102—108.
16. Кулайкин, В. И. Доктрина государственного регулирования качества жизни населения России как концептуальная основа реализации главной стратегической цели социально-экономического развития страны [Текст] / В. И. Кулайкин, Г. М. Заровский, Е. Е. Задесенец // Поволжский вестник качества. — 2005. — № 1. — С. 10—17.
17. Кузык, Б. И. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М. : Экономист, 2004. — 621 с.
18. Кузык, Б. Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития [Текст] : учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец.— М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 422 с.
19. Леонтьев, В. В. Избранные произведения [Текст] : в 3 т. / В. В. Леонтьев; науч. ред., вступ. статья А. Г. Гранберг; пер. с англ. — М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006—2007. Т. 1: Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. — 2006. — 407 с.
20. Львов, Д. С. Экономика развития [Текст] / Д. С. Львов. — М. : Экзамен, 2002. — 512 с.
21. Нобелевские лауреаты XX века. Экономика. Энциклопедический словарь [Текст]. — М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с.
22. Региональная стратегия экономического роста-2015 [Текст] / Отв. ред. В. А. Ильин; Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. — М. : Наука, 2007. — 244 с.
23. Россия в многообразии цивилизаций [Текст] / Под ред. Н. П. Шмелева. М. : Изд-во «Весь мир», 2011. — 896 с.
24. Северная Европа. Регион нового развития [Текст] / Под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. — М. : Изд-во «Весь мир», 2008. — 512 с.
25. Совершаева, Л. П. Теория и практика государственного управления региональными системами: опыт Северо-Западного региона России [Текст] / Л. П. Совершаева. — СПб: Изд-ский дом «Петрополис», 2007. — 536 с.
26. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики [Текст] / Отв. ред. А. Г.Зельднер, И. Ю. Ваславская; ин-т экономики РАН. — М. : Наука, 2006. — 261 с.
27. Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики : учебное пособие [Текст] / Е. В. Харченко, Ю. В. Вертакова — 5-е изд.., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 328 с.
28. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Пер. с нем. В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко; общ. редакция А. Г. Милейковского. — М. : Прогресс, 1982. — 440 с.
29. Экономическая безопасность России: общий курс [Текст] : учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. — М. : Дело, 2005. — 896 с.
[1] Например, словарь Фасмра, 1996, т. 1, с.446, 448
[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1994. С. 896
[3]В бизнес поневоле // Эксперт on – line [Электронный ресурс,], Режим доступа: http://expert.ru/2014/01/22/v-biznes-ponevole/
[4] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации. осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.№39-ФЗ
[5] Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: правовая база «Консультант плюс
[6] См.: Лексин В. Н. Бюджетная децентрализация: система понятий в контексте мирового опыта. / Учебные материалы. Тема 1. // Бюджетный федерализм и финансовое управление на местном уровне. М. : 2002. С. 14—15.
[7] Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
[8] Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ на 2005—2020 гг. [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития РФ. URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID=148
[9] Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID=148
[10] Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL :http://archive.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=536
[11] Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития РФ. URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=536
[12] Содикова С. Ш. Эволюция функциональной действенности инструментария денежно-кредитной политики в изменяющихся экономических условиях : автореферат диссертации на соискание степени к.э.н., специальность 08.00.01; 08.00.10. Ростов-на-Дону, 2011. – с . 17 (30 с.)
[13] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2005. 26 апреля (№ 86).
[14] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2006. 11 мая (№ 97).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
(Учебно-методическое пособие)
Волгоград, 2015
ББК
УДК
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ и Правительства Волгоградской области № 14-12-34007 «Антикризисное управление и банкротство муниципальных образований»
Рецензент: д-р экон. наук, проф., зав. кафедры государственного
и муниципального управления
Волгоградского государственного университета
В.В.Курченков,
Морозова, Н.И.
Государственное регулирование экономики: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – 34 с.
В учебно-методическом пособии раскрываются теоретико-методологические аспекты государственного регулирования экономики
Для ученых-экономистов, практиков, преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами теории и практики управления предприятием.
© Волгоградский государственный университет, 2015
© Н.И.Морозова, 2015
оглавление
Введение
Раздел 1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Тема 1. Происхождение государства и эволюция его роли в экономике
Тема 2. Государственное регулирование отношений
собственности
Тема 3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Тема 4. Кризисы и государственное антикризисное регулирование
Тема 5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Тема 6. Государственное регулирование инновационной деятельности
Тема 7.. Государственное регулирование регионального развития
Тема 8. Государственное регулирование финансовой системы
Тема 9. Государственное регулирование денежно-
кредитной системы. Антиинфляционная политика
Тема 10. Государственное регулирование социальной сферы
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Раздел 3. Типовые задания для текущего и промежуточного контроля знаний студентов
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Введение
Дисциплина «Государственное регулирование экономики» является важной в программе подготовке бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», изучение которой поможет студентам:
- сформировать собственный взгляд на место государства в системе рыночных и социальных отношений;
- изучить последствия проводимых экономических реформ, касающихся изменению роли государства в рыночной экономике, ведущими странами мира на различных этапах своего развития;
- выработать практические навыки оценки состояния экономики и проводимой государством экономической политики.
«Государственное регулирование экономики» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» опирается на знания, полученные студентами курсах "Экономическая теория", "Теория управления". В свою очередь знания, полученные в процессе изучения этого курса, широко используются при изучении курсов «Государственные и муниципальные финансы», «Государственная и муниципальная служба» и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические основы и базовые концепции в области государственного регулирования экономики
- инструменты и методы государственного регулирования экономики и уметь применять эти знания в профессиональной деятельности
- международный и отечественный опыт макроэкономического регулирования воспроизводственных процессов — факторов, динамики и структуры экономического роста,
уметь:
- оперировать информацией о ключевых вопросах государственного регулирования экономики для четкого и убедительного публичного изложения,
- собирать, отбирать и систематизировать информацию по объектам государственного регулирования, анализировать социально-экономическую ситуацию в стране, выделять современные приоритеты и проблемы в их развитии,
- ставить цели и формулировать конкретные задачи, обосновывать рациональные пути и темпы развития экономики, определять методы, конкретные инструменты, необходимые для реализации поставленных целей,
Владеть:
- навыками анализа и оценки состояния и развития экономики, влияния государства на социальное и экономическое развития,
- способностью определять эффективность государственного регулирования экономики, прогнозировать и смягчать влияние неблагоприятных факторов развития
Раздел 1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики»