Причинно-следственный анализ
Как и анализ Парето, данный вид анализа обычно представляется в графическом виде.
Причинно-следственный анализ — это способ систематического наблюдения за ситуациями и причинами, вызывающими их или вносящими вклад в их возникновение.
Диаграмма причинно-следственного анализа (диаграмма Ишика-ва) представляет собой ветвящуюся схему (рис.3.4).
Для построения данной диаграммы необходимо определить ситуацию (проблему) для предстоящего анализа. Точная ее формулировка записывается в рамке в центре правой стороны листа. Затем к ней проводится горизонтальная линия (ствол).
Рис. ЗА. Диаграмма причинно-следственного анализа (диаграмма Ишикава)
Далее к стволу под углом присоединяются главные ветви, характеризующие факторы (причины), оказывающие сильное влияние на данную ситуацию.
На каждой из главных ветвей записываются более конкретные факторы в виде средних ветвей, к которым присоединяются мелкие ветви, характеризующие менее значимые факторы.
Далее проводится анализ перечисленных факторов с точки зрения их наибольшего влияния на данную ситуацию, а затем намечаются пути их решения. Последовательность анализа — от мелких ветвей к средним, от средних к главным.
От степени детализации зависят уровень анализа и возможности выявления наиболее полного перечня факторов, влияющих на ситуацию.
Для установления факторов применяются различные методы активизации творческой деятельности, например «мозговая атака».
«Мозговая атака» («мозговой штурм», метод генерации идей) — групповое обсуждение с целью получения новых идей, вариантов выхода из какой-либо ситуации. Это своего рода экспертиза, особенностью которой является активный творческий поиск новых решений в условиях полного запрета критики высказываний экспертов. Проведение причинно-следственного анализа процессов производства требует хорошего знания техники, технологии, организации производства и труда.
Не надо пытаться обозначить все факторы сложной производственной ситуации на одной схеме. Лучше их детализировать, приняв одну из главных ветвей за ствол.
При решении производственных ситуаций в качестве главных ветвей чаще используются следующие комплексные факторы: человек, орудие труда, предмет труда, метод работы, условия работы.
Причинно-следственный анализ эффективно сочетать с анализом Парето, проводя многоступенчатый повторяющийся анализ.
Продолжение табл. 3.5 |
Каждая диаграмма Ишикава — это один из возможных вариантов логической цепочки причина — следствие. Ни один из вариантов нельзя считать единственно правильным.
Пример причинно-следственного анализа
С помощью диаграммы Ишикава проанализируем причины неуспеваемости студента.
В качестве главных ветвей рассматриваются следующие: студент, преподаватель, условия обучения, методическое обеспечение. Диаграмма может получиться очень сложной, так как существует много причин для неуспеваемости. Можно выделить одну из главных ветвей — студента — в качестве ствола и на этой основе строить диаграмму.
За главные ветви в этом случае могут быть приняты: физическое состояние, учебная дисциплина, личные проблемы, интерес к учебе, проблемы с транспортом и др.
Например, решить транспортную проблему можно, выбрав новый маршрут или выехав раньше.
Задание 3.1
С помощью анализа Парето оцените результаты работы за неделю двух печатников пятого разряда, обслуживающих по два печатных автомата на участке офсетной печати. Работа осуществляется в одну смену при пятидневной рабочей неделе. Работа первой группы сложности, в две краски. Исходные условные данные приведены в табл. 3.5*.
Таблица 3.5 Данные о дефектах
* В этой таблице используются следующие условные обозначения:
д — марашки; □ — выщипывание бумаги; О — дробление; ■ — дефекты печати иллюстраций; ш — прочие дефекты.
Задание 3.2
С помощью анализа Парето проведите статистические исследования качества изготовления полиграфической продукции за неделю в одном из цехов (участков) конкретного полиграфического предприятия. Для регистрации статистических данных используйте контрольные листки.
Задание 3.3
С помощью причинно-следственного анализа исследуйте проблему «студент не успевает по предметам», построив диаграмму Ишикава с главными ветвями: студент, преподаватель, условия обучения, методическое обеспечение. Проведите дальнейший анализ, взяв в качестве стволов перечисленные комплексные факторы. Наметьте пути решения главной проблемы по отдельным факторам.
Задание 3.4
С помощью причинно-следственного анализа исследуйте проблему понижения качества изготовления конкретной издательской продукции.
Литература
1. Всеобщее управление качеством (TQM): Учебник для вузов /Под ред. О.П. Глудкина. — М: Радио и связь, 1999.
2. Статистические методы повышения качества: пер. с англ. / Под ред. X. Кумэ. — М.: Финансы и статистика, 1990.