Методические указания к проведению занятия

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что обеспечить и улучшить качество продукции можно только на комплексной ос­нове, объединив в систему множество самых различных факторов, которые влияют на качество продукции.

Сложность современного производства порождает массу проблем качества, которые необходимо исследовать и анализировать с помо­щью объективных методов. Для этого в управлении качеством ис­пользуется ряд статистических методов. Среди них следует отме­тить анализ Парето и причинно-следственный анализ.

Анализ Парето

Этот статистический метод используется для привлечения вни­мания к производственным проблемам или причинам, их вызываю­щим, чтобы прояснить картину распределения потерь в производ­стве, выявить наиболее важные из них. Различные причины по-раз­ному влияют на возникновение потерь.

Осознанные действия по решению проблем позволяют ничего не упустить при их рассмотрении. Правильное определение проблем — это залог успешного их решения.

Анализ Парето — это методика, позволяющая определить про­блемы, влияющие на уровень качества, и помогающая расставить приоритеты в их решении. С помощью ранжирования причин про­блем данный метод позволяет сосредоточить усилия на устранении наиболее важных из них, влекущих появление потерь.

При проведении анализа данные статистического наблюдения оформляются в виде диаграммы Парето. Существует два вида та­ких диаграмм: диаграмма по результатам деятельности и диаграм­ма по причинам [2].

Диаграмма по результатам деятельности предназначена для вы­явления главной проблемы и отражает нежелательные результаты деятельности по факторам:

• качество (дефекты, отказы, рекламации и т. д.);

• себестоимость (затраты, объем потерь);

• сроки поставок (нехватка запасов, срыв сроков поставок и т. д.);

• безопасность (несчастные случаи, аварии и т. д.).
Диаграмма по причинам отражает причины одной из проблем,

возникающих в ходе производства, и используется для выявления главной из них, например, по следующим факторам:

• рабочий (смена, бригада, опыт работы, квалификация и т. д.);

• оборудование (смена, оснастка, организация использования и т. д.);

• материалы (изготовитель, вид материала, партия и т. д.);

• метод работы (условия производства, приемы работы, после­довательность операций и т. д.).

Рекомендуется сначала строить диаграмму по результатам.

Для построения диаграмм Парето собираются статистические данные по факторам. Но прежде всего необходимо определить эти факторы. Данные собираются в помощью контрольных листков, фор­ма которых разрабатывается для каждого конкретного случая в за­висимости от содержания (признаков) необходимой информации. В




Методические указания к проведению занятия - student2.ru

контрольных листках должны быть предусмотрены графы для под­ведения итогов по каждому проверяемому признаку.

Полученные данные сортируются по факторам в порядке убыва­ния суммы случаев по каждому фактору. Вычисляются также об­щая сумма случаев по всем факторам и доля в процентах по каждо­му фактору — кумулятивный (накопительный) процент. Все полу­ченные данные заносятся в таблицу (табл. 3.2).

Для построения диаграммы на вертикальной оси делается раз­метка от 0 до общей суммы количества случаев. Двигаясь слева на­право, по данным для каждого фактора строится столбец с высотой, соответствующей сумме случаев по данному фактору.

С правой стороны диаграммы на вертикальной оси откладывают­ся проценты от 0 до 100. Соответственно этой разметке по данным таблицы строится кумулятивная линия (рис. 3.1).

На диаграмме должна быть отражена информация о периоде на­блюдения, месте наблюдения, смене, бригаде, продукции и др.

Прочие причины обычно отмечаются правым крайним столбцом.

Если нельзя оценить существующие проблемы в денежном вы­ражении, то само исследование может оказаться неэффективным.

Причины потерь могут иметь комплексный характер. В этом слу­чае необходимо их детализировать путем построения диаграмм Па-рето по отдельным причинам. Например, диаграмма Парето постро­ена для комплексных причин А, Б, В, Г. Для детализации по комп­лексной причине А, включающей четыре причины, строится диаг­рамма Парето по причинам А1, А2, A3, А4.

Построив диаграммы результатов и причин за определенный пе­риод, разрабатывают мероприятия по устранению причин, прино­сящих наибольшие потери. Далее проводится новое исследование с помощью анализа Парето для тех же проблем качества.

Сравнив содержание диаграмм Парето, можно наглядно увидеть эффективность проведенных мероприятий.

Пример анализа Парето

Используя анализ Парето, исследуйте результаты работы за ме­сяц двух бригад на участке изготовления оригиналов для факсимиль­ной передачи полос в цехе иллюстрационных форм. Каждая бригада работает по две смены через день при пятидневной рабочей неделе. Начинает первая бригада.

Исходные условные данные приведены в табл. 3.1* .

Таблица 3.1

Данные о дефектах

Решение

1. Построим диаграмму по результатам деятельности. Для это­го составим специальную таблицу (см. табл. 3.2), используя дан­ные табл. 3.1.

Методические указания к проведению занятия - student2.ru * Здесь и далее в таблицах и рисунках используются следующие условные обозна­чения:

D — плотность «светов» и «теней» за пределами допуска; □ — дефекты монтажа (полосы перепутаны или косо смонтированы); О — слабый текст; ш - завуалирован­ная бумага.


Методические указания к проведению занятия - student2.ru

Методические указания к проведению занятия - student2.ru

Методические указания к проведению занятия - student2.ru

Методические указания к проведению занятия - student2.ru

Таблица 3.2

Рис. 3.1. Диаграмма по результатам деятельности

Рисунок 3.1 показывает, что число дефектов плотности «светов» и «теней» находится за пределами допуска. Ими надо заняться в пер­вую очередь.

2. Проведем построение диаграмм по причинам дефектов. 2а. Рассмотрим результаты работы каждой из бригад, используя данные табл. 3.3.

Таблица 3.3

Рис. 3.2. Диаграммы работы бригад

Из рис. 3.2 видно, что вторая бригада допускает больше дефек­тов, чем первая. Надо разобраться в причинах этого.

26. Рассмотрим результаты работы по дням недели (табл. 3.4), ис­пользуя данные табл. 3.1.

Таблица 3.4

Как показывает анализ рис. 3.3, больше всего дефектов соверша­ется в понедельник (16). Надо разобраться почему.

3. По результатам анализа Парето устанавливаются причины появления дефектов и разрабатываются мероприятия по их уст­ранению.

Например, причиной дефектов вида Л является запаздывание сдачи материалов редакциями. Для устранения этого вида дефектов необходимо проводить денситометрические измерения на всех эта­пах изготовления продукции.


Методические указания к проведению занятия - student2.ru

Методические указания к проведению занятия - student2.ru

Рис. 3.3. Диаграммы работы по дням недели

Наши рекомендации