Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
Названия некоторых тем уроков может не совпадать с названием параграфов в учебнике.
Рабочий урок начинается с выявления исходного противоречия посредством различных приемов - смыслового вопроса, постановки проблемы, организации учебной дискуссии, анализа исторического документа, с опорой на ранее изложенный материал и информацию учителя. Цель данного этапа - формулирование частной учебной задачи.
Формулирование частной учебной задачи начинается с наводящего вопроса учащимся: ,
- Вспомните, в чем заключается предмет обществознания, какие явления жизни общества он охватывает?
Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников отметить её в тетрадях, после чего произносит вводную речь, обобщая сделанные учащимися высказывания, и отмечает специфику изучаемой дисциплины.
Вводно-организационная часть.
Учитель, пользуясь пояснительной запиской, показывает учащимся учебник, объясняет его структуру, особенности работы с ним, а также особенности изучения истории, особо обращая при этом внимание на то, что человек должен иметь самостоятельную позицию, высказывать и доказывать собственное мнение.
Собственно учебная деятельность
2.1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
Затем учитель осуществляет подробный разбор каждого из предложенных к рассмотрению терминов: социум, социальная сфера, социология.
2.2. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение
нового материала.
Учитель объясняет учащимся сущность, механизмы функционирования и структуру таких явлений исторического процесса, как «цивилизация», «государство» и «народ».
Учащиеся в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться составить план действий по решению учебной задачи, который оформляется в процессе беседы. Этот план призван расчленить частную учебную задачу на отдельные вопросы.
Учебник, учебные пособия, хрестоматии и т.п. становятся средством решения учебной задачи. Данное планирование позволяет использовать в качестве источника информации практически любой школьный учебник.
3. Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание.
В целях активизации мотивационного компонента учебной деятельности на вводном занятии рекомендуется небольшое и несложное задание, например, подготовить небольшое письменное сочинение «Особенности развития российского общества на современном этапе» и т.д.
Глава 1. Государство.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕМЫ:авторитаризм, тоталитаризм, парламент, активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум, государство, суверенитет, суверенность, функция государства, государственная монополия, гражданское общество, гражданство, правовое государство, монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент, национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя, политическая партия, многопартийность, политическая программа, сила, власть, авторитет, иерархия власти.
Урок 2. Политическая власть.
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Цель и задачи урока:
ЗНАТЬ:сущность политической власти, теорию и принципы разделения политической власти.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:сила, власть, авторитет, иерархия власти.
План урока:
1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)
В начале урока учащиеся зачитывают заданные на прошлом уроке сочинения.
Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)
Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
В вводной речи учитель кратко обобщает все ранее изученное, объявляет о начале новой темы и сообщает её основное содержание.
Перед началом разбора новой темы учитель задает ряд наводящих вопросов учащимся, узнавая их видение и понимание сущности таких социальных явлений, как политическая власть, политическая воля и политическая сила. Целесообразно спросить учащихся об их понимании таких дефиниций, как авторитет, верховная власть, например: «Кто в вашей семье имеет большую власть? Почему вы слушаетесь своих родителей или учителей?»
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 1 учебника.
Урок 3. Государство.
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Цель и задачи урока:
ЗНАТЬ:сущность государства, функции государства, признаки государства, основные теории образования государства, основные государственные институты, причины возникновения государства.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:государство, суверенитет, суверенность, функция государства, государственная монополия.
План урока:
1. Проверка домашнего задания (10 - 20 мин.)
Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме и изученному параграфу.
Внутренние функции.
Охранительная функция.
Эта функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, -это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются, главным образом, в общественных местах и по-своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений, посягающих на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Мера наказания должна быть соразмерна вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации (пункт 1) сказано, что "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией."
Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17-64 Конституции Российской Федерации
В статье 35 (пункт 2) сказано, что каждый вправе иметь иму- -щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.
Экологическая функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция "государства-ночного сторожа") до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
Внешние функции
Функция защиты извне.
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом".
Согласно этому закону, все мужчины-граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации, "гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой". Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учиться в военно-учебных заведениях. В этом случае они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, "Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение..."
За воинское преступление - преступление против установленного порядка несения воинской службы - военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238-269 Уголовного Кодекса РСФСР.
Практическое исполнение функции защиты извне также может быть возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствии с Конституцией. Характер задач, выполняемых вооруженными государственными организациями, обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.
К особым вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
2. Функция сотрудничества с другими странами.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства, В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО).
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
I. Политические отношения.
Государство обязано защищать своих граждан, находящихся на территории других государств, и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2. Экономические отношения.
Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
3. Культурные отношения.
Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 2 учебника.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 3 учебника.
Урок 5 Формы правления.
Тип урока: рабочий(комбинированный)
Цель и задачи урока:
ЗНАТЬ:понятие формы правления и государственного режима.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.
План урока: 1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)
Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме, изученному параграфу и зачитывают сочинения.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 4 учебника.
Урок 6 Политические режимы.
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Цель и задачи урока:
ЗНАТЬ:сущность политического режима, разновидности политических режимов, основное отличие демократических от недемократических режимов, социально-политическую сущность тоталитаризма и авторитаризма.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:авторитаризм, тоталитаризм, парламент.
План урока: 1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)
Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме, изученному параграфу и зачитывают сочинения.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 5 учебника.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 6 учебника.
Урок 8 Выборы.
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Цель и задачи урока:
ЗНАТЬ:сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания (10 - 20мин.)
Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме и изученному параграфу.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 7 учебника.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 8 учебника.
Глава 2. Право.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕМЫ:брачный контракт, правоспособность, дееспособность, преступление, проступок, наказание несовершеннолетних, имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск, Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности, потребитель, исполнитель, изготовитель, социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права, трудовое право, детский труд, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.
Контрольный тест.
Подведение итогов осуществляется при помощи тестирования.
Вопросы теста:
/. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова?
а) демократический;
б) тоталитарный;
в) либеральный.
2. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно
осужден?
а) на устное извинение секретаря судебного заседания;
б) на получение справки о случившейся судебной ошибке;
в) на возмещение государством причиненного ему вреда.
3. Может ли быть закрыта религиозная секта, которая, привлекая в свои ряды молодых людей, настраивает их против семьи, родителей, школы, приводит их к психическим заболеваниям?
а) может;
б) не может;
в) для закона это безнравственно.
4. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?
а) во всех сферах жизни и деятельности;
б) только среди своих друзей;
в) только в семье.
5. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:
а)отдельно от взрослых;
б) вместе со взрослыми;
в) это не имеет существенного значения.
6. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением
свободы выражения мнений учащихся?
а) да, являются;
б) нет, не являются;
в) все зависит от страны.
7. Какая известная международная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах, вне зависимости от политической и государственной системы?
а) "Международная амнистия";
б) "Общество в защиту прав человека";
в) "Союз жертв тоталитаризма".
8. Какие властные государственные учреждения должны обладать наиболее масштабным и действенным средством защиты
прав населения?
а) магистратуры;
б) суды;
в) мэрии.
9. Как именуется должность человека, избираемого Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и
содействия тем, чьи права ущемлены?
а) магистр;
б) председатель союза правозащитников;
в) уполномоченный по правам человека.
Тестирование позволяет проконтролировать фактический объем знаний, усвоенных учащимися. Но в любом случае учитель должен обобщить итоги урока-дискуссии, дать соответствующую оценку проделанной работе, сделать необходимые выводы, что позволит избежать ошибок на следующих занятиях курса "Обществознание".
4.2. Контрольные вопросы.
В оставшееся время на данном уроке учащиеся выполняют задания 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8 на стр. 81.
Выполнение данных заданий возможно как письменно, так и устно при использовании различных форм обучения - фронтальным, групповым и индивидуальным способом.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 9 учебника.
Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
Названия некоторых тем уроков может не совпадать с названием параграфов в учебнике.
Рабочий урок начинается с выявления исходного противоречия посредством различных приемов - смыслового вопроса, постановки проблемы, организации учебной дискуссии, анализа исторического документа, с опорой на ранее изложенный материал и информацию учителя. Цель данного этапа - формулирование частной учебной задачи.
Формулирование частной учебной задачи начинается с наводящего вопроса учащимся: ,
- Вспомните, в чем заключается предмет обществознания, какие явления жизни общества он охватывает?
Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников отметить её в тетрадях, после чего произносит вводную речь, обобщая сделанные учащимися высказывания, и отмечает специфику изучаемой дисциплины.