Вопрос 2. Требования к стилю управления
Рассмотрим профессионально-организаторские и нравственно-психологические черты стиля руководства.
П р о ф е с с и о н а л ь н о-о р г а н и з а т о р с к и е черты стиля—это деловитость в работе, научный подход, чувство нового, умение выделять перспективу, предприимчивость и высокая культура труда.
Деловитость означает умение принимать обоснованные решения в сложной и даже противоречивой обстановке, оперативность в работе, т, е. своевременное реагирование на происходящие изменения, распорядительность — умение быстро и четка отдавать распоряжения и контролировать их реализацию, способность расставлять людей по должностям и рабочим местам с учетом их способностей и интересов и организовать их совместную работу.
Научный подход к управлению означает принятие управленческих решений на основе знания закономерностей управления и закономерностей, лежащих в основе того дела, которое является целью управления, точного знания фактов, характеризующих обстановку, исследовательского подхода к накопленному опыту. В современных условиях решение задачи интенсификации общественного производства, обеспечения высоких темпов развития требует от руководителя умения правильно оценивать достижения науки и передового опыта и практически их реализовывать. Для руководителя важно умение организовать научный поиск, эксперимент, эффективно применять методы программно-целевого планирования и управления.
Сложность производственных связей, быстрое изменение обстановки, определяющей условия производства, требует от руководителя предприимчивости, т. е. способности находить выход из трудных ситуаций без нарушения присущих социализму этических, экономических и других норм с целью умножения общественного богатства, повышения благосостояния народа.
Нравственно-п с и х о л о гические черты с т и л я. Всеобщий характер человеческой морали (нравственности) не исключает необходимости учитывать ее специфические требования к тем или иным видам профессиональной деятельности и прежде всего к деятельности по управлению людьми.
К руководителям, управленческим работникам общество предъявляет повышенные нравственные требования, определяемые той высокой ролью, которую они выполняют в общественном. Именно от руководителя и органов управления различных уровней трудящиеся ждут справедливых решений, правдивости, заботы о сохранении общественного достояния и т. д.
Особенно высоким нравственным требованием должен отвечать руководитель, в котором подчиненные хотят видеть эталон нравственности, с него берут пример, ему подражают. Если руководитель постоянно опаздывает на совещания, то вскоре его примеру последуют и другие; если руководитель груб с подчиненными, то окружающие его сотрудники также перенимают грубость,
Рассмотрим некоторые из этических норм руководителя.
Демократичность находит выражение в простоте общения, доступности, одинаковом отношении ко всем подчиненным, терпимости к недостаткам в характере людей, их индивидуальным особенностям. Демократический руководитель обращается с подчиненными как старший товарищ. Важна и форма общения. В служебной обстановке ко всем сотрудникам следует преимущественно обращаться на «Вы. В процессе общения не следует одних сотрудников выделять перед другими, это может восприниматься как пристрастное отношение. Внимательное, деловое отношение к критике в свой адрес, проявление уважения к предложениям, даже если они не во всем правильны, уважительное отношение к тем, кто высказывает противоположное мнение—все это способствует созданию в коллективе условий для взаимодоверия и взаимоуважения.
'Требовательность является средством поддержания необходимой дисциплины труда. Для того чтобы требовательность была действенной, она должна быть справедливой, постоянной, принципиальной, одинаковой для всех, включая самого себя. Руководитель, нарушающий дисциплину, не имеет морального права требовать ее соблюдения от других. Определяя требования к подчиненным необходимо учитывать их способности и имеющиеся объективные возможности. Требовательность не должна быть чрезмерной.Тактичность, вежливость, выдержанность — важные составляющие этики руководителя. Руководителю необходимо четко усвоить что, имея право распоряжаться подчиненными в процессе труда, он лишен юридического и морального права обращаться с ними грубо, оскорблять и унижать их достоинство. Такое обращение безнравственно, а в некоторых случаях может рассматриваться как уголовное преступление. Тактичность и вежливость руководителя проявляются в том, как он критикует и оценивает работу своих подчиненных. Наиболее эффективна объективная, доброжелательная, конструктивная критика, проникнутая стремлением оказать помощь в исправлении недостатков. В любых условиях руководителю следует проявлять выдержку и не придираться к мелочам,
Скромность и простота — это умение руководителя держать себя с подчиненными и коллегами естественно, не подчеркивая своих достоинств и заслуг, а также своей власти. Недопустимо проявление высокомерия, чванства, зазнайства, приписывание себе заслуг подчиненных. Скромный руководитель не говорит «я построил объект», а скажет, что его построил коллектив и отметит лучших. Он не допускает восхваления себя со стороны подчиненных, непримирим к подхалимству, угодничеству, не заискивает перед начальством и не подлаживается под мнение подчиненных, не ищет «дешевой» популярности.
Эстетические черты стиля определяются красотой управленческого труда. Если этические черты стиля оцениваются этическими нормами — нормами морали, то эстетические—представлениями о красоте и прекрасном. Эстетические черты стиля характеризуются красотой самого процесса управления и управленческих отношений, эстетичностью рабочей среды, результатов труда и внешнего облика сотрудников. Эстетизация труда особенно важна в связи с задачами превращения труда в первую жизненную потребность человека и эстетического воспитания трудящихся. Нельзя сделать привлекательным труд, реализуемый в безобразных и уродливых формах.
Содержание труда, его этика и эстетика находятся в органическом единстве. Идейно-политическая убежденность, высокие цели, добросовестность, справедливость, проявление внимания и уважения к человеку воспринимаются как духовная красота. Безыдейность, корыстолюбие, высокомерие, чванство, недобросовестность. карьеризм, пренебрежение к людям, наоборот, рассматриваются как понятия социально-безобразного и уродливого. Самая красивая работа — это хорошо сделанная работа. Красивым может быть творчески выполненное, оригинальное, дающее большой эффект решение, по-деловому проведенное совещание, хорошо организованный прием посетителей, выступление на собрании, грамотно составленный и хорошо оформленный документ.
Важна эстетическая обстановка, в которой осуществляется управление. Архитектурно-цветовое оформление интерьера, рациональная и красивая мебель, цветы, чистота и порядок на рабочем столе —все это производит благоприятное впечатление. Немалое значение имеет и внешний облик руководителя и вообще управленческого работника. Опрятная, хорошо подогнанная модная одежда, аккуратная прическа, хорошая манера держаться, выражающаяся в мимике, жестах, позе, походке, интонациях речи, создают впечатление о человеке и, в известной степени, определяют отношение к нему. Эстетичность должна быть во всем. Возьмем, например, выдачу денежной премии. Ее можно выдать через кассу, где рабочему придется выстоять длинную очередь, но она может быть вручена на собрании коллектива, в торжественной обстановке, в красивом конверте руководителем высокого ранга. В первом случае радость быть отмеченным премией будет омрачена невниманием, очередью, в другом, наоборот, усилена торжественностью обстановки.
Вопрос 3. Типичные недостатки стилей и пути их устранения
Наиболее распространенными недостатками стиля являются: бюрократизм, формализм, карьеризм, местничество и ведомственность, технократизм, консерватизм, недооценка важности перспективных вопросов, штурмовщина, волюнтаризм и другие.
Бюрократизм происходит от слова бюрократия (господство канцелярии), означающего (по определению В. И. Ленина) отрыв органов власти (канцелярии) от воли и решения большинства членов организации..
Термин бюрократия в западных странах употребляется и в положительном смысле как общие принципы работы социальных организаций (строжайшая регламентированность, безличность, рациональность, ограниченность ответственности).
Карьерист является опасной формой бюрократизма. Среди карьеристов много высокопрофессиональных специалистов, умеющих принимать правильные решения. Карьерист ориентируется не на служение делу, обществу, коллективу, а на служение лицам, от которых зависит его служебное положение, уровень оплаты и получение других благ. Поэтому карьерист подхалимничает и приспосабливается к наиболее влиятельным лицам и стремится окружить себя себе подобными, которые бы способствовали его продвижению.
Местничество и ведомственность также являются формой проявления бюрократизма. Они выражаются в том, что в ущерб интересам всего общества Отдается предпочтение интересам данного района, города , интересам своей отрасли, своего предприятия и своего участка работы. Ведомственные и местные интересы учитывать, конечно. необходимо, но нельзя допускать, чтобы они удовлетворялись в ущерб общенародным интересам.
Технократизм заключается в том, что при решении возникающих проблем техническим и технологическим факторам отдается приоритет перед политическими, экономическими и социально-психологическими факторами. Объективной основой технократазма является огромная роль техники и технологии в производстве. Однако технократы забывают, что самая прогрессивная техника не дает ожидаемого результата, если приводящие ее в движение люди плохо воспитаны и недостаточно обучены, экономически и морально не заинтересованы в результатах своего труда, если они работают в условиях ненормального морально-психологического климата и т. п. Руководители технократического типа, как правило, недооценивают роль управления для развития и функционирования техники. Между тем технический прогресс, организация использования техники зависят прежде всего от управления этими процессами. Многие недостатки, связанные с замедленным внедрением передовой техники и технологии, обусловлены именно недостатками в управлении научно-техническим прогрессом
Консерватизм означает приверженность к сложившимся фрмам и методам работы. Стремлению к их сохранению, противодействие прогрессивным тенденциям развития, внедрению передовых достижений. Почвой для консерватизма является стереотипность человеческого мышления. Поэтому консерватор внешне ратуя за прогресс, стремится занять позицию выжидания, затяжек и проволочек, отодвигая внедрение НТП.
Штурмовщина порождается тем, что своевременно не решаются перспективные вопросы, упускается время, и затем руководитель старается выполнить плановое задание любой ценой. Работы ведутся не считаясь с затратами, техническими и технологическими нормами, трудовым законодательством. В итоге производительность труда падает, качество строительства снижается, срываются планы работ по другим объектам, при завершении которых приходится организовывать новые штурмы. Штурмовщина наносит огромный ущерб народному хозяйству.
Волюнтаризм как недостаток стиля состоит в том, что руководитель при принятии решений опирается не на закономерности и реально складывающиеся объективные условия, не на опыт и знания специалистов, а на свои субъективные представления о проблемах и условиях их реализации, на свою волю и предоставленную ему власть. Решения руководителя волюнтаристского типа изобилуют ошибками, снижающими эффективность производства.
К другим недостаткам стиля относится чрезмерное уклонение в сторону излишнего демократизма, что выражается в увлечении заседаниями, совещаниями; очковтирательство и «показуха», когда стремятся с помощью манипуляций с цифрами создать впечатление видимости благополучия, скрыть имеющиеся недостатки; протекционизм и семейственность в работе с кадрами.
Пути преодоления недостатков стиля. Имеющиеся извращения в стиле руководства обусловлены многими причинами, но прежде всего недостатками в подготовке и воспитании руководителя. Важнейшие пути преодоления отрицательных явлений в стиле руководства — это овладение руководящими кадрами знаниями в области управления, искусством управления, развитие науки управления, повышение культуры управленческой деятельности, усиление идеологической работы с управленческими кадрами, их политическая закалка, воспитание ответственности» повышение требовательности, усиление совершенствование хозяйственного механизма, методов оценки и стимулирования деятельности руководителей. Снижение ответственности руководителя, либеральничание с ним порождает чувство безнаказанности и вседозволенности.
Действенным методом борьбы с извращениями стиля руководства, как и с другими недостатками, является критика и самокритика. Ценность критики определяется ее правдивостью, доказательностью, конструктивностью, значимостью поднимаемых вопросов, а не резкостью выражений.. Отношение к критике, умение правильно ее воспринимать и по-деловому на нее отвечать, является критерием политической зрелости руководителей. Преследование за критику является тяжким злом, виновные в этом привлекаются к ответственности.
Важным средством борьбы с бюрократизмом и другими недостатками стиля является дальнейшее вовлечение трудящихся в управление производством. Одновременно это и действенная форма контроля снизу деятельности руководящих органов.