Кто являлся проводником советской помощи ? 1 страница
Германский вопрос
Важнейшей и сложной проблемой послевоенного мирного урегулирования, дальнейших взаимоотношений великих держав являлся германский вопрос. Его решение осложнялось тем, что Германия была разделена на четыре зоны оккупации, формально управляемые Контрольным Советом по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, общим для всей Германии.
Советская военная администрация Восточной Германии руководствовалась специальным положением Совнаркома от 6 июня 1945 г., составленным в соответствии с решениями антигитлеровской коалиции. В советской зоне оккупации раньше чем в других было разрешено создание политических партий и профсоюзных организаций. К середине 1945 г. во всех городах и селах Восточной Германии были образованы органы местного самоуправления, а спустя полгода после капитуляции Германии уже функционировала администрация земель, наделенная правом издавать распоряжения, имеющие силу законов. В течение 1945—1948 гг. в советской зоне была проведена аграрная реформа, конфисковано и передано в собственность немецкого самоуправления имущество военных преступников и нацистских активистов, ликвидировано господство монополий, о а основе Потсдамских соглашений в Восточной Германии были расформированы части вермахта, ликвидированы военные заводы, сооружения, склады и т.д. Комиссия представителей четырех держав
констатировала, что на 1 декабря 1947 г. работы были полностью завершены.
10 марта 1948 г. германо-советские комиссии по денацификации, выполнив поставленные задачи, прекратили свою деятельность.
По-иному обстояли дела в оккупационных зонах США, Англии и Франции. Советский Союз неоднократно на заседаниях Контрольного Совета, сессиях Совета министров иностранных дел четырех держав приводил факты саботажа по демилитаризации Западной Германии. Особо опасным было сохранение крупных формирований из немецких военнослужащих. В американской зоне они насчитывали 580 тыс., во французской — до 35 тыс. человек. Английские и американские власти продолжали сохранять немецкие военные соединения под видом «рабочих батальонов», «рот охраны», «промышленной полиции», «служебных групп» — до 150 тыс. человек.
СССР прилагал немалые усилия по объединению Германии. Однако 2 декабря 1946 г. США и Англия подписали соглашение о создании так называемой объединенной зоны — Бизоний. США, Англия и Франция возражали как против создания общегерманского парламента, так и против образования центрального правительства на основе всеобщих выборов. Американский госсекретарь Маршалл заявил, что он сомневается в способности немецкого народа разумно подойти к решению такого важного вопроса.
В первой половине 1948 г. в Лондоне состоялся ряд сепаратных совещаний представителей США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, которые завершились принятием решения о создании Федеративной Республики Германии и включении Западной Германии в систему «плана Маршалла».
24 июня СССР устанавливает полную сухопутную блокаду западных секторов Берлина, снабжение которых вплоть до мая 1949 г. будет производиться по воздушному мосту.
В начале августа в состав ФРГ вошла французская зона.
7 октября 1949 г. Народный совет Восточной Германии единодушно принял манифест о создании Германской Демократической Республики и провозглашении утвержденной ранее III Немецким народным конгрессом Конституции. Советское правительство признало законным образование ГДР.
Сепаратные, раскольнические действия великих держав покончили с единством Германии, привели к резкому обострению международной обстановки.
Проблема мира на Дальнем Востоке
Коренные изменения произошли и на Дальнем Востоке. 2 сентября 1945 г. был подписан акт о капитуляции Японии. Советское правительство считало, что победа над милитаристической Японией должна быть закреплена как путем демилитаризации и демократизации страны, так и заключением мирного договора. В марте 1946 г. США предложили заключить четы-рехсторонный договор о разоружении и демилитаризации Японии с участием США, Англии, СССР и гоминьдановского Китая. Однако американский проект договора, переданный Советскому правительству в июне 1946 г., не содержал гарантий действительной милитаризации Японии. К тому же решения по основным вопросам, вытекающим из договора, должны были приниматься большинством голосов, что ставило СССР в неравное положение.
Сформулировать политическую линию, принципы и общие основания, в соответствии с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, должна была Дальневосточная комиссия в составе представителей 11 государств: СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин. 19 июня 1947 г. было принято решение «Об основной политике в отношении Японии после капитуляции».
С 1948 г. правительство США стало открыто игнорировать решения Дальневосточной комиссии, а 8 сентября 1951 г. подписало мирный договор с Японией. Представители СССР, Польши, Чехословакии, Индии и Бирмы не подписали договор.
(2) Почему Советский Союз не подписал мирный договор?
Таким образом, не прекращалось состояние войны между Японией и СССР, Китаем, Индией, Бирмой и другими государствами, насчитывавшими более миллиарда человек населения.
Важное место в политике СССР на Дальнем Востоке отводилось Китаю, где 1 октября 1949 г. была провозглашена Народная Республика. Победа китайских коммунистов, которую они завоевали в двадцатилетней гражданской войне с Гоминьданом Чан Кайши, обеспечивалась мощной поддержкой со стороны Советского Союза. Советские специалисты помогли сформировать, оснастить и обучить 800-тысячную армию.
Торгово-экономическое сотрудничество советских организаций с народно-демократической администрацией Северо-Востока Китая, прямая помощь СССР в укреплении военно-экономического потенциала, восстановление военных и хозяйственных коммуникаций сыграли важную роль в превращении этого района в стратегический плацдарм Народно-освободительной армии Китая для разгрома маньчжурской военной группировки и в целом гоминьдановского режима.
Основополагающую роль в упрочении международного положения КНР и развитии советско-китайских отношений сыграл Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. Оба правительства обязывались бороться против любой угрозы агрессии со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединялось бы с Японией; даже в том случае, если агрессия будет предпринята против одной из двух стран, они обязывались предоставить потерпевшей стороне помощь, включая военную. В соответствии с договором СССР и КНР устанавливали тесное экономическое сотрудничество. Советский Союз предоставил Китаю кредит в 300 млн. долл., а затем 520 млн. руб. на льготных условиях. Железные дороги и база Порт-Артур должны были быть возвращены Китаю в 1952 г., порт Дальний — в 1950 г.
© Какова судьба Порт-Артура и порта Дальний?
Проблема мира на Дальнем Востоке обострилась и в связи с образованием в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики, в ответ на образование в мае 1948 г. в Южной Корее так называемой Корейской Республики. Особого накала достигли международные отношения в период гражданской войны в Корее и участие в ней США, Китая и СССР — 1950—1953 гг. Мир был на грани третьей мировой войны.
«Холодная война»
В развитии основных проблем международной жизни в послевоенные годы — европейской, германской, дальневосточной и других наиболее ясно проявилось противостояние блоков во главе с США и СССР, которое переросло в «холодную войну».
«Идеологическим манифестом» империализма явилась речь Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, США в при-
сутствии президента Трумэна. Впервые после войны на высоком уровне провозглашался «крестовый поход» против коммунизма и выдвигалась программа америко-английского мирового господства «не только в наше время, но и на грядущие столетия». Англичане опасались за судьбу своей колониальной империи, американцы были полны решимости ограничить сферу советского влияния и, развивая «доктрину Трумэна» и «план Маршалла», обеспечить свои действия по расширению политического, экономического и военного господства США. К концу 1947 г. 2/3 американцев считали СССР потенциальным противником.
Q) В чем американцы видели опасность со стороны СССР?
Советская внешняя политика была построена на принципах мирного сосуществования двух систем. Сталин формулировал задачу «сделать невозможным возникновение новой агрессии и новой войны если не навсегда, то по крайней мере в течение длительного периода времени».
® А как обстояло дело на практике?
Советские руководители неоднократно выражали уверенность в том, что дальнейшее развитие дружественных связей участников антигитлеровской коалиции возможно и желательно. Был высказан ряд конкретных соображений о путях налаживания взаимовыгодных соглашений с США о займах и кредитах; об усилении политических, торговых и культурных связей с Англией и США; периодических встречах на высшем уровне для обсуждения актуальных международных вопросов.
(9) Чем не мог поступиться партийно-советский режим ?
В целях смягчения конфронтации Советский Союз внес конкретные предложения в ООН по всеобщему сокращению вооружений, запрещению атомного оружия, выводу иностранных войск с территорий других государств. Советское правительство призывало отказаться от образования замкнутых блоков и группировок, направленных против других государств.
В марте 1948 г. по инициативе Англии был создан первый военный блок западноевропейских стран — Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, получивший наименование Западного союза.
В апреле 1949 г. якобы для защиты от «угрозы коммунистической агрессии, нависшей над странами Западной Европы» США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия и Люксембург образовали Североатлантический союз (НАТО), в который вошли в 1952 г. Турция и Греция, а в 1955 г. — ФРГ.
26 сентября 1949 г. в Советском Союзе была испытана атомная бомба, а 20 августа 1953 г. — водородная. Таким образом, СССР стал обладателем самого мощного смертоносного оружия.
Так противостояние двух противоположных социально-экономических систем перерастало в вооруженную конфронтацию, в основе которой лежала не только классовая неприязнь, но и неспособность дипломатии консолидировать миролюбивые демократические силы и остановить организаторов «холодной войны». К тому же человечество еще не осознавало смертельную глобальную угрозу ракетно-ядерного вооружения.
Основные события и даты
Совещания министров иностранных дел: в Лондоне — 11 сентября—2 октября и в Москве 16—26 декабря 1945 г.
Подписание мирных договоров СССР, США, Англией и Францией с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией — февраль 1947 г.
Создание Совета Экономической Взаимопомощи странами социалистической ориентации — 5—8 января 1949 г.
Образование ФРГ — 23 мая 1948 г.; образование ГДР — 7 октября 1949 г.
Образование Китайской Народной Республики — 1 октября 1949 г.
Создание Североатлантического союза (НАТО) — 8 апреля 1949 г.
Контрольные вопросы
1. Как изменилась карта мира после войны?
2. Какова судьба бывших союзников Германии?
3. Почему СССР и его союзники отвергли «план Маршалла»?
4. Возможно ли было сохранить единство Германии?
5. Какие проблемы юаимоотношений были между СССР и Японией?
6. Что такое «холодная война»?
Источники II литература
Архивы раскрывают тайны... Международные вопросы: события и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1991.
Громыко Л.А. Памятное. Кн. 1—2. М., 1988.
Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1992.
Корниенко Г.М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. М., 1994.
Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1989.
У истоков социалистического содружества: СССР и восточноевропейские страны в 1944—1949 гг. / Отв. ред. Л.Я.Гибиан-ский. М., 1995.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Военный паритет СССР и США.
2. Послевоенные совещания министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции.
3. «Советизация» стран Восточной Европы.
4. Проблема Берлина.
5. Противоречия между СССР и Японией.
6. Роль СССР в «холодной войне».
23. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ
В СЕРЕДИНЕ 40-х-СЕРЕДИНЕ 60-х ГОДОВ
ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ АТМОСФЕРУ. ИЗМЕНЕНИЯ
В РУКОВОДСТВЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА. XX СЪЕЗД КПСС.
МОРАЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И РОЛЬ ПАРТИИ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРНАЯ
ЖИЗНЬ СТРАНЫ. ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
Влияние войны на общественную атмосферу
Война не только изменила судьбы многих народов, но и вновь противопоставила их, исходя из идеологических представлений своей дальнейшей жизни. Сталинский опыт построения социа-лизма стал культивироваться в ряде стран Европы и Азии. Ав-торитет Советского Союза среди рабочего и коммунистического движения значительно возрос. Вместе с тем не все безоговорочно принимали большевистский стиль социалистического строительства, значительно усилилась общественно-политическая борьба внутри каждой страны.
(J) Какую «помощь» оказывало советское руководство «братским» партиям?
«Опьянение победой», «пафос восстановления страны», идеализация советского строя и боготворение «великого вождя Сталина» постепенно, но настойчиво вытесняли основной вопрос в сознании советских людей: «Что же дальше?» Все большее их
число приходило к осознанию того, что «жить так дальше нельзя, просто нет сил так жить». И вполне естественным становилось не только обсуждение трудностей жизни, но и поиск мер по ее изменению к лучшему.
@ Чем не устраивало массы существующее положение?
С 1946 г. в стране проходит ряд судебных процессов по делам молодежных групп, которые в следственных материалах квалифицировались как «антисоветские» и даже «террористические». Так, в августе 1946 г. в Верховный Суд РСФСР поступило сразу три дела по «контрреволюционной деятельности» молодежи г.Че-лябинска. Первое из них касалось пятерых молодых людей, которые обвинялись в организации конспиративных встреч, контрреволюционных переговорах, распространении «клеветнических измышлений» о перерождении коммунистической партии, бюрократизации Советского правительства, об отсутствии демократии в СССР. Члены группы приняли воззвание «Манифест идейной коммунистической молодежи», в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима. Участники другой группы, в основном студенты, обвинялись в организации нелегального антисоветского общества «Снежное вино», которое выпускало поэтический альманах в традициях символизма, что якобы являлось маскировкой контрреволюционного содержания публикаций. По третьему делу проходили семь школьников, «подрывная деятельность» которых заключалась в том, что они «писали и размножали от руки печатными буквами контрреволюционные листовки, в которых призывали к свержению правительства». Аналогичные молодежные группы от 3 до 10 человек были «раскрыты» органами КГБ в Москве, Воронеже, Свердловске и других городах страны. И это не случайно. Начинался организованный поход против инакомыслия.
Идеологическое давление на творческую интеллигенцию было сделано в постановлении ЦК ВКП(б) (август 1946 г.) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», которые «утратили дух соцреализма и партийности». В марте 1947 г. по предложению А.А.Жданова, было принято постановление ЦК ВКП(б) «О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах», что фактически не соответствовало каким-либо законодательным нормам,
® Каков был результат партийного давления?
12 Заказ 503
Таким образом, авторитарно-бюрократическая система, нуждающаяся в постоянном нагнетании страха, взаимного недоверия вновь наталкивала толпу на поиск «врагов народа», одобрение действий властей. Борьба с «космополитизмом», «Ленинградское дело», «дело кремлевских врачей» и другие «дела» явились очередным витком репрессий, очищающих от инакомыслящих. К тому же Сталин подвергал критике и ближайших соратников — Молотова, Микояна, Ворошилова. Так выявлялись «конкретные виновники», мешавшие Сталину строить социализм.
© Что должно было последовать за критикой высшего партийного руководства ?
Изменения в руководстве партии и государства
С 5 по 14 октября 1952 г. в Москве проходил XIX съезд партии, на котором ВКП(б) была переименована в КПСС. С отчетным докладом ЦК за 13-летний период выступил член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков, хотя фактический руководитель партии и страны — И.В.Сталин — присутствовал на съезде.
© Почему не выступил Сталин ?
Касаясь положения в партии, Маленков акцентировал внимание на четырех пунктах: 1) самокритика и критика «снизу»;
2) «дисциплина партийная и государственная» едина для всех;
3) подбор кадров проводить более строго, «без кумовства и личных капризов»; 4) не допускать возрождения «буржуазной идеологии» и «антиленинских групп». Эти положения выдвигались в качестве причины для обоснования изменений в Уставе партии.
В докладе члена Политбюро ЦК, первого секретаря МК ВКП(б) Н.С.Хрущева членам партии предписывалось исполнение новых обязанностей. Они включали критику и самокритику; запрет любых форм «двойной дисциплины»: одной — для руководителей, другой — для рядовых членов; уважение к «секретности в партии и государстве»; обязанность докладывать наверх о местных «недостатках», «невзирая на лица»; подбор руководителей без каких-либо соображений дружбы, родства или землячества.
Как вц расцениваете новые обязанности членов партии ?
Столь существенные новшества в наведении партийной и государственной дисциплины не могли появится без ведома Сталина и были чреваты более глубокими последствиями. Такие же антибюрократические преобразования 1928 и 1937 гг. закончились в первом случае бескровной расправой, во втором — кровавым террором. Сталин, видимо, еще раз был готов возло-жить всю ответственность за нищету и бесправие советских граждан на руководящие кадры, обюрократившуюся корпорацию партийно-государственных функционеров, порожденных диктаторским режимом и являвшихся его неотъемлемой частью.
@ Нужны ли «чистки» обюрократившегося госаппарата?
На первом заседании ЦК, избранного съездом, Сталин затронул вопрос о возможности своей отставки. Ответом ему был традиционный протест всех присутствующих. К всеобщему изумлению он подверг резкой критике своих ближайших соратников — Молотова и Микояна; первого из них он обвинил в серьезных ошибках, второго — в «троцкизме». По предложению Сталина было упразднено старое Оргбюро, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК в расширенном и значительно обновленном составе — 25 членов и 11 кандидатов. Сталин считал, что необходимо сохранить и бюро, но в более узком составе, не объявляя об этом публично.
(9) Какие цели преследовал Сталин, изменяя структуру высшего партийного руководства ?
Теоретически все изменения в Уставе партии и ее руководящих органах были обоснованы, все зависело от их практического выполнения, соблюдения норм демократии и законности.
® Как заведомо попирались демократия и законность?
5 марта 1953 г. И.В.Сталин умер. На следующий день на совместном заседании ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение в соответствии с Уставом КПСС образовать единственно полноправный руководящий партийный орган — Президиум ЦК, но в более узком составе — 10 членов и 4 кандидатов. Подавляю-
щее большинство из них представляли «старую гвардию» (Маленков, Берия, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, Каганович, Микоян), но были и «новички» (М.З.Сабуров и М.Г.Первухин входили в состав секретного бюро ЦК КПСС).
Главой правительства был избран Маленков, Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Ворошилов. Организационную работу Президиума ЦК КПСС поручено было вести Хрущеву. Таким образом, складывалось коллективное руководство партией и государством.
Большая фактическая власть сосредоточилась в руках первого заместителя Председателя Совмина СССР Л .П.Берии, возглавлявшего объединенное министерство внутренних дел и государственной безопасности. 26 июня 1953 г. Берия был арестован, а в декабре, по приговору Верховного Суда СССР, расстрелян.
® Почему был устранен Берия?
XX.съезд КПСС
Активная позиция Н.С.Хрущева, занятая им в «деле Берии», выдвинула его в официальные лидеры руководителя страны. В сентябре 1953 г. он был избран первым секретарем ЦК КПСС. Утвердиться Хрущеву помог партийно-административный аппарат, против бюрократизма которого выступил Маленков. Этот тактический просчет стоил Маленкову политической карьеры.
На январском (1955 г.) пленуме ЦК КПСС Хрущев не просто критиковал, а громил Маленкова за то, что тот не проявил себя «достаточно зрелым и твердым большевистским руководителем», «претендовал не только на руководство деятельностью правительства, но и на руководство Президиумом ЦК» (хотя Маленков покинул пост секретаря ЦК 14 марта 1953 г.), стремился к «дешевой популярности» среди народа. Припомнил новый лидер старому и его близкие отношения с Берией, участие в «Ленинградском деле». Ошибочными были квалифицированы инициативы Маленкова по изменению соотношения темпов роста производства группы «А» и группы «Б», а также его предостережение о гибели мировой цивилизации в третьей мировой войне. 25 января 1955 г. пленум ЦК КПСС принял решение освободить Маленкова от обязанностей главы правительства, в феврале Верховный Совет СССР формально узаконил решение
партийного органа. Маленков был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР и министром электростанций. Он оставался пока членом Президиума ЦК КПСС. Председателем Совета Министров был назначен НЛ.Булганин.
® Каковы политические судьбы Маленкова и Булганина?
С 14 по 25 февраля 1956 г. в Москве проходил XX съезд КПСС. В Отчетном докладе ЦК Хрущев констатировал образование «мировой социалистической системы», «общий кризис капитализма». Четко подразделялись межгосударственные отношения и революционная борьба, которая считалась «внутренним делом» каждой страны. Мирное сосуществование выдвигалось в качестве единственно возможной альтернативы «самой разрушительной в истории войне». Хрущев заявил о различных формах построения социализма, учитывая особенности развития Югославии, Китая, стран Восточной Европы. Было высказано пожелание о восстановлении сотрудничества с социал-демократами.
«Мы должны, — говорил Хрущев, — всемерно развивать советский демократизм, устранять все, что мешает его всестороннему развитию». Говоря и об укреплении социалистической законности, отметил «восстановление выработанных Лениным норм партийной жизни, которые прежде часто нарушались». Итак, демократия, законность и ленинские нормы партийной жизни должны были означать отход от прежней, сталинской практики.
Большой общественно-политический резонанс произвел доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях», сделанный на закрытом заседании в последний день работы съезда. «После смерти Сталина, — отмечал Хрущев, — Центральный Комитет партии стал строго и последовательно производить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках». Далее докладчик подчеркнул неприязнь марксизма-ленинизма ко всякому культу личности и попытался проследить процесс формирования культа Сталина. «Сталин, — говорил он, — ввел понятие "враг народа". Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной не-
правоты человека или людей... он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был оклеветан, подвернуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности». Хрущев делал ясный вывод: «Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц». Однако «других лиц» он не назвал, хотя многие сталинисты сидели в зале. Не подверг сомнению Хрущев и систему партийного руководства, методы социалистического строительства, возложив всю ответственность лично на Сталина. В то же время он вынужден был, хотя и в общем, признать, что «культ личности способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, порождал грубые нарушения внутрипартийной и советской демократии, голое администрирование, разного рода извращения, замазывания недостатков, лакировку действительности. У нас развелось немало подхалимов, аллилуйщиков, очковтирателей».
Кем был Н.С.Хрущев при Сталине?
Свой объективный и критически правильный вывод Хрущев вскоре предаст забвению, но его смелый и решительный поступок по разоблачению культа личности Сталина позволил в дальнейшем вникнуть в суть этого явления, рассмотреть его во взаимосвязи всех сторон — политической, экономической, психологической и нравственной.
Переключение критики культа на личность Сталина не было случайно. Во-первых, все высшее партийно-советское руководство входило в окружение Сталина и проводило в жизнь его волю. Во-вторых, подвергать даже сомнению действия партии, формы и методы социалистического строительства было равносильно политическому самоубийству. В-третьих, Хрущев готовил общественность к дальнейшим своим решительным действиям по общественно-политической перестройке.
Все более самостоятельная политика Хрущева постепенно формировала оппозицию, стержень которой составляли верные соратники Сталина — Маленков, Молотов, Каганович. Среди поддерживающих антихрущевскую группу были Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилов, Председатель Совета Министров Н.А.Булганин, а также молодые сталинские выдвиженцы, члены Президиума ЦК КПСС М.Г.Первухин и М.З.Сабуров и «примкнувший к ним» кандидат в чле-
ны Президиума ЦК Д.Т.Шепилов. Довольно внушительная сила, но 22 июня 1957 г. на Пленуме ЦК КПСС оппозиционеры проиграли. Кремлевский переворот не состоялся. Хотя и назовут заговорщиков «антипартийной группой», в их деятельности не было антипартийности. Они не пытались изменить руководящую и направляющую роль КПСС, а хотели лишь проводить ее своими методами. Однако пришлось довольствоваться скромными должностями. Маленков стал директором электростанции в Усть-Каменске, затем в Экибастузе; Каганович — управляющим трестом Союзасбест в Свердловской области; Молотов — послом в Монголии. Решение об исключении их из партии состоялось лишь после XXII съезда КПСС, т.е. спустя почти пять лет.
Сторонники Хрущева — Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов, Жуков — получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС. Роль Первого секретаря значительно возросла. В марте 1958 г. он совмещал и пост Председателя Совета Министров СССР.
® Какова судьба Г.К.Жукова?
Так исчезло разделение властей вопреки решению XX съезда КПСС и с одобрения окружающих «трон». Хрущев завоевал власть в партии и государстве и мог пользоваться ею в любой сфере народного хозяйства и культуры неограниченно и вольно.
Мораль, идеология и роль партии в обществе
Действия Хрущева по разоблачению культа личности Сталина, попытка осмысления истории советского общества по действиям ее субъективных носителей, борьба со сторонниками «вождизма» положили начало процессу перестройки политического сознания масс. Люди не просто сравнивали себя, свои действия и мысли, но и анализировали образ жизни, мышление, поступки своих руководителей. Начинало исчезать чувство неуверенности в себе, страх перед начальником, стало проявляться чувство собственного достоинства.
Хрущев не только лишил ореола неприкосновенности первую личность государства и ее окружение, но тем самым поставил и себя под пристальный взгляд общественности. Однако критическая волна вскоре пошла на спад. В 1959 г. на стадии
верстки была остановлена публикация секретного доклада Хрущева на XX съезде КПСС. Доклад в СССР был опубликован лишь в 1989 г.
® Почему доклад Хрущева так долго держали в секрете?
Сталинское положение об «уже построенном» социализме в СССР, Хрущев в 1959 г. дополнил заявлением о том, что «социализм в СССР победил полностью и окончательно». Таким образом, страна приступала к строительству коммунизма. Стало широко разворачиваться движение за коммунистическое отношение к труду, был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, а XXII съезд КПСС в 1961 г. принял новую программу партии — программу построения коммунистического общества. Был принят и новый Устав КПСС, по которому компартия стала считаться «партией всего народа». Однако она продолжала сохранять сталинский характер «ордена меченосцев», предназначенного для сохранения руководящего ядра всего советского общества. Все другие организации — Советы, профсоюзы, комсомол — оставались ее «приводными ремнями», ими руководили ее представители. И несмотря на то, что Хрущев ставил вопросы ограничения сроков пребывания на руководящих партийных постах, о привилегиях номенклатурных работников, считая защитников идеологии людьми, которые «не сеют и не жнут, а только хлеб жуют», дал больше прав партии. Все стороны жизни были под жесткой партийной цензурой.