Приведите примеры всех видов социальных санкций.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам 2016-2017 гг.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Класс

Время выполнения –2 ч. 30 мин.

Максимальное количество баллов - 100

Дорогой друг! Желаем успеха!

I тур

Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. Максимальная оценка-14 баллов.

Среди приведенных ниже высказываний отметьте только то, которое имеет самое непосредственное значение для философского понимания человека

1) У человека есть большой и малый крут кровообращения.

2) Человек способен как к знаковому, так и к символическому общению.

3) Человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

4) У человека нет инстинкта в том виде, в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов.

5) Человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела.

6) Человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

1.2. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений и ре­лигиозный догматизм:

1) теизм

2) деизм

3) пантеизм

4) политеизм

1.3 Кто в нижеследующих примерах демонстрирует кон­формное поведение?

1) подданные «голого короля» из одноименной сказки Г.Х. Андерсена

2) героиня Пушкина — Татьяна Ларина, первая признавшаяся в любви Евгению Онегину

3) маленький ребенок, делающий все наперекор родителям

4) художник советского периода, рисующий членов политбюро, осознающий, что в случае отказа может оказаться «в опале»

5) ученик, подавший апелляцию, чтобы оспорить результаты ЕГЭ

1.4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

1) бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни

2) ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного научно-исследовательского института и стать «челноком»

3) эмигрант из Узбекистана в США

1.5. Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

1) политический плюрализм

2) наличие одной единственной идеологии

3) высокая мобилизация

4) территориальная экспансия

5) сочетание рыночной экономики с государственным сектором

6) полицейский терроризм

1.6. В основе выделения типов политического режима по X. Линцу лежат такие критерии, как:

1) источник власти

2) методы власти

3) политический плюрализм

4) конституционность власти

5) понятие «легитимность власти»

6) степень идеологизации

7) уровень мобилизации населения

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
           

2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Ответы занесите в таблицу. Максимальная оценка – 6 баллов.

1. Перевод работника на другую работу возможен только с письменного согласия работника.

2. Право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, не может быть передано по наследству.

3.Социологический номинализм, утверждает, что единственно реальны индивиды, составляющие общество, и что вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности.

4. Правительство может регулировать деятельность монополий посредством введения налогов. В результате положение покупателей ухудшится, так как введение налогов обязательно приведёт к росту цены и сокращению объёма продаж товара на рынке.

5. Если население начинает опасаться возможного краха банковской системы, то в краткосрочном периоде, скорее всего, произойдёт сокращение предложения денег в экономике.

6.Идеология предполагает научно обоснованную картину мира.

           

Решите задачи.

3.1. Юридическая задача «Две подруги и кроссовки». Максимальное количество баллов-4.

Студентка Маша купила в российском интернет-магазине кроссовки со стразами. Через три дня после получения обуви Маша поняла, что кроссовки ей не нравятся. Решив, что вернуть кроссовки в магазин не получится, поскольку дефектов у них нет, Маша продала их студентке Даше, передав кроссовки вместе с коробкой и чеком. Еще через неделю у одной из них лопнула подошва. Даша очень расстроилась и потребовала от Маши вернуть деньги, ссылаясь на ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей». Маша деньги возвращать отказалась и предложила Даше обратиться в интернет-магазин, что та и сделала. Администрация интернет-магазина отказалась возвращать деньги за товар, аргументируя отказ тем, что, во-первых, по их данным кроссовки были приобретены не Дашей, во-вторых, срок для возврата товара, проданного дистанционным способом, составляет 7 дней и на момент обращения Даши с претензией уже истек.

Укажите все ошибки в толковании Закона РФ «О защите прав потребителей», допущенные участниками событий.

__________________________________________________________________________________

3.2. Экономическая задача. «Серебряная и золотая карта». 1 балл за верный ответ и 1 балл за правильное решение. Итого 2 балла.

Номинальный ВВП в 2014 г. был равен 1250 млрд руб., а в 2015 г. ВВП, рассчитанный в ценах базового года, составил 1200 млрд руб. Известно также, что индекс дефлятор ВВП в 2015 г. составил 2,5. Предложение денег в 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросло в 1,5 раза. Определить, на сколько процентов выросла/снизилась скорость обращения денег в 2015 г. (в соответствии с уравнением количественной теории)?

Решение:______________________________________________________________________________________________

3.3.1. Логическая задача «Конференция». Максимальная оценка: 2 балла.

На студенческой конференции встретились Том, Стив и Алан. Каждый из них родился либо в США, либо в Великобритании. Один учится в Стэнфорде (США), другой в MIT (США), третий в Оксфорде (Великобритания). Известно, что (1) из них только Том учится в той стране, где родился, (2) Стив учится в США, а (3) студенты Стэнфорда и Оксфорда родились в одном городе. Установите, кто в каком университете учится. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:____________________________________________________

4. Установите соответствие между отраслью права и её содержанием. Ответ занесите в таблицу. За каждый верный ответ 1 балл, всего – 8 баллов.

Отрасль права Содержание
  1. Конституционное право
А. регулирует отношения, возникающие в результате совершения преступления
  1. Административное право
Б. регулирует имущественные отношения, участники которых не зависят друг от друга и являются равными партнёрами
  1. Гражданское право
В) регулирует управленческую деятельность государственных органов, определяет их соподчиненность и взаимосвязь
  1. Семейное право
Г) регулирует деятельность правоохранительных органов по расследованию преступлений и судопроизводство по уголовным делам
  1. Трудовое право
Д) определяет принципы организации и деятельности государства
  1. Налоговое право
Е) регулирует отношения в процессе трудовой деятельности
  1. Уголовно-процессуальное право
Ж) регулирует установление и изъятие части доходов граждан в бюджет
  1. Уголовное право
З) регулирует отношения между челнами семьи, определяя их взаимные права и обязанности как имущественного, так и личного характера
               

5. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (2 балла за каждый правильный ответ; максимально до 4 баллов)

1. Нарушение правил пожарной безопасности, распи­тие пива в сквере, уничтожение муравейника.

__________________________________________

2. Способность к творчеству, наличие сознания, веду­щая роль культурных ценностей в определении поведе­ния.

6. Прочитайте отрывок из работы Ральфа Дарендорфа «Тропы из утопии». По 2 балла за ответ, до 4 баллов за примеры всех санкций. Всего — до 10 баллов.

1. Опираясь на данный отрывок, дайте определение санкций.

2. Перечислите все виды социальных санкций. В чем их основные свойства?

Приведите примеры всех видов социальных санкций.

Общество не только создает форму для каждой из имеющихся в нем позиций, но и следит за тем, чтобы занимающий эту позицию не пытался по невнимательности или намеренно устранить форму, которую он обнаружит, и создать свои собственные формы. Подобно самим формам, связанные с ними санкции также подвержены изменениям, однако, как формы, так и санкции вездесущи и неумолимы. […] Социальные роли вытекают из принуждения, навязываемого индивиду — независимо от того, воспринимает ли он их как путы для его личных желаний или же как опору, дающую ему ощущение безопасности. Этот характер ролевых ожиданий основан на том, что общество имеет в своем распоряжении санкции, с помощью которых оно в состоянии добиться исполнения собственных предписаний силой. Кто не играет свою роль, того наказывают; кто ее играет, того награждают или по меньшей мере не наказывают.

Дарендорф Р. Тропы из утопии, М: Праксис, 2002

____________________________________________________________7. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Распределите изображения по 2 группам так, чтобы в каждой группе количество изображений было равным. В каждой группе изображения распределите в определенной последовательности. Запишите обоснование для каждой группы и для последовательности. Максимум за задание 10 баллов.

А. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru Б. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru В. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru Г Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru Д. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru

Е. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru Ж. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru З. Приведите примеры всех видов социальных санкций. - student2.ru

Ответ:

Группа 1.__________________________________________________________

       

Группа 2.__________________________________________________________

       

Наши рекомендации