ДЕ 1. Основы теории исторического познания

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДЕ 1. Основы теории исторического познания

(основная интерактивная форма – дискуссия об актуальности исторической науки)

Основные проблемы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: источники, методы, концепции.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.

2. Современные западные исторические школы и концепции.

3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.

4. Гипотезы о влиянии космических циклов на историю человечества.

5. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.

Основные понятия: история, исторический процесс, хронотоп, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация

Имена основных представителей исторической науки и философии истории: Геродот, Г. Скалигер, Г.З. Байер, Г. Гегель, Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, М.Н. Покровский, Р. Пайпс, А.Н. Сахаров.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 2, 4, 12]

ДЕ 2. Становление Древнерусской государственности

(основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам).

Основные вопросы:

1. Этногенез восточных славян и его изучение в исторической науке. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства.

2. Государство Киевская Русь IX – первой половины XII в.: социально-экономическое и политическое развитие.

3. Историческая обусловленность принятия христианства. Крещение Руси. Роль Православия в формировании культуры и нравственных ценностей русского народа. Культура Руси IX – первой половины XIII в.

4. Политическая раздробленность Киевской Руси: предпосылки и сущность процесса. Русские земли и княжества в XII – XIII вв.: особенности социально-экономического развития и политического устройства (Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородская и другие земли).

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Вопрос о происхождении Древнерусского государства: Споры вокруг «норманнской теории».

2. Язычество восточных славян

3. Крещение Руси и проблема двоеверия в духовной жизни древних руссов.

4. Появление монастырей в Киевской Руси и их влияние на нравственность и культуру древнерусского общества.

5. Основные памятники архитектуры Домонгольской Руси.

6. Литература Древней Руси XI – начала XIII в.

7. Митрополит Илларион и его «Слово о Законе и Благодати».

Основные понятия: этногенез, «норманнская теория», полюдье, «Русская, правда», вече, кириллица, крестово-купольный стиль, язычество, православие, двоеверие.

Основные исторические деятели: Рюрик, Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Илларион, Нестор Летописец.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]

ДЕ 3. Зрелое Средневековье на Руси. Семинар 1. Особенности социально-экономических и политических процессов середины XIII – XVII в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам).

Основные проблемы:

1. Иноземные вторжения на Русь в середине XIII в. и их влияние на социально-политическое развитие Руси;

2. Социально-экономическое развитие: а) сельское хозяйство; основные формы феодального землевладения и крестьянского землепользования; переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям; б) ремесло; возникновение и развитие русского мануфактурного производства; в) торговля и финансы; начало формирования всероссийского рынка; г) сословия Московской Руси; основные этапы юридического оформления крепостного права.

3. Предпосылки, основные этапы и итоги собирания Руси вокруг Москвы; свержение ига Золотой Орды

4. Политическое развитие Московской Руси: а) основные правовые кодексы и другие законодательные акты; б) развитие сословно-представительно монархии и начало складывания неограниченного самодержавия; в) основные направления внешней политики; г) народные восстания.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Русь и Золотая Орда: иго или политический союз?

2. Между Ордой и крестоносцами: Русь перед историческим выбором.

3. Иван III – собиратель русских земель.

4. Иван Грозный – личность и правитель России.

5. Донское казачество и его роль в политической жизни Московской Руси в XVI – XVII вв.

Основные понятия: феодальная раздробленность, баскак, ярлык, Судебник, вотчина, поместье, бояре, дворяне, сословно-представительная монархия, Боярская дума, Земский собор, приказы, опричнина, крепостное право, «Соборное уложение», соборность.

Основные исторические деятели:Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Афанасий Никитин, Иван III, Василий III, Иван Грозный, Малюта Скуратов, А.М. Курбский, царь Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, К.А. Минин, князь Д.М. Пожарский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна Романовы.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 25, 27]

ДЕ 3. Зрелое Средневековье на Руси. Семинар 2. Духовная жизнь и общественная мысль середины XIII – XVII в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия об исторической роли православия в формировании образа мышления и психологического склада людей исторической России, включая современный этап ее развития)

Основные проблемы:

1. Взаимодействие государства и Церкви в эпоху собирания Руси вокруг Москвы.

2. Церковь и государство в эпоху Московской Руси: а) духовные искания и общественные идеалы «иосифлян» и «нестяжателей»; их взаимоотношения с государственной властью; б) борьба Русской Церкви с ересями конца XIV – начала XVI в.; в) Церковь и государство в эпоху Ивана IV и в «Смутное время»; г) Церковь и государство в эпоху первых Романовых; раскол и его общественный резонанс.

3. Факторы становления национального самосознания в Московской Руси: а) теория «Москва – третий Рим» (эсхатологический и идеолого-политический аспекты); б) произведения общественно-политической публицистики.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Нравственное влияние монахов-исихастов на русский народ в эпоху Куликовской битвы.

2. Монастыри и освоение Заволжского Севера.

3. Ереси и внутрицерковные дискуссии в Московской Руси.

4. Церковь в Смутное время.

5. Историческая драма церковного раскола: Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

Основные понятия: исихазм, автокефалия, ересь, нестяжательство, иосифлянство, церковный раскол.

Основные исторические деятели: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, патриарх Иов, патриарх Гермоген, патриарх Никон, протопоп Аввакум.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]

ДЕ 3. Зрелое Средневековье на Руси. Семинар 3. Развитие художественной культуры середины XIII – XVII в. (данный семинар проводится в интерактивной форме экскурсии в Ростовский – на – дону кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы)

Основные проблемы:

1. Русская живопись: а) иконопись и монументальная живопись; б) смысловая композиция иконостаса; в) зарождение светского портретного жанра в XVII в.

2. а) храмовое зодчество (основные стили, символизм храмового пространства); б) гражданское зодчество; в) фортификационные сооружения.

3. Литература: а) Жития Святых; б) летописи и исторические повести; в) записки путешественников; г) развитие сюжетной повести и начало складывания светской литературы.

4. Научные знания и развитие образования Московской Руси.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Основные сюжеты русской иконописи XIV – XVII вв.

2. Хозяйство, технические достижения и научные знания Московской Руси.

3. XVII в. – эпоха сохранения старины и утверждения новизны на Руси.

4. Появление высшего образования на Руси (Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская академии).

Основные понятия:«Палеологовский Ренессанс», иконопись, фреска, мозаика, иконостас, «годуновская» и «строгановская» школы русской иконописи, «дивное узорочье», «московское (нарышкинское) барокко», секуляризация, Славяно-греко-латинская академия.

Основные исторические деятели:Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Пркопий Чирин, Симон Ушаков, Епифаний Премудрый, Афанасий Никитин, Симеон Полоцкий, Аристотель Феораванти, Алевиз Новый, Бон Фрязин, Барма и Постник, Федор Конь, Бажен Огурцов, Иоанникий и Софроний Лихуды, Мелетий Смотрицкий.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]

ДЕ 4. Семинар 1. Социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика России в XVIII в. (основная интерактивная форма – дискуссия о значении петровский преобразований и последующих события XVIII в. для дальнейшего развития России)

Основные проблемы:

1. Социально-экономическое развитие России в XVIII в.: а) социальная структура население и его занятия; б) развитие промышленности и появление промышленных районов; в) состояние сельского хозяйства; г) внутренняя и внешняя торговля;

2. Внутренняя политика России в XVIII в.:а) реформы Петра I; б) преобразования Екатерины II;

3. Внешняя политика России в XVIII в.: а) Западное направление внешней политики; б) Восточное направление внешней политики.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1.Новые явления в экономике России в XVIII

2. Положение сословий в России в конце XVII – в первой половине XVIII в.

3. Особенности генезиса российского капитализма.

4. Старые и новые районы промышленного производства.

5. Характерные особенности российской мануфактуры.

6.Государственная монополия внутренней и внешней торговли.

7. Экономическая политика Екатерины II.

8. Политика меркантилизма и протекционизма

9. Реформа системы налогообложения

10. Церковь и государство

11. Жалованные грамоты дворянству и городам

12. Народные восстания в XVIII в.

13. Войны и мирные договоры с Турцией

14. Войны и мирные договоры со Швецией

15. Персидские походы русской армии в XVIII

16. Разделы Речи Посполитой

17. Политика вооруженного нейтралитета

18. Участие России в Семилетней войне

19. Участие России в антифранцузских коалициях в конце XVIII в.

20. Дворцовые перевороты в России

Основные понятия:барщина, оброк, сословие, крепостные крестьяне, мануфактура, коллегии, «Табель о рангах», Сенат, Синод, протекционизм, меркантилизм, реформа, абсолютизм, «Духовный регламент».

Основные исторические деятели:Петр I, А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов, Екатерина II, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Павел I.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 – 27]

ДЕ 4.Семинар 2. Общественная мысль в России в XVIII в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия о влиянии секуляризации культуры России XVIII в. на изменения в русском национальном самосознании и на начало становления общероссийского гражданского самосознания)

Основные проблемы:

1. Смена культурной парадигмы: от идеалов «Святой Руси» к идее «Великой России»: а) Религиозная традиционная ментальность; б) Новые светские принципы, направленные на «служение Отечеству»;

2. Взгляды сторонников и противников идей абсолютизма в России: а) «Ученая дружина» Ф. Прокоповича; б) позиция Русской Православной церкви (С. Яворский, Д. Ростовский и др.);

3. Идеи «эпохи Просвещения» в России (начало формирования буржуазной идеологии): а) И.Т. Посошков и Ф.С. Салтыков – первые идеологи нарождавшейся буржуазии; б) роль старообрядческого движения; в) Общественная деятельность М.В. Ломоносова; г) масонство в России; д) идея «просвещенного абсолютизма»; е) Идеи ограничения и критика самодержавия.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Изменение содержания национально-государственной идеи под влиянием общественной мысли в XVIII в.

2. Проекты создания гражданского общества в России в XVIII в.

3. Социально-философские идеи периода петровских преобразований.

4. Нравственно-этические взгляды масонства в России в XVIII в.

5. Идеологические воззрения русских просветителей второй половины XVIII в.

6. Русская Православная церковь в XVIII в.

7. Идеология старообрядческого движения в России XVIII в.

8. Воплощение идеи «Просвещенного абсолютизма» в России XVIII в.

9. Деятели российского просвещения: Н.Н. Новиков, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.И. Панин, П.И. Панин, Н.В. Репнин, М.М. Щербатов, И.А. Крылов, Д.А. Голицин, А.Я. Поленов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Д.С. Аничкин, А.М. Брянцев, А.Н. Радищев, М.М. Херасков, В.А. Левшин, Н.А. Львов, Ф.А. Дмитриев-Мамонтов, Ф.Л. Эмин, И.И. Тревогин (о каждом из них можно подготовить доклад или реферат).

Основные понятия: Традиция, ментальность, парадигма, идеология, старообрядцы, буржуазия, масонство, «эпоха Просвещения», «просвещенный абсолютизм».

Основные сторические деятели:Ф. Прокопович, С. Яворский, Д. Ростовский, И.Т. Посошков, Ф.С. Салтыков, М.В. Ломоносов, Н.Н. Новиков, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.И. Панин, П.И. Панин, Н.В. Репнин, М.М. Щербатов, И.А. Крылов, Д.А. Голицин, А.Я. Поленов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Д.С. Аничкин, А.М. Брянцев, А.Н. Радищев, М.М. Херасков, В.А. Левшин, Н.А. Львов, Ф.А. Дмитриев-Мамонтов, Ф.Л. Эмин, И.И. Тревогин

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 – 27]

ДЕ 5. Семинар 2. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX в. основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия о дальнейшем становлении гражданского самосознания в России и о мировоззренческом расколе в историческом русском самосознании)

Основные проблемы:

1. Общественное движение в первой половине XIX в.: а) русский консерватизм первой половины XIX в. (политические воззрения Н.М. Карамзина, Теория «Официальной народности»); б) декабристы; в) революционные кружки 20 – 30 гг. (братьев Петра, Михаила, Василия Критских, Н.П. Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена); г) кружок «любомудрия», П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники; д) петрашевцы;

2. Общественное движение второй половины XIX в.: а) Консерватизм, позднее славянофильство и либерализм Пореформенной России; б) Революционно-демократические движения и деятельность народнических организаций; в) рабочее движение во второй половине XIX в.; г) Распространение идей марксизма в России.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Истоки и формирование идеологии декабристов.

2. Конституционные проекты декабристов: «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева.

3. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка в Украине.

4. Идейная жизнь русского общества после подавления восстания декабристов.

5. Теория русского социализма А.И. Герцена.

6. Деятельность Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

7. Первые рабочие организации.

8. Либеральное народничество 80 – 90 гг. XIX в.

9. Марксистские кружки 80 – 90 гг. XIX в.

10. «Легальный марксизм» и путь русских мыслителей от марксизма к идеализму (П.Б. Струве и др.).

Основные понятия: реформа, революция, восстание, конституционная монархия, республика, бюрократия, деспотизм, тирания, конституция, исполнительные органы власти, законодательные органы власти, разделение властей, правовое государство, министерства, консерватизм, либерализм, радикализм, марксизм, утопический социализм, декабристы, западники, славянофилы, разночинцы, народники, нигилизм.

Основные исторические деятели:Александр I, М.М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский, М.В. Буташевич-Петрашевский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, П.Б. Струве, Г.В. Плеханов.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 10 – 13, 19 - 22 – 26, 28, 31]

ДЕ 6. Семинар 1.: Социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика России в конце XIX – начале XX в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия о связи происходивших социально-экономических и политических процессов с последующими событиями 1917 – 1922 гг.)

Основные проблемы:

1. Российский государственно-монополистический капитализм и его особенности: а) российская промышленность в конце XIX – начале XX в.: б) социально-политическая структура страны; в) сельское хозяйство России конце XIX – начале XX в.; г) экономика России в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.);

2. Внутренняя политика: а) реформаторская деятельность С.Ю. Витте; б) Первая революция в России; в) Манифест 17 октября 1905 г.; учреждение Государственной Думы и становление многопартийности; д) Третьеиюньская политическая система; г) аграрная реформа П.А. Столыпина; е) кризис власти; Февральская революция;

3. Внешняя политика: а) основные направления внешней политики; Россия и «Антанта»; б) Русско-японская война; в) Россия в Первой мировой войне.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Население страны, его социальный состав и религиозные воззрения.

2. Особенности развития российской экономики в конце XIX – начале XX в.

3. Революционная ситуация в начале XX в.

4. Политика «полицейского социализма».

5. Политика правительства в крестьянском вопросе.

6. Реформы С.Ю. Витте.

7. Реформы П.А. Столыпина.

8. Революционные выступления в армии и на флоте.

9. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

10. Стачка 1902 г. в г. Ростове-на-Дону.

11. Ростовская «Красная Пресня».

12. Государственные думы и аграрный вопрос.

13. Расстановка политических сил после Третьеиюньского государственного переворота

14. Назревание революционного кризиса 1917 г.

15. Ход военных действий и причины поражения России в войне с Японией (1904 – 1905 гг.).

16. Англо-русское соглашение 1907 г.

17. Участие России в Первой мировой войне.

Основные понятия: консерватизм, либерализм, социализм, модернизация, индустриализация, промышленный переворот, аграрная реформа, забастовка, стачка, конституционная монархия, революция, манифест.

Основные исторические деятели: С.Ю. Витте, Николай II, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, П.А. Столыпин, В.В. Шульгин, А.И. Гучков, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов, В.М. Чернов, А.Ф. Керенский.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11, 13, 14, 19, 20, 24 – 26, 29, 31]

ДЕ 6.Семинар 2. Русская культура конца XIX – начала XX в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия о духовных причинах надвигающихся революционных событиях и о значении культуры России «Серебряного века» для современной культуры)

Вопросы:

1. Просвещение и наука: а) учебные заведения; б) рост грамотности населения; в) общественные науки и «Философский Ренессанс»; г) естествознание; д) достижения в развитии техники;

2. Литература «Серебряного века»: а) критический реализм; б) модернизм, его стилевое многообразие и творческие искания русских литераторов;

3. Живопись: а) «Мир искусства»; б) «Русский авангард»;

4. Театр и музыка: а) Московский художественный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; б) Театр В.Ф. Комиссаржевской; в) Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве; г) «Русский балет» С.П. Дягилева; д) опера, симфоническая и камерная музыка.

5. Кинематограф

6. Архитектура: а) модерн; б) неоклассицизм; в) ново-византийский стиль.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Учение В.И. Вернадского и философия «русского космизма».

2. Портрет русского ученого: К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников (по выбору студентов).

3. Отечественное самолетостроение.

4. Изобретение радио.

5. Русская религиозная философия.

6. Сборники «Вехи» и «Из глубины».

7. Писатели «Серебряного века».

8. Поэты «Серебряного века».

9. Модерн в архитектуре Петербурга

10. Русский абстракционизм.

Основные понятия: «серебряный век», декаданс, символизм, модерн, авангард, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, акмеизм, футуризм, имаженизм, новокрестьянская поэзия, «Мир искусства».

Основные исторические деятели: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.М. Горький, С.П. Дягилев, К. Малевич, М. Шагал, В.В. Кандинский, В.К. Петров-Водкин, М.А. Врубель, С.В. Рахманинов, А.А. Скрябин, С.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 9, 11, 13, 14, 19, 20, 24 – 26, 29]

ДЕ 7. Революция 1917 г. и гражданская война. Социалистическое строительство в СССР. (основная интерактивная форма – дискуссия о возможности избежать революцию и о возможных альтернативах политического развития России)

Основные проблемы:

1. Причины революционных событий 1917 г. Приход к власти большевиков.

2. Гражданская война. Политические задачи «белых» и «красных». Итоги и последствия Гражданской войны.

3. Основные направления и поиски экономического строительства социализма (военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация). Складывание командно-административной экономической модели.

4. Образование СССР. Формирование однопартийной политической системы.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Октябрь 1917 г.: была ли альтернатива?

2. Гражданская война: причины поражения белого движения.

3. История возникновения и сущность термина «тоталитаризм».

4. Индустриализация и коллективизация: «за» и «против».

5. Основные религии в СССР от революции до начала Великой Отечественной войны.

6. Политические процессы 1930-х гг.

Основные понятия: автономия, «военный коммунизм», новая экономическая политика (нэп), «форсированная индустриализация», коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, административно-командная система, тоталитаризм, «шахтинское дело», репрессии, ГУЛАГ.

Охарактеризуйте деятельность следующих исторических личностей: А. Ф. Керенский, Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов, Л. Г. Корнилов, М.В. Алексеев, А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель, А. М. Каледин, П. Н. Краснов, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, Л. Д. Троцкий, М. И. Калинин, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, В. Менжинский, Г. Ягода, Н. И. Ежов.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 15, 16, 29]

ДЕ 7.Тема: Великая Отечественная война 1941―1945 гг. (основная интерактивная форма – круглый стол «Итоги и уроки Великой Отечественной войны 1941―1945 гг.»)

Основные проблемы:

1. СССР накануне войны. Причины начала Великой Отечественной войны.

2. Оборона летом и осенью 1941 г.

3. Коренной перелом в войне. Победа под Сталинградом.

4. Победа Красной Армии в 1944―45 гг. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

Определите понятия: блицкриг, фронт, тыл, национал-социализм, фашизм, мобилизация, «Ни шагу назад!», ленд-лиз.

Основные исторические деятели: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, З. А. Космодемьянская, А. М. Матросов.

Литература[основная 1 – 15; дополнительная 16]

ДЕ 7. Советское общество в 1946―1991 гг. (основная интерактивная форма – дискуссия по актуальным проблемам социально-политического и культурного развития послевоенного СССР)

Основные проблемы:

1. Внутренняя политика: а) возобновление репрессий в послевоенные годы; б) Оттепель и демократизация общества в период правления Н. С. Хрущева; в) Стабилизации и стагнация советской политической системы время правления Л. И. Брежнева; г) Перестройка – попытка реформирования советской системы и крах Советского государства.

2. Социально-экономическое развитие СССР: а) послевоенное восстановление хозяйства; б) реформы эпохи Н.С. Хрущева – положительные сдвиги, ошибки и неудачи в сфере экономики; в) реформы, стабилизация и нарастание стагнационных признаков в экономике эпохи Л.И. Брежнева; г) ускорение научно-технического прогресса в сфере производства, кооперативное движение, обострение социально-экономических проблем и попытки перехода к рыночной экономике в эпоху «Перестройки М.С. Горбачева».

3. Внешняя политика СССР: а) Причины и начальный этап «Холодной войны» 1945 – 1953 гг.; б) «Оттепель» во внешней политике; основные проблемы международных отношений СССР эпохи Н.С. Хрущева; б) основные проблемы международных отношений СССР эпохи Л.И. Брежнева; г) международные отношения в контексте «нового политического мышления» в годы «Перестройки».

4. Советская культура второй половины XX в.: а) первых послевоенных лет; б) эпохи «Оттепели» Н.С. Хрущева; в) времен Л.И. Брежнева; г) в годы «Перестройки».

Основные понятия: космополит, «дело врачей», культ личности, «антипартийная группа», совнархоз, хартия, диссидент, права человека, перестройка, гласность, ускорение, социалистический лагерь.

Основные исторические деятели: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, Н. А. Булганин, Ю. А. Жданов, А. А. Ахматова, М. А. Зощенко, С. М. Эйзенштейн, Л. П. Берия, Е. А. Фурцева, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, Н. А. Косыгин, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Восстановление народного хозяйства СССР после победы в Великой Отечественной войне.

2. Освоение космоса: победы и поражения.

3. Правление Л. И. Брежнева: «золотой век» или подготовка катастрофы?

4. «Почему исчез Советский Союз?».

5. Реформы Ю. В. Андропова и В. В. Путина: общее и особенное.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11, 13, 19, 29, 30]

Основные проблемы

1. Утверждение рыночной экономики – социально-экономические реформы.

2. Разрешение политических проблем: от неуправляемой демократии к демократическому централизму.

3. Интеграция в мировое сообщество: от «холодной войны» к приоритету глобализма.

Доклады

1. Экономика: «шоковая терапия» и возникновение олигархического капитала.

2. Коррупция – зло и «добро» российского предпринимательства.

3. Многопартийность и плюрализм в современной России.

4. Рост национализма и экстремизма в России.

5. Особенности влияния России на глобальную политику.

Основные понятия:референдум, реформа, плюрализм, приватизация, коррупция, сепаратизм, экстремизм, менталитет, стабилизация

Основные политические деятели постсоветской России:Б.Ельцин, В.Путин, Д.Медведев, Е.Гайдар, В.Черномырдин, В.Жириновский, Г.Зюганов, Б.Грызлов, Г.Явлинский, Р.Абрамович, М.Ходорковский.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 3,29, 30]

Основная литература:

1. Анисимов Е.В. История России: IX – XXI вв. от Рюрика до Путина: учеб пособие СПб, 2006.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 -2004. М: Аспект-Пресс,2006.

3. А.Б. Безбородов, Л.М. Дробижева, Н.В.Елисеева и др. Отечественная история новейшего времени. 1985 – 2006. М: Рос. гос. гуманитарный ун-т,2007.

4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебник. - 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Мангрув, 2004.

5. История России с начала XVIII до кон XIX в./ Под. ред. А..Н. Сахарова. М: АСТ, 2006.

6. История и культурология. Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: «Логос», 2004.

7. История России XIX – начала XX вв.: учеб. пособие. М.: Проспект, 2006.

8. История России. ХХ – до начала ХХI вв. М: ЭКСМО, 2006.

9. Никулин Н.М. Курс современной политической истории России. 1985 – 2004 гг. Ч. 1-2. М: МГИМО – университет, 2006.

10. Новейшая история России. 1914- 2002. М: Юрайт-издат, 2006.

11. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней/ Учебник. М., 2006.

12. Орлов Г.В. Отечественная история: мир и россияне. М: Вузовская книга, 2006.

13. Отечественная история для технических вузов// Под ред. В.В. Фортунатова. М.: Политиздат, 2006.

14. Шишова Н.В. Воскобойников С.Г. Отечественная история: словарь-справочник. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

15. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история. – М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература:

1. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М.: Исскуство.2006.

2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.I.- М., 2006.

3. Беляева Л.И. Новые русские: звериный оскал капитализма. М: Алгоритм, 2005.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 2006.

5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 2006.

6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2ч.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2006.

7. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 2006.

8. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. – М., 2006.

9. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века. – М., 2007.

10. Великие реформы в русской истории, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой и др. - М., 2006.

11. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: «Известия», 2006.

13. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2006.

14. Зырянов П.Н. П.А.Столыпин: политический портрет. М., 2006.

15. Зырянов П.Н. Колчак. М.: Молодая гвардия 2006.

16. История человечества: в 8 томах. Т. 8. Россия. М.: ЮНЕСКО; Магистр-пресс, 2003.

17. Каменский А.Б. Россия XVIII в. – М.: АСТ; Апрель, 2006.

18. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: ЭКСМО-пресс, 2006.

19. Кондаков И.В. Культура России. – М.: Университет; Книжный дом, 2007.

20. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1914.М., 2007.

21. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива.- М., 2006.

22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства XVIII – начала XIX вв. – СПб.: Искусство, 2006.

23. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры.- М., 2006.

24. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII в. – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. – СПб., 2006.

25. Моргачев В.О. Исихазм как основа православной духовности и культуры стран Восточной Европы. – Ростов н/Д: ДГТУ, 2007.

26. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: 2006.

27. Покровский Н.Н. Российская власть и общество: XVII – XVIII вв. – Новосибирск: Наука, 2006.

28. Сахаров А.Н. Александр I.- М., 2006.

29. Шевкуленко Д.А. Межнациональные отношения в России. Самара, 2006.

30. Шубин А.В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР. М: Вече, 2006.

31. Яковкина Н.И. История русской культуры: 19 век. 2-е издание. СПб: Издательство Лань, 2006.

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДЕ 1. Основы теории исторического познания

(основная интерактивная форма – дискуссия об актуальности исторической науки)

Основные проблемы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: источники, методы, концепции.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.

2. Современные западные исторические школы и концепции.

3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.

4. Гипотезы о влиянии космических циклов на историю человечества.

5. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.

Основные понятия: история, исторический процесс, хронотоп, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация

Имена основных представителей исторической науки и философии истории: Геродот, Г. Скалигер, Г.З. Байер, Г. Гегель, Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, М.Н. Покровский, Р. Пайпс, А.Н. Сахаров.

Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 2, 4, 12]

Наши рекомендации