Источники МП: понятие и виды.
Источники МП – это формы существования международно-правовых норм. Источники МП – формы закрепления норм МП, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов.
Не существует какого-либо акта, содержащего перечень источников МП. Традиционно сложились и на протяжении веков применялись два источника МП – международный договор и международный обычай.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при решении споров на основании международного права Суд применяет:
1. международные конвенции (общие и специальные), устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
3. так называемые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Поясним написанное. По поводу конвенций( общих и специальных ……) ; по поводу принципов права ( одна группа ученых понимает под ними принципы МП мирного сотрудничества, суверенного равенства гос-в, запрещения применения силы и угроза силой; другие видят в них принципы, разработанные еще римскими юристами (закон обратной силы не имеет, договоры должны исполняться, никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление, бремя доказательств возлагается на сторону, предъявившую иск), другие понимают под ними общеюридические принципы- пр. справедливости, пр. законности, пр. защиты прав человека и т.д. Как видно, здесь наряду с источниками МП упомянуты судебные решения и доктрины, именуемые вспомогательным средством.Прежде всего, решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Следовательно, решения МС ООН не являются частью процесса создания норм МП , хотя и оказывают определенное влияние на него. Доктрина – это система взглядов и концепций, изложенная в научных трудах юристов-международников. В ДОКТРИНАХ разрабатываются и формулируются новые правила межд-го общения, которые могут стать нормами МП, если получат межд- но –правовое признание гос-в в м-х договорах или обычаях.
Между тем, дипломатическая практика государств, деятельность проводимых государствами международных конференций функционирования ММПО свидетельствует о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду лишь те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений государств, международных организаций, а также других субъектов. Эти акты должны соответствовать признанным условиям их действительности:
1) Они не могут противоречить основным принципам МП, императивным нормам juscogens;
2) Они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.
Таким образом, на современном этапе можно констатировать существование следующих разновидностей источников МП:
1.международные договоры,
2.международные обычаи,
3.акты международных конференций и совещаний,
4. акты международных организаций и международных органов.
Классификация источников МП на три группы :
1.основные (договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права;
2)вторичные ( резолюции и решения ММПО):
3)вспомогательные (судебные решения ,доктрина и односторонние акты гос-в, принятые в соответствии с МП).
4). Международный договор – основной источник МП.
Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).
Сторонами международного договора могут быть не только государства, но и международные организации и другие субъекты МП. Международные договоры могут заключаться не только в письменной форме, но и в форме устных (так называемых джентльменских) соглашений, хотя такая форма в современное время практически не используется. Международный договор может представлять не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части. Например, четыре Женевских конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года образуют единый акт под названием Женевские конвенции о защите жертв войны; в качестве другого примера можно назвать Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года. Одновременно с договором были приняты в качестве приложений к нему меморандум и два протокола, затем были подписаны три соглашения между СССР и США, а затем тринадцать сопутствующих соглашений, где контрагентами выступали другие государства. Наконец, в качестве примера можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 года к которой принято двенадцать Протоколов.
Международный договор является основным источником МП вследствие трех обстоятельств:
1. договорная форма позволяет достаточно четко формулировать права и обязательства сторон;
2. на сегодняшний день договорным регулированием охвачены все без исключения области международных отношений;
3. договоры оптимально обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.
5). Международно-правовой обычай: возникновение, юридическая природа.
Согласно ст. 38 Статута международного Суда ООН международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем, оно должно соответствовать трем условиям:
1. длительности наличия повторения;
2. проявления в аналогичной ситуации;
3. согласие самих субъектов МП признавать такое правило поведения в качестве международного обычая.
Наличие обычной нормы может быть подтверждено заявлениями гос-в, судебными решениями, практикой.
Нужно отметить, что время формирования международного обычая под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Например, на признание свободы судоходства в качестве международного обычая потребовались века, на признание свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов потребовалось где-то 20-30 лет, а признание свободы исследования и использования космического пространства в качестве обычая сформировалось почти мгновенно. Особенно много международных обычаев действует в праве внешних сношений и в международном морском праве.ВСПОМНИМ вместе. В дипломатическом праве, в ММП. Причем обычаи иногда меняются.В конце 50-х г. США решили ввести новшества в приеме высоких гостей-король Саудовской Аравии, сейчас повсеместно и президент РФ встречает гостей в Георгиевском зале Кремля.
Специфика международного обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа, тем не менее он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке.
Сравнительная характеристика международного договора и обычая.
Международный договор и международный обычай имеют ряд общих черт: делаем таблицу:
1. договор и обычай образуются в результате взаимных действий субъектов международного права;
2. оба источника содержат правила поведения, имеющие обязательный характер для создавших их субъектов;
3. несоблюдение или нарушение договора и обычая ведет к идентичным правовым последствиям – прекращению их действия, возникновению требований об удовлетворении претензий и т.д.пример визит Г. канцлера ФРГ на Мадагаскар в 1986 г.
4. сходство подтверждается также единством механизмов их обеспечения. Доказательством является положение ст. 38 Статута Международного Суда ООН о том, что Суд использует на равных началах оба источника.
Различия между договором и обычаем:
1. различаются способы создания договора и обычая. Договор, как правило, возникает из активных действий субъектов; обычай возникает не только из активных, но и из молчаливых акций, отсутствия действия. Пример: обычай определения высотного предела воздушной границы гос-в; исторические заливы;
2. договор имеет четко выраженный во времени процесс создания, одобрения, вступления в силу, прекращение действия, то есть характеризуется наличием временного критерия.
Процесс становления обычая отслеживается с трудом; время его формирования может быть обозначено лишь приблизительно.
3. факт существования договора подтверждается ссылкой на текст документа; доказательством же существования обычая служит исключительно практика государств.
4. резкое различие существует в способах внешнего выражения договора и обычая; договор существует в письменной форме, обычай формально не существует.
5. договор подлежит толкованию в случае возникновения неясностей, разногласий при его применении, обычай не подлежит толкованию.
6. обычай, как правило, идет вслед за практикой, договор же не только фиксирует практику, но и создает таковую, что особенно важно для новых видов сотрудничества.
7. только с договором связан такой институт МП как кодификация.
6).Акты международных конференций и международных организаций.
Межд. Конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем.В настоящее время ежегодно созывается 1000 К-й. М.К. не являются ММПО и субъектами МП. Любая К. имеет свои цели и задачи .Международные конференции бывают трех видов.
1. Конференция, созванная специально для разработки и принятия международного договора, которая завершается одобрением резолюцией или иного акта о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В данном случае источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. В качестве примеров можно привести Конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 года, которая завершилась принятием Устава ООН; первую конференцию ООН по кодификации международного морского права в Женеве 1958 года, которая завершилась принятием четырех конвенций; третью конференцию ООН по морскому праву (1973-1982 гг.), которая завершилась принятием 10 декабря 1982 года Конвенции ООН по морскому праву и др.
2. Конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, причем, ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями и формулированием рекомендаций государствам. Пример: на основании Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года подобные конференции проводятся каждые 5 лет; аналогично предусмотрено Конв-й о запрете химического оружия.
3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа, содержащего общий обзор ситуации, рекомендации государствам-участникам, разработки новых правил взаимоотношений государств. Пример: Потсдамская (Берлинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 года), которая завершилась подписанием Протокола и Сообщения о конференции. В Протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников;в 1995 г.состоялся 9-й Конгресс ООН по предупреждению преступности обращению с правонарушителями.
В литературе существует дискуссия по поводу того, признавать ли акты СБСЕ-ОБСЕ источниками международного права. На наш взгляд, нельзя игнорировать реальных юридических предписаний, нормативных формулировок, имеющих форму долженствования, предусмотренных мер контроля за соблюдением согласованных мер, инспекций, закрепленных в этих актах таким образом, что не остается сомнений в признании их юридической силы, а это – свидетельство статуса этих актов как источников МП.
7). Основные принципы МП.
Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимаютособое место, обладая комплексом присущих им признаков:
1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.
I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:
все государства юридически равны;
все государства должны уважать правосубъектность других государств;
все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;
территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;
государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;
государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.
II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.
Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.
Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.
III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.
Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.
IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:
не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;
не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также
не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.
Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).
V. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.
VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.
VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.
VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.
. Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.
IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.
X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.
8). Понятие и виды субъектов МП.
В МП существует две концепции, два подхода к определению того, кто является субъектами МП.
1. В рамках первого подхода субъектами МП признаются только государства, государствоподобные образования, международные межправительственные организации и нации и народы, борющиеся за свою независимость. Отметим, что еще в начале XX века на статус субъекта могли претендовать только так называемые цивилизованные государства или цивилизованные нации.
2. В рамках второго подхода в качестве субъектов, помимо вышеперечисленных, признаются юридические и физические лица (индивиды), международные хозяйственные объединения (у других авторов – ТНК), неправительственные организации.
Признаки субъектов МП.
1. внешняя обособленность;
2. персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
3. способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
4. участие в принятии норм МП.
Классификация субъектов МП.
1. Они делятся на две основные категории – основные (первичные) и производные (вторичные). К основным относятся государства, приобретающие международную правосубъектность в силу своего возникновения независимо от чьей-либо воли. К производным (вторичным) субъектам относятся преимущественно ММПО, также государствоподобные образования, специальное положение занимают нации и народы, борющиеся за свою независимость. Пожалуй, к категории вторичных можно отнести также международные неправительственные организации, ТНК, национальные юридические лица и индивиды.
2. По временному критерию субъекты МП делятся на постоянные и временные. К постоянным относятся государства, к временным – все остальные субъекты.
3. Субъекты разграничиваются на правосоздающие (государства, ММПО, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за независимость) и правоприменяющие (индивиды, хозяйствующие субъекты, неправительственные организации и все остальные «первичные» субъекты.
4. Возможно деление субъектов по отраслевому признаку, то есть бывают субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского права; субъекты международного уголовного права; субъекты международного гуманитарного права; международного космического права и т.д.).
9). Институт признания в МП.
Признание – это политико – правовой акт гос-ва, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового гос-ва, выражает свое позитивное отношение к этому и к намерению нового гос-ва вступать в отношения с другими гос-вами и иным образом участвовать в му общении.
В современном МП институт признания во многом сформировался в связи с появлением новых гос-в в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния или разделения гос-в.
Признание осуществляется в виде письменного послания от признающего гос-ва, передаваемого по дип. каналам или на церемонии провозглашения независимости.
Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная.
Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международнойправосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.
Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, "конституировало" государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.
Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют двеформы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто.Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и, подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание adhoc (разовое, на данный случай).
Различают две формы официального признания: признание dejure и признание defacto.
(1) это полное, окончательное признание, влекущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможности установления дип. и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства признаваемого гос-ва и исполнения вынесенных его судами решений;
(2) это признание ограниченное, неполное, не окончательное, скорее переходное к признанию dejure. Оно также влечет юр. последствия, но в меньшем объеме: пр-р, могут быть установлены лишь консульские отношения.
Известно также признание adhoc (на данный случай), иногда использовавшееся для переговоров с гос-вом или правительством, которое в принципе не получает признания.
Виды признания:
1. Признание государства.
2. Признание правительства (в широком смысле, то есть властей государства).
3. Признание органа национального сопротивления (Французский комитет национального освобождения под руководством генерала де Голля в 1942-1944гг.).
4. Признание восставшей стороной (повстанцы не могут уже рассматриваться в качестве вооруженных преступников), признание воюющей стороной (применению подлежат нормы международного гуманитарного права).
Формы признания:
1. Фактическое: временное, предварительное, может быть отозвано (так, например, западные державы признавали КНР в первые годы ее существования).
2. Юридическое: постоянное, не может быть отозвано (указ Президента РФ от 12 мая 1993 года №661 «О признании Эритреи», указ Президента РФ от 28 декабря 1992 года №1663 «О признании Чешской Республики и Словацкой Республики», указ Президента РФ от 20 мая 2002 года №477 «О признании Российской Федерацией Восточного Тимора и об установлении с ним дипломатических отношений»)
Проблемы:
• Нет международных договоров в этой сфере, попытка Комиссии международного права ООН что-то сформулировать провалилась.
• Существует ли обязанность признавать вновь появляющиеся государства.
• Политизация проблемы признания (Абхазия, Приднестровье).
• Является ли (не)признание правительства вмешательством во внутренние дела государства: доктрина Эстрада – да; доктрина Тобара – нет.
10). Правопреемство государств: основания и виды правопреемства.
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.
Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х годов в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Грoция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabularasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с "чистого листа".
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.
11). Правопреемство в отношении договоров.
В период Великой французской революции XVIII в. после свержения монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существовавшие между бывшим французским правительством и государствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.
В 1917—1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда договоров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и "внутреннему строю России". Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, "ввиду их противоречия принципу самоопределения наций". Но многие договоры царской России сохранили свое действие, например, соглашения по вопросам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почтовая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).
Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объек