Тема 1. Социальная сфера общества: определение и характеристика
Ректор
_______ О.А. Свиридов
«___»__________ 20__г.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 100100.62 – «Сервис»
Профиль подготовки ____________________________
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Оренбург
УДК
ББК
И
Обсуждена на заседании кафедры «Государственного управления и истории» от __ ___________ 201__ г., протокол № __.
Одобрена Учебно-методическим советом от __ _________ 201_ г., протокол № _.
Составитель: Л. А. Полывяная
О | Основы социального государства: рабочая программа учебной дисциплины / сост. Л. А. Полывяная. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 22 с. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления подготовки 100100.62 – «Сервис». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 100100.62 – «Сервис» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 100100.62 – «Сервис».
УДК
ББК
© Полывяная Л.А., составление, 2012 |
© ГОУВПО «ОГИМ», 2012 |
1 Цели освоения дисциплины…………………..……………….............4 | |
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………5 | |
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................………………………………………………… 6 | |
4 Структура и содержание дисциплины.................……………………8 | |
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………8 | |
4.2 Наименование тем, их содержание.......................................8-10 | |
4.3 Тематический план изучения дисциплины.............................10 | |
4.3.1 Очная форма обучения….............................................10 | |
5 Образовательные технологии...…………………………………….....11 | |
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………....................... 12 | |
6.1 Система и формы контроля.....................................................12 | |
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов....................12-13 | |
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.........................................................................................13 | |
6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения....................14 | |
6.3.2 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………..15-16 | |
6.3.3Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала .........................................................16-19 | |
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... | |
7.1 Основная литература……………………………………....…20 | |
7.2 Дополнительная литература……………………………....…20 | |
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы...............20-21 |
Содержание
1 цели освоения дисциплины
Цельдисциплины является формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства и других субъектов регулирования социальной сферы общества.
Для этого в рамках дисциплины решаются следующие задачи:
· изучить основные социальные функции государства и механизмы их реализации;
· изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства;
· узнать приоритеты социального развития РФ и принципы их реализации;
· дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики;
· развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем российского общества и адекватной оценки проводимых в стране преобразований в рамках становления социального государства.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы социального государства» относится к базовым дисциплинам «Гуманитарного, социального и экономического цикла». Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются в процессе изучения предшествующих дисциплин: «Экономическая теория», «Философия», «Правоведение».
Результаты изучения дисциплины могут быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Туристско-рекреационное проектирование», «Внутренний маркетинг в обеспечении качества услуг гостеприимства».
Программа рассчитана на подготовку специалиста в системе ступенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Основы социального государства» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «Философия», «История России», «Правоведение», «Социология», «Культурология», «Экономическая теория», «Психология».
Дисциплина «Основы социального государства» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами, отвечающим как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины «Основы социального государства»студент овладевает следующими компетенциями:
способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5);
способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);
планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-11);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни
· основы функционирования социального государства;
· теоретические основы возникновения социального государства как государства нового цивилизационного типа;
· принципы, цели и направления социальной политики государства;
· приоритеты социального развития российской федерации;
· принципы организации социальной экспертизы и социального аудита;
· сущность и значение социальной информации в развитии современного общества;
· основные методы, способы и предложения по решению социальных проблем;
Уметь:
· применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения
· исследовать теоретические основы формирования социального государства и его модели;
· использовать основные положения и приоритеты социальной политики государства при решении социальных и профессиональных задач;
· соблюдать основные правовые и юридические законы российской федерации, касающиеся социальной политики;
· разрабатывать предложения и рекомендации по решению социальных проблем;
Владеть:
· основами формирования социальных отношений в обществе.
· юридическими и правовыми знаниями, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей построения социального государства;
· навыками по проведению социального аудита и социальной экспертизы;
· навыками по повышению социальной ответственности гражданина социального государства;
· навыками адекватного анализа проводимых в России социальных преобразований на этапе становления социального государства;
· методами, способами и средствами оценки эффективности социальной политики государства.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Основы социального государства» составляет108 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)
Вид занятий | Количество часов в семестре | Всего часов |
очн. | Очн. | |
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (Сем.) | ||
Самостоятельная работа, в т.ч. | ||
Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ) | ||
Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ) | ||
Конспектирование первоисточников (КПИ) | ||
Форма рубежного контроля | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой |
Итого часов: |
4.2 Наименование тем, их содержание
Очная форма обучения
Виды занятий | Аудиторная работа, час | Самостоятельная работа | Общий объём часов | |||
Л | Сем. | Всего | Часы | Виды | ||
Тема 1 Социальная сфера общества: определение и характеристика | СИ | |||||
Тема 2 Сущность, цели и принципы социального государства | ПЗ | |||||
Тема 3 Понятие социальной политики. Модели социальной политики | ПЗ СИ | |||||
Тема 4 Субъекты социальной политики | ПЗ СИ | |||||
Тема 5 Повышение благосостояния населения | ПЗ | |||||
Тема 6 Система социальной защиты населения | ПЗ СИ | |||||
Тема 7 Регулирование рынка труда | ПЗ СИ | |||||
Тема 8 Роль социальной экспертизы в реализации функций социального государства | ПЗ СИ | |||||
Итого часов: | - |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Основы российского государства» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
Семестр | Наименование разделов, тем | Используемые образовательные технологии |
Тема 2 Сущность, и принципы социального государства. | Метод проектов Дискуссия | |
Тема 3 Понятие социальной политики. Модели социальной политики. | IT технологии | |
Тема 4 Субъекты социальной политики. | Метод проектов Дискуссия | |
Тема 6 Система социальной защиты населения. | Метод проектов Дискуссия | |
Тема 7Регулирование рынка труда. | IT технологии | |
Тема 8 Роль социальной экспертизы в реализации функций социального государства. | Метод проектов Дискуссия |
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ.
Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:
1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.
2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.
3. Рубежной формойконтроля является зачет с оценкой.
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1–6.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)
Баллы | ||
П1 | Посещение всех лекций | max 5 баллов |
П2 | Присутствие на всех практических занятиях | max 5 баллов |
П3 | Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях | max 30 баллов |
П4 | Оценивание самостоятельной работы | max 30 баллов |
Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)
Оценка | Баллы |
Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине
Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета | Оценка |
85-100 | 5 (зачтено) |
65-84 | 4 (зачтено) |
50-64 | 3 (зачтено) |
0-49 | 2 (не зачтено) |
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:
· подготовка к семинарским занятиям;
· изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;
· подготовка и сдача зачета.
6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения
Наименование разделов, тем | Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение | Форма отчетности о результатах СР |
Тема 3 Понятие социальной политики. Модели социальной политики. | Цели и задачи социальной политики социального государства.Правовые, нормативные, политические и экономические механизмы формирования социальной политики. Различные мировые модели социальной политики. | Конспект Тематический контроль по теме |
Тема 4. Субъекты социальной политики. | Социальная политика деловых организаций. «Внешняя» и «внутренняя» социальная политика бизнес-структур. Расширение социальной ответственности граждан и ее формы. | Конспект Тематический контроль по теме |
Тема 5 Повышение благосостояния населения. | Уровень и качество жизни как важнейшие социальные категории; система их показателей и индикаторов. Социальное расслоение и бедность как социальные проблемы и приоритетные направления управления социального государства. | Конспект Тематический контроль по теме |
Тема 7 Регулирование рынка труда. | Формы государственного регулирования рынка труда. Государственная политика занятости, ее нормативно-правовые основы и приоритеты. Социальное партнерство в трудовой сфере. Государственные и негосударственные службы занятости. | Конспект Тематический контроль по теме |
Тема 8Роль социальной экспертизы в реализации функций социального государства. | Понятие, особенности социальной экспертизы. Задачи и функции социальной экспертизы. Место и виды социальной экспертизы. Государственная и общественная социальные экспертизы. | Конспект Тематический контроль по теме |
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
2. Современные представления о сущности социального государства.
3. Принципы социального государства и их обоснование.
4. Приоритетные направления деятельности социального государства.
5. Важнейшие признаки социального государства.
6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.
7. Особенности корпоративной модели социального государства.
8. Общественная (социал-демократическая)модель социального государства: проблемы и решения.
9. Значение Концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.
10. Причины, затрудняющие становление социального государства в России.
11. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства.
12. Критерии эффективности социального рыночного хозяйства.
13. Основные тенденции развития экономики (за последние 10 лет).
14. Курс на инновационное развитие российской экономики: важнейшие цели и пути их достижения.
15. Понятие и признаки правового государства.
16. Характерные признаки и черты социального государства.
17. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.
18. Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии.
19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.
20. Экономическая демократия: сущность и основные формы.
21. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений.
22. Важнейшие цели социальной политики социального государства.
23. Субъекты социальной политики социального государства.
24. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.
25. Понятие и признаки социальной ответственности государства.
26. Основные направления социальной политики российских бизнес-структур.
27. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.
28. Критерии эффективности социальной политики социального государства.
6.3.3 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)
Примерные тесты
1.Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом:
а) эволюционного развития общественных отношений;
б) революционных преобразований в обществе;
в) целенаправленных действий властных структур;
г) активного воздействия на систему власти со стороны других государств.
2.Социальное государство признает высшей ценностью:
а) общество в целом;
б) принявший класс общества;
в) отдельные социальные группы;
г) гражданина данного государства.
д) человека, живущего на территории данного государства.
3.Социальное государство несет ответственность за:
а) социальное благополучие всех членов общества;
б) сохранение минимальных доходов населения;
в) социальную поддержку малоимущих граждан;
г) обеспечение высокого уровня и качества жизни граждан.
4.Социальное государство несет ответственность за:
а) социальное благополучие всех членов общества;
б) сохранение минимальных доходов населения;
в) социальную поддержку малоимущих граждан;
г) обеспечение высокого уровня и качества жизни граждан.
5.Высокий уровень бюджетных расходов на социальные нужды общества обеспечивает:
а) либеральная модель социального государства;
б) корпоративная (континентальная) модель социального государства;
в) общественная (социал-демократическая) модель социального государства.
6.Приоритетной задачей современного этапа становления в РФ социального государства является:
а) сглаживание социального неравенства в обществе;
б) бюджетная поддержка неэффективно работающих бизнес-структур;
в) оказание материальной помощи другим государствам.
7.Органы государственной власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности гражданина:
а) на уровне стандартов развитых стран;
б) в соответствии с рациональнымигосстандартами, учитывающими реальные возможности общества;
в) руководствуясь минимальными государственными стандартами.
8.РФ активно поддерживает систему социального страхования:
а) для всех членов общества;
б) для малоимущих граждан;
в) для обеспеченных людей.
9.Социализация рыночной экономики означает:
а) участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному принципу;
б) ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической целесообразности;
в) стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет своевременного решения социальных.
10.Участие бизнеса в социальной деятельности:
а) ведет к необратимым издержкам и снижению конкурентоспобности фирмы;
б) обеспечивает стабильную и эффективную деятельность фирмы в долгосрочной перспективе;
в) ухудшает экономические результаты фирмы, но улучшает ее общественный престиж.
11.Участие бизнеса в социальной деятельности:
а) высокий уровень коррумпированности госчиновников;
б) слабое влияние на этот процесс со стороны институтов гражданского общества;
в) отсутствие у представителей бизнеса соответствующей мотивации;
г) неэффективное управление социальной ответственности бизнеса со стороны органов власти и управления.
12.Социальное правовое государство обеспечивает всем гражданам равные права на:
а) достойную жизнь и свободное развитие;
б) социальную поддержку в сложной жизненной ситуации;
в) минимальный уровень личного благосостояния.
13.Социальное правовое государство обеспечивает всем гражданам равные права на:
а) правовой нигилизм населения;
б) низкое качество законодательства;
в) отсутствие подлинной независимости судов;
г) недостатки юридического образования;
д) неэффективность мер борьбы с правонарушителями.
14.В основе деятельности гражданского общества лежат:
а) общие интересы людей;
б) частные интересы людей;
в) сочетание общих и частных интересов.
15.Под «экономической демократией» понимается право работников (указать по степени важности):
а) делегировать своих представителей в органы управления предприятиями;
б) участвовать в распределении и присвоении доли прибыли;
в) получать информацию о положении дел на предприятии;
г) вносить предложения по некоторым вопросам производственной и социальной жизни;
д) налагать вето на принимаемые работодателем решения.
16.К субъектам социального партнерства не относятся:
а) представитель власти;
б) профсоюзы;
в) работодатель;
г) отдельный работник.
17.Главной целью социальной политики социального государства является:
а) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей граждан;
б) сохранение минимальных доходов населения;
в) оказание социальной помощи малоимущим гражданам;
г) отдельный работник.
18.Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени направлена:
а) на развитие персонала предприятий;
б) поддержку малоимущих граждан;
в) участие в реализации социальных программ федерального уровня;
г) оказание помощи депрессивным регионам.
19.В роли субъектов социальной политики наиболее эффективно выступают:
а) федеральные органы государственной власти;
б) органы местного самоуправления;
в) коммерческие организации;
г) институты гражданского общества;
д) государственные бизнес-структуры.
20.В основе социальной политики российского государства лежат:
а) минимальные государственные социальные стандарты;
б) государственные социальные стандарты достойной жизни людей;
в) рациональные государственные социальные стандарты;
г) социальные стандарты, обеспечиваемые ресурсами бизнес-структур;
д) социальные стандарты, осуществляемые за счет средств самого гражданина.
21.Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах:
а) всех членов общества;
б) малоимущих граждан;
в) представителей малого бизнеса;
г) политической элиты общества.
7 Учебно-методическОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплинЫ
7.1 Основная литература
1. ВласоваТ.В., Сущинская М.Д. Социальная экспертиза: учеб. пособие /Т.В. Власова, М.Д. Сущинская–СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 152 с.
2. Гриценко Н.Н., Шулус А.А. Основы социального государства: учебник для вузов / под общ.ред. Н.Н.Гриценко, А.А.Шулуса. – М.: Издательский дом «АТиСО», 2009. – 440 с.
3. Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: учебник для вузов/ И.П. Денисова, Л.Р. Клиновенко – М.:ФЕНИКС, 2009 г. – 347 с.
7.2 Дополнительная литература
1. Волгин Н.А. Доходы населения и оплата труда в современной России: анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления: Монография / Н.А.Волгин, Ю.П.Кокин. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 168 с.
2. Волгин Н.А. Социальная политика: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Н.А. Волгин. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 408 с.
3. Егоров В.И., Фулц И. П., Крумм Р.А., Волгин Н.А. Социальное партнерство: международный и российский опыт, перспективы развития. Коллективная монография / В.И. Егоров, И.П. Фулц, Р.А. Крумм, Н. А. Волгин.- М.: Полиграф сервис: - 2008.- 388 с.
4. Кущенко С.В., Литвинцева Г.П., Осьмук Л.А. Качество жизни населения в России и ее регионах: Кол.монография / С.В. Кущенко, Г.П. Литвинцева, Л.А. Осьмук. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – 560 с.
5. Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Социальное партнерство: Опыт, технологии, оценка эффективности / под общей ред. А. А. Нещадинн и Г. Л. Тульчинский. — СПб.: Алетейя, 2010. — 400с.
6. Плакси В.И. Оплата труда в России и современном мире: проблемы, действия: Коллективная монография /В.И. Плакси, Р.А.Крумм, Н.А.Волгин.- М.: Полиграф сервис, 2009. – 242 с.
7. Роик В.Д. Социальный бюджет России и основы социального бюджетирования :учеб.пособие / В.Д. Роик. – М.: 2008.
8. Юсов А.Б. Социально-трудовая сфера: тенденции развития и методы мониторинга и прогнозирования. Монография /А.Б. Юсов. - М. РАГС. 2009 . - 160 с.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА
Рабочая программа учебной дисциплины
Составитель:
ПолывянаяЛилия Анатольевна
Книга выходит в авторской редакции
Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.
Бум.офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.
Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.
Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»
460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.
Тел./факс: (3532) 36-19-62, 36-48-18
Ректор
_______ О.А. Свиридов
«___»__________ 20__г.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 100100.62 – «Сервис»
Профиль подготовки ____________________________
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Оренбург
УДК
ББК
И
Обсуждена на заседании кафедры «Государственного управления и истории» от __ ___________ 201__ г., протокол № __.
Одобрена Учебно-методическим советом от __ _________ 201_ г., протокол № _.
Составитель: Л. А. Полывяная
О | Основы социального государства: рабочая программа учебной дисциплины / сост. Л. А. Полывяная. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 22 с. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления подготовки 100100.62 – «Сервис». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 100100.62 – «Сервис» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 100100.62 – «Сервис».
УДК
ББК
© Полывяная Л.А., составление, 2012 |
© ГОУВПО «ОГИМ», 2012 |
1 Цели освоения дисциплины…………………..……………….............4 | |
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………5 | |
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................………………………………………………… 6 | |
4 Структура и содержание дисциплины.................……………………8 | |
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………8 | |
4.2 Наименование тем, их содержание.......................................8-10 | |
4.3 Тематический план изучения дисциплины.............................10 | |
4.3.1 Очная форма обучения….............................................10 | |
5 Образовательные технологии...…………………………………….....11 | |
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………....................... 12 | |
6.1 Система и формы контроля.....................................................12 | |
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов....................12-13 | |
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.........................................................................................13 | |
6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения....................14 | |
6.3.2 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………..15-16 | |
6.3.3Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала .........................................................16-19 | |
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... | |
7.1 Основная литература……………………………………....…20 | |
7.2 Дополнительная литература……………………………....…20 | |
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы...............20-21 |
Содержание
1 цели освоения дисциплины
Цельдисциплины является формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства и других субъектов регулирования социальной сферы общества.
Для этого в рамках дисциплины решаются следующие задачи:
· изучить основные социальные функции государства и механизмы их реализации;
· изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства;
· узнать приоритеты социального развития РФ и принципы их реализации;
· дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики;
· развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем российского общества и адекватной оценки проводимых в стране преобразований в рамках становления социального государства.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы социального государства» относится к базовым дисциплинам «Гуманитарного, социального и экономического цикла». Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются в процессе изучения предшествующих дисциплин: «Экономическая теория», «Философия», «Правоведение».
Результаты изучения дисциплины могут быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Туристско-рекреационное проектирование», «Внутренний маркетинг в обеспечении качества услуг гостеприимства».
Программа рассчитана на подготовку специалиста в системе ступенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Основы социального государства» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «Философия», «История России», «Правоведение», «Социология», «Культурология», «Экономическая теория», «Психология».
Дисциплина «Основы социального государства» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами, отвечающим как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины «Основы социального государства»студент овладевает следующими компетенциями:
способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5);
способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);
планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-11);
В результат<