Государственная принадлежность и гражданство.
В законодательстве некоторых стран подчеркивается значение понятия «гражданина» как субъекта политической деятельности, активно воздействующего на процесс властвования. В таких странах как Мексика, Бразилия выделяют понятия государственная принадлежность и гражданство. И только граждане обладают рядом политических прав и несут дополнительные обязанности (избирать и быть избранными, служить в армии и национальной гвардии, собираться для обсуждения политических дел страны, подавать петиции).
Исторически разница между лицом определенной государственной принадлежности (national – англ.) и гражданином (citizen – англ.) была законодательно закреплена в некоторых колониальных державах в XIX и начале XX в. В таких странах государственная принадлежность (т.е. статус «national») признавалась практически за всеми жителями как метрополии, так и колоний, а гражданами (т.е. статус «citizen») считались только, главным образом, постоянное население метрополии или лица, переселившиеся из метрополии. При этом граждане (citizens) в колониальной державе обладали всей полнотой прав (хотя, конечно, для отдельных групп граждан также могут вводиться некоторые ограничения в правах), а права лиц, только лишь имевших некую государственную принадлежность (nationals), но не получивших гражданства, были ограничены и, прежде всего, в отношении участия в управлении государством.
Гражданство в федерациях.
Наряду с общесоюзным гражданством в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложившихся принципов федеративного устройства этих стран, закрепленный конституциями (Поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии, ст. 43 Конституции Швейцарии и др.). В некоторых странах существует лишь единое федеральное гражданство (Индия, Малайзия и пр.). При этом в федерациях, где признается и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации, можно говорить о существовании многоуровневого, но не двойного гражданства. Статус гражданина федерации и статус гражданина субъекта той же федерации взаимодополняют друг друга и находятся (по крайней мере, должны находиться) в гармоническом единстве, поскольку субъект федерации является составной частью единого федеративного государства. А двойное (множественное) гражданство означает одновременную государственную принадлежность одного и того же лица двум (или более чем двум) совершенно различным странам. Права и обязанности, принадлежащие лицу в соответствии со статусом гражданина одного государства могут вступить в противоречие с правами и обязанностями того же лица как гражданина другого государства.
Гражданство и подданство.
Существует определенная разница между гражданством и подданством. Если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к конкретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства, в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами, то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности.
Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин «подданство» является однокоренным со словом дань, т.е. подданный – буквально платящий дань определенному монарху. Этот термин отражает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощавшем и сосредоточивавшем в себе государственный суверенитет. Считалось, что все остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах, установленных монаршей волей, оказывать воздействие на осуществление государственной власти.
Гражданин – это лицо, обладающее правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти, это – субъект политической деятельности, это – хозяин своей судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих европейских языках слово «гражданин» имеет общий корень со словом «город». В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось самоуправление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности.
Подданство, как правило, характерно для монархий, хотя в определенных парламентарных (например, Испания, Бельгия, Нидерланды) монархиях в настоящее время принят термин «гражданство». Гражданство характерно для республик[12].